Китай - глобальный игрок, который устанавливает свои приоритеты в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Стратегическое видение страны находит свое отражение в инициативе «Один пояс, один путь» (OBOR), объявленной в 2013 году президентом Китая Си Цзиньпином. В прессе OBOR часто называют "Шёлковый путь".
О том, в чем состоит стратегическая важность Украины для Китая, рассказала доцент политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Елена Мила в своей статье для международного интернет-журнала по актуальной проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона The Diplomat. Перевод статьи сделал ONLINE.UA.
Правительство Китая уже сделало огромные выделения на OBOR через механизмы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций ($100 млрд) и Фонд Шёлкового пути ($40 млрд). Если добавить частные инвестиции, общий объем может легко достичь $ 1 трлн. Эта инициатива все еще находится в разработке, но уже очевидно, что многие азиатские и европейские страны стремятся быть включенными в Шелковый путь. Для Китая, как мировой державы, присутствие в максимально большом количестве стран является инструментом, с помощью которого он может оказывать незаметное влияние (делая страны зависящими от торговых путей и экономики Китая).
Некоторые страны представляют особый интерес для Китая. И среди них Украина, которая привлекает Китай несколькими факторами - это географическое расположение Украины и ее потенциал, чтобы стать главным транзитным узлом в пределах OBOR, в дополнение к соглашению об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, а также сельскохозяйственная промышленность Украины.
Важный вопрос географии
Даже если просто смотреть на карту, становится понятно, что Украина является стратегически расположенной вдоль сухопутного пути из Китая в Евросоюз, что априори делает территорию Украины привлекательной для крупного транзитного узла. Хотя украинская инфраструктура не так развита, как у Польши или Турции, это легко исправить в среднесрочной перспективе. Именно из-за этой точки зрения в декабре 2013 года во время визита бывшего президента Украины Виктора Януковича в Китай был подписан ряд соглашений, в том числе меморандум о строительстве нового глубоководного терминала в Крыму и реконструкции Севастопольского морского рыбного порта. Крым должен был стать крупным транзитным узлом, и Китай готов был инвестировать в него $13 млрд. Российская аннексия полуострова поставил крест на этих планах, но они могут возродиться на юге Украины, в частности, в Одесской и Николаевской областях, где есть доступ к Черному морю.
Китай второй после США самый важный торговый партнер Евросоюза, объем торговли с ним составляет 14% от общего объема дополнительной торговли ЕС в 2014 году. Импорт товаров из Китая в страны ЕС значительно вырос за последний десяток лет – с 129,2 млрд евро в 2004 до 302,5 млрд евро в 2014. Объем экспорта увеличился в более чем в три раза за тот же период, и достиг 164,7 млрд евро в 2014 году. Эта тенденция будет продолжаться, так как Евросоюз и Китай стремятся углубить торговые отношения. В этом контексте, даже если только некоторые товары, проделывающие путь между Китаем и ЕС, будут проходить через территорию Украины, она сможет использовать свое уникальное географическое положение и стать новым важным транзитным звеном в Шелковом пути.
Зона свободной торговли с ЕС
С 1 января этого года Украина и ЕС подписали Соглашение о глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли (ГВЗСТ). Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Украины: за первые 9 месяцев 2015 года 32,9% всего украинского экспорта товаров пошло в ЕС, который в свою очередь составил 39,1% импорта Украины. Украина в ЕС в основном поставляет черные металлы, железную руду, электрические машины и крупы, а импортирует оттуда машины, транспортное оборудование, химикаты, текстиль и одежду, а также сельскохозяйственную продукцию. В то время как объем торговли между Украиной и ЕС составил 20,4 млрд евро за первые девять месяцев 2015 года, есть значительные возможности для его увеличения в рамках ГВЗСТ.
Для Китая здесь есть два элемента, имеющие важное значение – географическая близость к ЕС и потенциал для инвестиций. Украина ориентирует свою внешнюю и внутреннюю политику в сторону Европы. Проводя реформы, Украина предложит улучшенную прозрачность, демократическую ответственность и верховенство права. Играя по правилам, Украина будет привлекать китайский бизнес в надежде инвестировать в производство для экспорта в ЕС.
Близость Украины к рынку ЕС уже оказалась достаточной для некоторых китайских компаний, чтобы сделать решительный шаг и начать делать бизнес в Украине, не обращая внимания на неблагоприятный инвестиционный климат в настоящее время. Посольство Украины в Пекине считает, что по состоянию на 1 октября 2015 года объем китайских инвестиций в украинскую экономику составил $22,6 млн – 31% в промышленности, 23% в сельском хозяйстве, 15% в области транспорта, а также 14% в розничной и оптовой торговле. По словам генерального директора Китайской торговой ассоциации Руслана Осипенко, «нынешний уровень сотрудничества между Украиной и Китаем осуществляется на основе подписанной в 2011 году Декларации о стратегическом партнерстве между двумя странами. Китай наблюдает определенный успех реформ, которые выполняются украинским правительством. Именно поэтому китайские компании не покидают Украину, а совсем наоборот - объединились и создали Ассоциацию коммерции Китая, которая является платформой и мостом для деловых кругов обеих стран».
В обход России
Интерес Китая в Украине представляет её потенциал быть транзитным узлом. В частности, это имеет стратегическое значение для будущих грузовых поездов из Европы в Китай и обратно.
В конце января 2016 года Китай официально поддержал запуск грузового поезда из Украины в Казахстан и Китай, в обход России. Поезд отправляется из Ильичевска и держит курс на Грузию, Азербайджан, Казахстан и, в конце концов, Китай. Он включает в себя паромы по Черному морю и Каспийскому морю (Ильичевск - Батуми и Алят - порт Актау) и является частью Транскаспийского международного транспортного маршрута. Весь маршрут в Китай составляет 5,475 км. Первый поезд в рамках пробного пробега покинул Украину 15 января этого года и в течение 15 дней он достиг казахстанско-китайской границы. Специалисты говорят, что будет возможно сократить время доставки до 9-10 дней.
С марта грузовые поезда начнут движение по маршруту. Для того, чтобы убедиться, что поезд является конкурентоспособным по сравнению с другими маршрутами (в частности, через Россию), все государства-участники (Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан) подписали протокол о льготных тарифах. Как сказал министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, поезд будет идти в Китай без осмотров и на основе единой ставки.
Лю Цинь из посольства Китая в Украине отметил, что Китай поддерживает эту инициативу. «Если есть рыночная потребность. Если есть спрос на рынке, и это экономически целесообразно, поставщики из Китая и других стран должны быть заинтересованы. Они могут выбрать этот маршрут. Китайские экспортеры больше озабочены транспортными расходами и время доставки. Это особенно важно при сравнении его с морским торговым маршрутом. Китайские экспортеры должны быть заинтересованы в этом проекте, но до сих пор их точка зрения не известна... Когда грузовые сборы и сроки поставки станут конкурентоспособными, мы можем ожидать, китайские компании реагировать».
В прошлом месяце Пекин не только одобрили запуск поезда в обход России, но и совместно с украинским правительством была создана комиссия по жизнедеятельности «Шелкового пути», чтобы договориться о пакете проектов транспортной инфраструктуры для увеличения транзитного потенциала Украины.
Осипенко признает, что «согласно информации, полученной от Министерства инфраструктуры Украины, европейские компании, в частности, австрийские, выразили свою заинтересованность в торговом пути из Европы в Китай и обратно через Украину». Это особенно перспективно, поскольку после завершения реконструкция тоннеля Бескид (которая финансируется Европейским инвестиционным банком) и улучшениями транспортной инфраструктуры между ним и морским портом в Ильичевске под Одессой, у грузов будет прямой маршрут из Вены через Братиславу до границы с Украиной.
«Туннель Бескид является стратегическим объектом инфраструктуры, потому что это часть пятого панъевропейского транспортного коридора, который проходит через территорию Италии, Словении, Венгрии, Словакии и Украины», - сказал доцент Института машиностроения и транспорта Николай Осташик.
В то время как туннель рассматривается как важнейшее звено соединения Азии с Западной Европой, есть также огромный нереализованный потенциал для расширения Шелкового пути на север. У Ильичевского порта, который обслуживает железнодорожную линию, проходящую между Украиной и Китаем, также есть прямые соединения для грузовых поездов со странами Северной Европы. Например, Литва уже подписала предварительный меморандум о сотрудничестве с грузовым поездом в Китай из Украины.
У поезда есть высокий шанс на успех, учитывая, что он может достичь своего назначения в течение десяти дней, что является весьма привлекательным для компаний; выгодным является прозрачный, оптимизированный и единый тариф для всех стран-участниц; он привлекает к себе интерес поставщиков в Европе и Азии.
Поставщик сельскохозяйственной продукции
Еще одной привлекательной особенностью для Китая является сельскохозяйственный сектор Украины. В 2015 году Украина обогнала США, став номер один поставщиком кукурузы для Китая. Традиционно в значительной степени зависимый от сельскохозяйственной продукции США, Китай снижает эту зависимость с помощью украинской продукции. В 2012 году Украина и Китай подписали контракт на $28 млрд, по которому Украина будет поставлять сельскохозяйственную продукцию в Китай в обмен на покупку китайских удобрений и сельскохозяйственной техники. В 2015 году Китай стал крупнейшим импортером украинской сельхозпродукции - за девять месяцев украинский экспорт зерна в Китай увеличился в 6,6 раз, по информации посольства Украины в Китае. В том же году доступ к китайскому рынку получили 18 украинских производителей молочной продукции.
У китайской компании Noble Agri, которая полностью принадлежит COFCO (Китайская национальная корпорация зерновых, масел и пищевых продуктов), есть два актива в Украине. Первый расположен в Мариуполе. Это комплекс по переработке семян подсолнечника с ежедневным объемом переработки 1500 тонн и емкостью 180 тыс метрических тонн. Второй объект - это недавно построенный терминал Николаевского зернового порта, который может похвастаться перегрузочной мощностью 2,5 млн тонн в год и пропускной способностью склада в 125 тыс тонн. Украина является единственной европейской страной, где присутствует Noble Agri, конкурирующая с такими крупными американскими компаниями, как Cargill, Monsanto и Bunge. Кроме того, Noble Agri приобретает массовые товары из регионов с низкими производственными затратами и поставляет их на рынки спроса с высокими темпами роста, особенно в Азии и на Ближнем Востоке; например, он является ведущим поставщиком кукурузы и соевой муки в Саудовской Аравии. Таким образом, в дополнение к обеспечению поставки сельскохозяйственной продукции в Китай, Noble Agri также конкурирует на мировом рынке с другими, в основном американскими компаниями.
Очевидно, что у Китая есть стратегические интересы в Украине. Этот интерес основан на долгосрочной перспективе, которая видит Украину как ключевое звено в Европу. Поскольку Китай преследует свою генеральную стратегию для Евразии, Украина готова стать основным бенефициарием.