Никто из представителей американских властей не обладал большим влиянием на Украину, чем вице-президент страны Джо Байден. Как уполномоченный представитель администрации Барака Обамы по политическим вопросам, он сплотил поддержку Киева перед лицом российской военной интервенции и развивал личные отношения с лидерами страны. Но он проводил политику "жесткой любви", не раз задерживая финансовую помощь из-за опасений, связанных с коррупцией.
В своей статье для Foreign Policy, перевод которой сделал ONLINE.UA, журналисты Дан де Луче и Рид Стендиш говорят о влиянии и связи вице-президента США Джо Байдена с украинскими политиками, их обеспокоенности по поводу того, будет ли следующая администрация Белого дома оказывать такую же поддержку, в то время как Владимир Путин, кажется, собирается наращивать давление. Также издание проанализировало, при каких условиях США таки могут дать Украине летальное оружие, и как Хиллари Клинтон поддержит Киев, если станет президентом.
Так как срок пребывания Байдена на посту вице-президента подходит к концу, следующему президенту США предстоит решить, кто возьмет на себя уникальную роль специалиста, ответственного за принятие решений по Киеву. Переход власти в США происходит в решающий момент войны в Украине, в условиях все более напряженной конкуренции между Америкой и Россией, а также растущей усталости Европы от непрекращающейся коррупции в Киеве.
Новый президент США примет присягу 20 января 2017 года, и это произойдет на фоне растущей тревоги в Госдепартаменте, Министерстве обороны и Конгрессе в связи с поведением РФ в Украине и других местах. В связи с беспорядочными бомбардировками сирийского города Алеппо, взломом серверов Национального комитета Демократической партии, поддержкой вооруженных сепаратистов на востоке Украины (и прямым военным вторжением РФ, - ред.) и угрозами применения ядерного оружия со стороны России, американские дипломаты, высшие военные чины и законодатели все чаще выступают за агрессивную тактику в действиях против Москвы.
"Есть желание насчет более напористого подхода", - сказал один член Конгресса, специалист по политическим отношениям с Украиной и Россией.
Широко распространено мнение, что кандидат от демократов Хиллари Клинтон больше готова сразиться с Россией от имени Украины и вести более жесткую линию внешней политики, чем администрация нынешнего президента Барака Обамы. Но украинские чиновники всерьез опасаются ее противника-республиканца Дональда Трампа, который тепло отзывается о российском президенте Владимире Путине.
Читайте также: Трамп уже сделал первый подарок Путину - The Washington Post
Даже президент Обама, демократ, помогал разделить бремя украинских бед неохотно, отчасти из страха спровоцировать прямую конфронтацию с Москвой. В 2014 году российские войска захватили и аннексировали Крым, а затем РФ отправила военных на восток Украины, чтобы поддержать там сепаратистов. Вместе с тем, Обама отклонил предложение Байдена и большинства своих советников и не принял решения о поставке оружия украинским военным.
Обаму волновала возможность эскалации военного противостояния между Киевом и Москвой, то, что Россия, вероятно, победит и он принимал во внимание сильное сопротивление европейских столиц такому развитию событий. Вместо этого Обама настоял на экономических санкциях против РФ и согласился, чтобы Германия и Франция стали посредниками в дипломатических усилиях Киева и Москвы по разрешению конфликта.
Но борьба продолжается, и истекает терпение в отношении России в Конгрессе, где некоторые законодатели уже готовы ввести новые экономические санкции против Москвы. Старшие дипломаты также разочарованы состоянием разваливающихся мирных Минских соглашений и считают, что пришло время Соединенным Штатам взять на себя ведущую роль в переговорах, а не перекладывать это дело на Берлин и Париж.
Заключенное при международном посредничестве соглашение помогло снизить интенсивность боевых действий во время их пика в 2014 году (вторые Минские соглашения, напомним, был подписаны в феврале 2015 года, первые - в сентябре 2014-го, - ред.). Но им не удалось добиться прочного прекращения огня или реинтеграции контролируемых сепаратистами регионов на востоке Украины. По данным ООН в конфликте погибло около 10 000 человек с его начала в апреле 2014 года.
Представители администрации Обамы говорят, что есть небольшой шанс, около 10 недель между выборами в США 8 ноября и вступлением следующего президента в должность, и что в это период может появиться возможность достичь прогресса по Минским договоренностям. Но это будет зависеть от маловероятной готовности Путина отойти от нынешнего конфликта в Украине, в котором Москва регулярно усиливает провокации, оказывая давление на Киев.
Если верить электронным письмам, якобы принадлежащим помощнику Путина Владиславу Суркову, которые недавно были получены группой украинских хакеров, у Кремля есть подробные планы того, как еще больше дестабилизировать политику и экономику Украины. Впрочем, подлинность этих документов до сих пор не подтверждена.
Эффект Байдена
Власти Украины в значительной степени опирались на прямой канал связи с вице-президентом США, и уход Байдена оставит зияющую дыру. Его влияние в значительной степени основано на силе его личности, поддержке со стороны Обамы и длинном послужном списке содействия повышению американской роли в Восточной Европе - от поддержки расширения НАТО до призывов к американской военной интервенции на Балканах в 1990-е годы.
Если президентом будет избрана Клинтон, что, согласно текущим опросам общественного мнения, вполне вероятно, контроль связей США с Украиной, потенциально, может перейти обратно к Госдепартаменту. За это может взяться и сама Клинтон, так как она показала большой интерес к конфликту, по словам нынешних и бывших работников администрации.
Возможно также, что Байден будет играть определенную роль в будущей администрации Клинтон. По утверждению издания Politico, ее советники хотят предложить Байдену должность госсекретаря, хотя перспективы такого исхода остаются, в лучшем случае, неясными.
Но точно ясно, что у следующего президента будет "специально уполномоченный человек по Украине", будь то в Белом доме или в Госдепартаменте, сказал высокопоставленный представитель администрации, говоривший на условиях анонимности.
Байден говорит с украинским руководством по телефону, два или три раза в месяц и "принимает очень активное участие" в жизни страны, сказал в комментарии Foreign Policy представитель администрации.
Украинские чиновники подтверждают эти слова и нахваливают помощь Байдена. "Роль Джо была уникальной и ценной, и будет очень сложно его заменить", - сказала Foreign Policy бывший министр финансов Украины, а ныне сотрудник Атлантического совета Наталья Яресько.
Читайте также: Константин Боровой: Путину ничего не поможет, всем понятно, что он - обычный бандит
Обама и Байден разделили обязанности по реагированию на кризис в Украине. Президент сосредоточился на укреплении поддержки для сохранения санкций в отношении России, ведя переговоры с немецким канцлером Ангелой Меркель и другими европейскими лидерами. Миссией Байдена, тем временем, было держать Украину в курсе событий, в то же время, удостоверяясь, что Киев не нарушает Минские договоренности и в состоянии бороться с коррупцией внутри страны - провал любого из этих условий может подтолкнуть европейские столицы отказаться от санкций.
"Вице-президент принимал чрезвычайно активное участие, помогая доносить до украинцев, что им нужно оставаться белее снега - как в отношении реформ, так и их обязательствам по Минским соглашениям, чтобы у европейцев не было предлога отвернуться от них", - сказал представитель администрации.
Битва за реформы в стране
Связь Байдена с украинцами была установлена вскоре после свержения экс-президента Виктора Януковича в феврале 2014 года. После того, как Янукович не подписал долгожданное Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, а вместо этого принял предложение о получении $15 млрд и газа со скидкой от Кремля, в Киеве вспыхнули массовые протесты. Спустя несколько месяцев протестов и кровопролитных столкновений между демонстрантами и полицией, Янукович покинул столицу 22 февраля 2014 года, отправившись в Россию, где он живет сегодня.
Первостепенной задачей Вашингтона было обеспечить в Киеве достаточно надежное правительство, чтобы справиться с трудным политическим переходом и спасти тонущую экономику страны. Но политическая культура Украины оказалась проблемной, а ее государственные институты стали пустыми, пока страной управляли в партнерстве политики и олигархи.
Арсений Яценюк - бывший министр иностранных дел и экс-кандидат в президенты - выиграл поддержку Запада, став премьер-министром после Евромайдана. Петр Порошенко, политик-миллиардер, который занимал нескольких постов в Кабмине за последние десять лет и заработал свои деньги в кондитерском бизнесе, также стал ключевым игроком на политической сцене после Майдана. 25 мая 2014 года Порошенко был избран президентом.
Байден наладил личную связь с правящим дуэтом и начал бороться за различные реформы в Украине. Он помог формирующемуся правительству получить пакет помощи от Международного валютного фонда в размере $17,5 млрд, поддержал перестройку неэффективной и коррумпированной газовой отрасли страны, содействовал нашумевшему реформированию печально известной милиции Украины и настаивал на создании независимого антикоррупционного бюро. Внимание вице-президента к Киеву также подкрепляли помощница Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джона Керри Виктория Нуланд, которая тесно сотрудничала с новым Кабинетом министров Украины, состоящим из прозападных технократов, а также министр торговли Пенни Прицкер, которая помогала вводить рыночные реформы.
"Самым главным элементом было время. Байден пришел, когда Украина отчаянно нуждалась во внимании со стороны международного сообщества, и он его предоставил", - сказал Балаш Жабарик, приглашенный научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.
Но именно личный дипломатический подход вице-президента продвинул его активную позицию и позволил построить прочные отношения с украинскими политиками.
"Он (Байден – ред.) - реальный человек. Он делает то, во что он верит. У него есть видение. У него есть мужество", - сказал Foreign Policy Яценюк, который ушел в отставку в апреле.
Яценюк отдал должное драйву Байдена, который закрепил авторитет США среди украинских законодателей достаточно сильно, чтобы была услышана критика Вашингтона, когда Киев начал тормозить реформы. Один из таких случаев произошел в декабре 2015 года, когда вице-президент в пламенной речи призвал украинский парламент ограничить власть олигархов в стране и выполнить обещания, звучавшие во время Евромайдана.
"Жесткая любовь" Байдена стала более заметной, когда украинская политика вернулась на старую дорожку. Несмотря на ряд мер, направленных на повышение прозрачности работы правительства и спасение балансирующей экономики страны, Киев начал тормозить - а в некоторых случаях, полностью останавливать - проведение реформ по борьбе с коррупцией.
В конце 2015 года начало расти общественное недовольство выбранным Порошенко генеральным прокурором: Виктором Шокиным, ветераном украинской политики и близким соратником президента. Шокин совершил ошибку в деле о коррупции бывшего ставленника Януковича и позволил ему покинуть страну.
Позиция генерального прокурора, который назначается президентом, имеет огромное значение в Украине и часто используется для оказания давления на конкурентов и заключения сделок для политической и коммерческой выгоды. Евромайдан должен был положить конец такого рода махинациям, но Шокин служил напоминанием о том, что мало, что изменилось. Он усилил это восприятие тем, что усложнял расследование насчет двух высокопоставленных государственных прокуроров, арестованных по обвинению в коррупции (так называемых "бриллиантовых прокуроров", - ред.) и после того, как министр экономики Айварас Абромавичус назвал его причиной задержки реформ, прежде чем уволиться в знак протеста этому.
Встревоженный тем, что Порошенко пошел на попятную, Белый дом задержал выдачу $1 млрд кредитных гарантий до увольнения Шокина. Байден сам по телефону сообщил Порошенко об этом решении.
"Петр, вы не получите ваш миллиард долларов, – в интервью Atlantic вспомнил Байден свои слова, сказанные украинскому президенту. – Все хорошо, вы можете оставить прокурора. Просто поймите - если вы это сделаете, мы не дадим вам денег".
Порошенко, в конце концов, уволил Шокина. Но в результате репутация украинского лидера в Вашингтоне - и в Украине - испортилась, а его рейтинги упали до близкого к 10% показателя.
"Трудно искоренить коррупцию в вашей системе, если генеральный прокурор не только коррумпирован, но у него есть куча коррумпированных дружков на других позициях, и они активно срывают расследования в отношении олигархов и правительственных чиновников, - сказал высокопоставленный представитель администрации США. - Увольнение Шокина было необходимым – пусть и не вполне достаточным, – фактором для продвижения Украины на пути реформ".
После инцидента с Шокиным, прозападная коалиция Яценюка и Порошенко также попала в опасность, когда премьер и президент начали конфликтовать, очерняя друг друга в местных СМИ. Яценюк едва пережил голосование по выражению недоверия, организованное против него партией Порошенко, что привело к напряженному политическому кризису. После нескольких месяцев междоусобиц и потери доверия со стороны западных партнеров Украины, Яценюк ушел с поста премьер-министра в апреле.
С тех пор Киев продолжает распылять реформы, в то время, как корыстные интересы прошлого столкнулись с новой волной политиков и активистов, пытающихся вывести страну на западное направление.
Последнее столкновение было между продолжающими вражду Генпрокуратурой и недавно созданным Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ). Новое бюро было создано для решения громких коррупционных дел, но НАБУ напрямую противоречило прокуратуре, которая рассматривает его как политического конкурента. В драматическом инциденте в августе представители прокуратуры провели обыски в офисах НАБУ по обвинению в незаконной слежке, а затем задержали двух следователей и избили их, когда они находились в заключении (отметим, что это лишь одна из версий скандального события, - ред.).
Поставки оружия в Украину
Помимо подталкивания Киева к реформам, политика США по отношению к Украине будет зависеть от продолжающейся войны на Донбассе. Если Минские договоренности потерпят крах, и уровень насилия повысится, следующему президенту предстоит вступить в возобновившиеся дебаты - не только о новых санкциях в отношении Москвы, но и о том, чтобы вооружить украинские силы для борьбы с поддерживаемыми Россией сепаратистами.
Вопрос о том, следует ли поставлять оружие (в частности, противотанковое) Киеву вызвало бурные дебаты внутри и вне администрации, когда война достигла своего пика в 2014 году.
По словам Дерека Солея, который в то время был высокопоставленным чиновником министерства обороны, советники Обамы были практически единодушны в призыве к вооружению силовиков Украины. "Это был один из немногих случаев, которые я могу вспомнить в администрации Обамы, когда почти каждый высокопоставленный чиновник был за то, чтобы сделать что-то, против чего выступает президент", - пишет Солей в своей книге The Long Game.
Белый дом настолько хотел избежать какой-либо напряженности в отношениях с Россией, что отправлял нелетальное военное снаряжение в Украину на грузовиках вместо военных самолетов США - на всякий случай, чтобы самолеты не были восприняты как провокация.
Малоинтенсивная борьба продолжается, и каждую неделю сообщается о жертвах. Тем не менее, сейчас нет крупномасштабных военных наступлений, а линия фронта заморожена. И, как следствие, призывы к вооружению Киева исчезли.
"Этот вопрос обсуждался больше, когда конфликт был более горячим", - сказал высокопоставленный представитель администрации.
Читайте также: Путин бросил против Украины марионеток, самые опасные из них - в Киеве
Украинские вооруженные силы также стали гораздо более способными и организованными за последние два года, после получения профессиональной подготовки и помощи со стороны Соединенных Штатов, и после того, как Киев начал программу реформ. Тем не менее, украинские чиновники говорят, что они будут поднимать вопрос о получении летальной помощи со стороны Вашингтона со следующим президентом США и рассчитывать на поддержку обеих партий.
Киев и Новый Белый дом
Забегая наперед, можно сказать, что Украина и непрочные Минские соглашения будут оставаться одним из приоритетов внешней политики для следующего президента из-за их центральной роли в натянутых отношениях Вашингтона с Москвой. Чиновники в Киеве благосклонно относятся к идее президентства Клинтон и у них большие надежды, что их потребности будут удовлетворены.
"Хиллари для Украины - чемпион. Она знает все об Украине", - сказал бывший премьер-министр Яценюк.
Дональд Трамп же, напротив, выразил мало симпатии к бедственному положению Украины, и даже повторил точку зрения России в отношении конфликтных событий.
После того, как Трамп в июле дал интервью Джорджу Стефанопулосу на ABC News, в котором он сказал, что Россия не вторгалась в Украину, а те, кто живет в Крыму, возможно, на самом деле счастливее под контролем Москвы, Киев выразил возмущение. На своей странице в Facebook Яценюк написал, что комментарии Трампа были нарушением "ценностей свободного мира, цивилизованного мирового порядка и международного права".
Клинтон встретилась с Порошенко в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, и оба согласились, что "солидарность с Украиной имеет важное значение в борьбе против российской агрессии", сообщили в пресс-службе украинского президента.
Порошенко также обратился к Трампу, но встречи не произошло - представитель АП тогда сказал, что кандидат от Республиканской партии так и не дал четкого ответа на вопрос о проведении встречи.