Перед Днем Независимости Украины гостем редакции ONLINE.UA стал чешский журналист Онджей Соукуп, который вернулся из поездки по Донецкой области, где побывал в Славянске.
Он поговорил с журналистом издания Ярославом Гребенюком о цене независимости Украины, рассказал о встречах с жителями Славянска и с военными в зоне АТО.
Также по просьбе коллеги ONLINE.UA предоставил свою студию для записи интервью с собеседниками, интересными чешской аудитории.
Онджей Соукуп побеседовал с Виталием Овчаренко из Донецка – одним из лидеров ультрас "Шахтера", общественным активистом, бойцом АТО.
В первой части интервью Овчаренко рассказал об ультрас "Шахтера", сразу же ставших на сторону Майдана, и о том, как с 2014 года изменились армия и волонтерское движение.
В окончании – беседа о зарождении украинской политической нации.
- А что в целом изменилось в головах украинцев за эти два года?
- Эта война – первый пример, когда народ, люди с автоматами в руках воюют за европейские ценности. В Европе никто еще не воевал за европейские ценности, украинцы – первый народ, который воюет.
Я бы сказал, что в обществе зарождается политическая украинская нация. Когда я воевал (Виталий Овчаренко был бойцом батальона "Днепр-1", участвовал в выходе из окружения в Дебальцево в 2015 году, - ONLINE.UA), у меня в батальоне были разные люди – разный уровень образования, общения, социальных связей. Но когда я спрашивал: "Ребята, а за что вы воюете?", я получал такие грандиозные ответы! Это меня положительно шокировало, отвечали: "Я воюю за европейские ценности!" Я говорю: "Юра! Назови европейские ценности!" И он начинает перечислять их. И вот я до сих пор поддерживаю связь с этими людьми, помогаю им. Я знаю, что они видят свои цели: от защиты независимости Украины до интеграции Украины в Европу.
И люди, которые считают себя украинской политической нацией, не придают большого значения экономическим трудностям: "Доллар подскочил? Ну и черт с этим долларом – переживем!"
И для нас День Независимости Украины – это не просто выходной день в календаре. Это праздник со слезами на глазах - в буквальном смысле. То же касается флага: раньше это просто был флаг государства, а сейчас это больше, чем флаг!
И когда мы отступали из Дебальцево, то первое, что делали ребята – снимали украинские флаги, чтобы не досталось врагу, чтобы русские не стали над ними глумиться.
Раньше, когда на публичных мероприятиях раздавали сине-желтые флажки, их кто-то ронял, они могли на земле лежать. И сейчас и я, и знакомые отмечают: люди флажки поднимают, могут даже выкинуть, но главное, чтобы украинский флаг не лежал под ногами.
Читайте также: Война на Донбассе закономерна, там все должно было взорваться - журналист из Европы
Вот такие происходят изменения в головах людей. И в Восточной Украине они происходят. Просто раньше не стоял остро вопрос самоидентификации, с началом войны все изменилось.
Знаю таких русских, русскоязычных людей, которые кричали про величие русской культуры, а сейчас они и воюют, и помогают, волонтерят.
Так что спасибо российской агрессии, что она дала нам вернуться к исторической памяти. Люди заполняют исторические пробелы, они отошли от российских шаблонов: касательно грузинской, чеченской войн, касательно украинского освободительного движения 1917-21 годов. Люди читают и сопоставляют факты. И это хорошо: уже меньше повторяют байки о "бандеровцах", которые "дедам стреляли в спины", а пытаются разобраться в этих историях.
И мои друзья из ультрас стали больше читать исторической литературы, смотреть исторические передачи. Другое дело, наше телевидение отстает от запросов общества. У нас все спорят на "Шустер Live", но нет ни одной подобной исторической передачи (Виталий Овчаренко закончил исторический факультет Донецкого университета, кандидат исторических наук, - ONLINE.UA).
Вахтанг Кипиани запустил передачу "Історична правда", но это капля в море. А у нас нет серьезных исторических дискуссий в обществе. Нет в стране ни одного исторического журнала. В Польше я в ларьке на окраине города насчитал двенадцать исторических журналов!
И много чего еще нет. Нет своего National Geographic. Нет журнала, посвященного внутреннему туризму, поэтому многие украинцы, не зная своей страны, думают, что лучше отдыхать в Турции или Египте. Там, конечно, хорошо, но наши люди не знают, сколько у нас хороших и дешевых отелей в Карпатах, как здорово отдыхать на Волыни, в Каменец-Подольском…
Но вот, кстати, из-за войны стали больше ездить, смешиваться, рушатся стереотипы и на западе Украины, и на востоке. И люди все больше стали дорожить Украиной как государством. Не только культурно – Украиной, как "садком вишневим коло хати", а именно как политическим образованием.
И срабатывает историческая память: если мы проиграем, и все рухнет, одна часть населения, которая успеет добежать до польской границы, спасется. А большинство не успеет, а отправится осваивать сибирские дали.
- Вы говорите о создании политической нации, но мне приходилось, например, во Львове слышать: "Нет, но они же там, на востоке, все безнадежные, там же половина уголовников, которых свозили на эти химзаводы и шахты!" А, по-моему, они не хотят понять именно то, о чем вы только что говорили – насколько сейчас все смешивается. Каков вклад Донбасса в эту новую политическую нацию?
- Каков вклад Донбасса? Да он уже немалый. Очень много людей в добробатах и в армии – мои земляки. Другое дело, что они об этом предпочитают не распространяться, у многих родственники на оккупированных территориях, осталось имущество, дома. Даже на освобожденных территориях Донбасса у родственников бойца ВСУ могут быть проблемы – с соседями.
Читайте также: У Губарева на стенах были свастики, а в Донецк навезли чертей из России: как начиналась война
А примеров их героизма множество. Мои знакомые, когда Славянск был под Гиркиным (в 2014 году, - ONLINE.UA), ездили туда добывать разведывательную информацию. Были женщины, которые ночью стирали форму украинских солдат. Почему ночью? Да чтобы соседи не увидели.
Я сравниваю ситуацию на Донбассе с тем, что происходило на Западной Украине в 20-40-х годах прошлого столетия во взаимоотношениях с Польшей. Вот такие события сейчас переживает и Донбасс: есть и предательство, и героизм. Кто-то проявил самопожертвование, а есть предатели – общественники, которые на Евромайдане прыгали с сине-желтыми флагами, сейчас работают в структурах ДНР.
И на Донбасс действительно когда-то свозили уголовников. Ну, так уже внуки их родились. А внукам не обязательно становиться уголовниками. Сын же за отца не отвечает – мы же не при Сталине живем.
Беседовал Онджей СОУКУП, Hospodářské noviny (Прага)