В Донецке ждали, что его заберет Россия, а Губарев устраивал мракобесие - Денис Казанский о начале войны
Категория
Украина
Дата публикации

В Донецке ждали, что его заберет Россия, а Губарев устраивал мракобесие - Денис Казанский о начале войны

В Донецке ждали, что его заберет Россия, а Губарев устраивал мракобесие - Денис Казанский о начале войны
Источник:  online.ua

Денис Казанский, блогер и журналист из Донецка, в продолжении беседы с журналистом ONLINE.UA Ярославом Гребенюком вспомнил, как на пророссийских митингах весной 2014 года впервые появился лидер сепаратистов Павел Губарев, кто привозил в Донецк российские флаги, и какова была роль Рината Ахметова в организации волнений на Донбассе.


Первую часть интервью читайте здесь: Будущий "министр" ДНР призывал убивать, а другой ходил на Евромайдан


- Что изменилось в Донецке, когда Янукович сбежал в Крым, а потом в Россию?


- С момента бегства (23 февраля 2014 года, – ONLINE.UA) до 28 февраля, когда Левченко (на тот момент - нардеп от Партии регионов, - ONLINE.UA) привел Губарева в Донецкий горсовет, и тот назвал себя «командиром народного ополчения Донбасса», это была неделя вакуума, растерянности.


Помню, в Донецк приехали иностранные журналисты, я повел их в горсовет, хотели сделать интервью с мэром. А мэр Лукьянченко в это время прятался, он взял больничный. Пообщались с пресс-секретарем Максимом Ровенским, а потом, когда выходили, встретили Лукьянченко, он тихо крался по темному коридору, реально – как вор. А раньше он ходил, как король со свитой, и все кланялись ему в ноги. А теперь крался как вор, у себя в горсовете – это было так смешно! Он вздрогнул, когда нас увидел, я заметил страх в его глазах.


В феврале мы переписывались в Facebook с Пашей Губаревым, на повышенных тонах, но добавляя: «Спасибо за твое мнение!» Как-то цивилизованно могли еще общаться. Но вот появились его посты: «Я - Павел Губарев, командир народного ополчения. Призываю всех прийти на митинг 1 марта!» Я к этому отнесся, как к юмору. Губарева я знал, он и у Коли Левченко работал мальчиком на побегушках, и с другими регионалами. Поэтому я к этому отнесся так – очередной «антимайдан» затевается.


Читайте также: У Губарева на стенах были свастики, а в Донецк навезли чертей из России: как начиналась война


И в это же время мне звонит Макс Ровенский, говорит: «Паша везет сюда толпы людей, хочет сделать переворот, мы не знаем, что делать!» Я отвечаю: «В смысле? И что ты хочешь от меня?» – «Может, как-то об этом написать?» Я говорю: «Вы сами раскачали эту историю, столько ненависти, крови! А теперь хотите, чтобы я в последний день на что-то повлиял? Я не смогу, даже если захочу!» Но я думаю, это была просто попытка отвести от себя подозрение. Типа, мы не виноваты! Тут нас страшно запугивают!


И вот 1 марта Партия регионов собирает митинг: против "антиконституционных действий Киева", «За Донбасс!», не помню точно, какая-то мутная формулировка. Получается: и регионалы, как обычно, свозили туда людей по разнарядке, и Паша Губарев туда своих созвал.


- Вот тут сразу интересно, каких «своих людей» Губарев привез, кто был на митинге?


- Каких людей он привез, я, кстати, не успел разобраться, «тайна, покрытая мраком». Он активно вел агитацию в соцсетях. Часть этих людей привезли централизованно автобусы. Часть собирали через интернет, через эти группы «Антимайдан», «Народное ополчение». Были маргиналы: «Русский блок», витренковцы. Выходит, и реальные сепары, и регионалы созывали людей на один и тот же митинг. И получилось, что Губарев этот митинг у регионалов отжал. Как бы отжал.

Вот такой парадокс: Партия регионов организует этот митинг, и, в то же время, регионалы, которые сливали информацию, мне жаловались: «Губарев собирается учинить что-то страшное!» И, по логике вещей, нужно было этому митингу препятствовать – убрать большую сцену, увезти звуковое оборудование. Но подготовку к митингу не остановили.



И 1 марта все было как всегда: трибуна, аппаратура, которую Партия регионов на такие мероприятия выставляла. И регионалы выступали в начале. Ведь как бы готовили митинг для себя. А потом Паша Губарев ворвался со своими ребятами на сцену, устроил драку (якобы ему тогда повредили руку, он потом ходил с гипсом). Все это выглядело достаточно натурально, не могу сказать, что это было похоже на спектакль. Губарев попросил слово, ему не дали слова, они действительно дрались. Но, ты знаешь, не покидает ощущение, что все это было специально срежиссировано.


Ситуация в Донецке уже подогрелась до нужного градуса. Кроме привезенных в автобусах людей, пришло много жителей города, много как для Донецка, тысяч двадцать. И люди пришли уже агрессивные, очень злые. Там и символики ПР не было, зато были российские флаги, было понятно, что в Донецке даже неоткуда просто так взять столько таких флагов.


Читайте также: "Защищать" Донбасс из России приехали зэки с пистолетами: очевидец о начале войны


И вот осталось у меня на видео: человек из Ростова выступает: «Эти флаги, это все мы привезли! Мы приехали помогать!»



Начали выступать, кто-то из депутатов местных, затем Богачев (секретарь Донецкого горсовета, – ONLINE.UA). Он нес какую-то стандартную канцелярщину, сопли жует, без огонька: вот, мол, нельзя же так, ребятки, Донбасс нужно услышать!


Но толпа орала, выгоняла его. То есть, регионала они не хотели слушать. Им уже нужно было что-то радикальное. После серых, невнятных чиновников, выступавших все предыдущие месяцы, истеричный Губарев с горящими глазами был именно тем, кого ждали наши украинофобы.



Как я говорил, Губареву сначала слова не дали, началась потасовка. И толпа стала орать как на футболе, как болельщики орут: «О-о-о!!», когда в атаку идет футбольная команда. Но он прорвался, рассказал, что у него трое детей, три высших образования, как он любит Лукашенко, Уго Чавеса и Путина. Объявил себя комиссаром "Народного ополчения Донбасса", стал давать обещания «остаться с народом до конца».


После этого толпа дико завелась. Он спрашивал: «Они предатели?» И все хором: «Дааа!» Чувствовалась атмосфера дикого мракобесия, и это уже совсем не было похоже на митинг Партии регионов, когда собирались унылые люди и лузгали семечки, пока им с трибуны что-то читали.


- Ты согласен, что с этого дня, с 1 марта, дончане уже хотели перелить накопившуюся злость в действия?


- Да. Действовать начали сразу. Вот через пару дней разгромили администрацию (Донецкую ОГА, - ONLINE.UA) и устроили там бомжатник.



Но решающими были события в Крыму. После убийств в Киеве, начался ад в Севастополе, когда собралось тысяч двадцать с российскими флагами, выбрали «народного мэра».



Губарев сразу же стал предлагать: «Давайте признаем народную власть в Севастополе!» Он апеллировал к опыту Крыма, куда россияне уже входили, энтузиазм был подстегнут именно этим. В Донецке понимали, что Россия может забрать и Крым, и Донбасс – и ради этого стоит выходить на улицы. Как и положено при «гибридной войне», Россия подогревала настроения, давала понять, что может вмешаться и, захватив Крым, показала, что такой вариант возможен и в других регионах Украины.


- Ты уже понимал, что будет война?


- Совет Федерации РФ разрешил Путину использовать войска на территории Украины, и март 2014-го был страшен тем, что после этих заявлений в Украине реально боялись, что в страну войдут русские танки. Мы в Донецке их ждали. Я общался со знакомыми в СБУ, мне сказали: «Собери вещи, чтобы всегда быть готовым быстро уехать – мы тебе маякнем, когда надо валить!» И, в принципе, я этого ждал.


Читайте также: Хвастались чемоданами денег от Путина: кто и как начал войну на Донбассе


Сейчас все сепары пи*дят, что они были за мир, а мы, украинцы, - за войну. А, на самом деле, это мы были за мир и предупреждали, чем все это кончится, с самого начала. Но нас не послушали. Я написал в своем ЖЖ 1 марта:


«Многие люди убеждены, что в Донецке гривна скоро не будет ходить, что можно теперь не платить кредиты и коммунальные услуги. Помахать флагом на площади - это, конечно, прикольно. Но понимают ли эти ребята, что сейчас подкладывают свинью своим же соседям, землякам, шахтерам и металлургам? Что в первую очередь делают нищими их, а также самих себя и своих близких?


Понимают ли, что такое война, которую провоцируют? Понимают ли, что остановятся заводы? Готовы ли к танкам на своих улицах и ракетным обстрелам? Готовы ли к трупам, голоду, разрушениям? Большинство из них не понимает этого. И, к сожалению, вряд ли поймет, пока не лишится своих вкладов, сбережений и жилищ.


Подумайте, стоит ли оно того. Помните, что организаторы пророссийских провокаций, которые поднимают людей на массовые акции, свои деньги не потеряют, а даже наоборот».



Потом были митинги 3 марта, 5 марта, и на них кричали: «Все! Российские танки в Амвросиевке, точная информация! Колонна российских войск идет по Амвросиевке!» Все: «Ура!» Несли такую околесицу! Или: «База «Беркута» в Шахтерске перешла на нашу сторону!» Или: «Такая-то воинская часть в Донецке на стороне народа Донбасса!» Когда этого не было и близко!


- Ораторы? Кто на этих митингах забрасывал эти меседжи? 


- Часто выступали  психи типа Хрякова, да, сумасшедших было много. Но, в основном, об этом говорили или Губарев, или его друзья: Сергей Цыплаков, Артем Ольхин, Мирослав Руденко – наши активисты, деятели «русского мира».


- Ты говорил о течениях внутри Партии регионов. Кто, по-твоему, непосредственно работал с группой Губарева?


- Я думаю, прежде всего, Левченко. И нардеп Александр Бобков – однозначно (Захарченко – это человек Бобкова). Да и сам Бобков не шифровался. Но задействованы, конечно, были все - так или иначе, это всё люди Януковича. А Губарева выбрали, чтобы шантажировать Киев, добиться автономии или чего-то подобного.


Однако Паша – он настолько безумен, что, может, он и сам не осознавал, что его используют втемную. Ему, дураку, сказали: «Давай, сбросим эту хунту! Давай, действуй – за Россию-матушку!»


- Но о ДНР тогда речь вообще не шла?


- Был только один стимул, одна цель, ради которой люди выходили на митинги – это присоединение к России. На первых митингах даже флагов ДНР почти не было, один-два мелькали. Были флаги ПСПУ и красные, но больше всего было флагов России. Выходит, людей сначала подняли для одних целей, навешали лапши, наобещали, а в итоге подсунули совсем другую историю.



- Конечно, мы ищем сейчас доказательства вины регионалов больше для проформы. И ты, и я знаем, как уверенно сотрудничали местные элиты с бандитами для достижения своих целей. Так в Луганске в 2001 году Александр Ефремов решил убрать мэра Ягоферова. Наняли сотню титушек, те вошли в горисполком и просто перестали пускать туда мэра. И понятно, что и в 2014-м местные элиты могли пальцем щелкнуть и обеспечить полный порядок – даже несмотря на обещания России. Причем, за какую-нибудь смешную сумму. 


Но все же, частности интересны. Что ты скажешь о роли Рината Ахметова?


- Я думаю, Ахметов считал, что эту волну можно в любой момент погасить. Он просто не мешал, хотя, безусловно, имел возможности навести порядок.



Павел Губарев (в центре) и Николай Левченко (на фото - справа)


Коля Левченко – это человек Ахметова. Интересно, что Губарев в своей книге клянет и Левченко, который давал деньги (одному из нынешних главарей ДНР Денису, - ONLINE.UA) Пушилину (мне об этом в личной беседе говорил Энрике Менендес), и самого Ахметова. Есть вероятность, что он их выгораживает, но, повторяю, он мог и не знать, что его используют. Губарев постоянно делал жесткие заявления по Ахметову, говорил, что Ахметов подкупил две трети сепаратистов, он реально его ненавидел – это не постановка.


Читайте также: Пусть Ахметов построит еще один Донецк и живет там — блогер Сергей Иванов


А по сотрудничеству с криминалом: у Коли Левченко всегда были свои боевики.


В 2012 году я снял на выборах видео – в моем 44-м округе. Левченко шел в нардепы по мажоритарке, мы обнаружили нарушения. Приехал снимать, а там казаки на участке. Вот эти – ряженые, с медальками, погонами. Они выскочили, начали меня выталкивать. Даже не милиция, а казаки, казалось бы – кто это вообще такие?



Из этого я сделал вывод, что Левченко и казаков прикармливал, использовал их в качестве титушек. Все эти казаки, которые пошли потом воевать против Украины, существовали на деньги Партии регионов. Я убежден, что все эти организации прикормленные всегда были на подсосе у регионалов и действовали по их указу, когда получили отмашку.


И второй момент, я точно знаю, и Неля Штепа (в то время - мэр Славянска, сейчас ее судят за сепаратизм, – ONLINE.UA) об этом говорила – губернатор Шишацкий (Андрей Шишацкий, до начала марта 2014 года - глава Донецкой ОГА, - ONLINE.UA) тогда созвал мэров городов Донецкой области и заставлял их собирать отряды ополчения.


Знаю из одного источника, что мэры городов собирали афганцев, людей из общества охотников и предлагали создавать подобные отряды. Мэр Харцызска Валерий Дубовой вызвал к себе одного охотника, отца моего знакомого. Сказал: «Ты же охотник, у тебя нарезной карабин, нужно создать группу и патрулировать город!» К нам, мол, едут правосеки-бандеровцы. Тот не согласился, ответил: «Я не хочу!» Но это реально было. Власть готовила незаконные вооруженные формирования.


А вот потом все пошло по неуправляемому сценарию, и начался беспредел. Однозначно, это произошло, когда в Славянск (в апреле 2014 года, - ONLINE.UA) вошел Стрелков, что уже не входило в планы Ахметова и всех местных товарищей.


Продолжение следует…


Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?