21 февраля пошла третья неделя неофициальной блокады подконтрольных боевикам районов Донбасса. Активисты и депутаты от оппозиции добиваются прекращения поставок угля, добываемого в регионе. Эти усилия, по крайней мере частично, направлены на получение поддержки националистически настроенных избирателей в других регионах страны. Угроза нехватки угля встревожила правительство в Киеве, которое ввело чрезвычайные меры, чтобы не допустить массовых перебоев в поставках электроэнергии. Активисты, скорее всего, согласятся прекратить блокаду до того, как это произойдет, но ситуация на Донбассе будет оставаться напряженной, в то время как вдоль линии фронта зреют условия для эскалации насилия. Вместе с тем, нет предпосылок для широкомасштабного наступления, и максимум боевиков ДНР-ЛНР и России сейчас, - скорее всего, обострение боевых действий.
Об этом пишет американская частная разведывательно-аналитическая организация Stratfor в своем новом отчете , полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.
Блокаду в конце января начала группа из примерно сотни активистов, куда вошли, в основном, ветераны войны на Донбассе и оппозиционные депутаты, в первую очередь от партии "Самопомич". Основной целью активистов были несколько железнодорожных линий, которые используются для отправки антрацитового угля, добываемого на подконтрольных боевикам и России территориях Донецкой и Луганской областей, на тепловые электростанции в других регионах Украины.
Уголь является ключевым ресурсом украинских тепловых электростанций, которые поставляют электроэнергию для населения и промышленности. Большинство угольных шахт Украины находятся в собственности Рината Ахметова, влиятельного украинского олигарха. Многие шахты сейчас находятся на территориях, которые контролируют боевики. Около 9 из 24 миллионов тонн угля, которые потребляют украинские электростанции ежегодно, поступает из удерживаемых боевиками районов.
Читайте также: Власть не принимает ключевое решение по Донбассу, побеждает Ахметов — эксперт об угле и блокаде ОРДЛО
Предотвращение негативных последствий
Активисты утверждают, что торговля с оккупированными территориями недопустима, учитывая продолжающийся конфликт. Они также осудили разгул контрабанды по всей линии соприкосновения. Но их заявления в основном - политического характера, считают эксперты частной разведки США. "Самопомич", например, пытается апеллировать к группам избирателей, которые считают, что руководство страны наживается на конфликте путем торговли с Донбассом.
В результате, блокадой недовольны не только боевики, но и украинское правительство. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что блокада создает нехватку угля для украинских тепловых электростанций, а это, в свою очередь, ставит под угрозу поставки электроэнергии потребителям по всей стране. 20 февраля Гройсман призвал к срочному урегулированию вопроса. До сих пор активисты отмахивались от таких заявлений, утверждая, что блокада необходима для прекращения энергетической зависимости Украины от оккупированных территорий.
Возможности Украины справляться с блокадой ограничены. 14 февраля министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик сообщил, что в резервах страны есть около 842000 тонн угля, в то время как среднесуточное потребление составляет 30000 тонн. Это значит, что у страны есть запасы для работы систем в течение еще около 33 дней при нормальных темпах потребления. 15 февраля украинское правительство ввело временное чрезвычайное положение на месяц, чтобы ограничить использование угля для выработки электроэнергии и стимулировать использование альтернативных методов, в частности, ядерной энергетики. Украинская государственная энергетическая компания "Укрэнерго" не гарантирует стабильную работу национальной энергетической системы без перебоев, по крайней мере, до 15 марта.
Для смягчения политических последствий власть пытается упредить любые потенциальные перебои подачи электроэнергии и возложить вину на инициаторов блокады. Вполне возможно, что блокада может быть прекращена путем компромиссного закона, который обозначит подконтрольные боевикам территории как "находящиеся под российской оккупацией" в качестве символического жеста для протестующих. Поскольку блокада также подвергается критике со стороны США, Европейского союза и послов стран Большой семерки, на активистов будут давить с нескольких сторон, чтобы они согласились на такую сделку. Более того, активисты и украинское правительство, по сообщениям, 21 февраля обменялись предложениями относительно условий снятия блокады. Поэтому нет серьезной угрозы масштабных отключений электроэнергии и долгосрочной блокады.
Борьба продолжается
Тем не менее, ситуация на Донбассе остается нестабильной. Соглашение о прекращении огня, анонсированное на Мюнхенской конференции по безопасности, не соблюдается. Эскалация боевых действий вдоль линии соприкосновения началась 29 января, но снижение интенсивности боевых действий 4 февраля привело к недолгому затишью. Перемирие позволило немного отремонтировать инфраструктуру в Авдеевке – городе в Донецкой области, где находится важный коксохимический завод. Однако, одновременно с переговорами в Мюнхене количество нападений на позиции украинских военных и количество раненых и убитых людей вернулось к уровню, который был до режима прекращения огня.
Отчеты также показывают, что в Донецк продолжает прибывать большое количество новых боевиков, а также тяжелого вооружения, в частности, танков и систем пусковых установок залпового огня "Град". Также, когда боевые действия обострились в первый раз в конце января, украинские войска продвинулись на новые позиции возле Авдеевки, внутри "серой зоны" между ними и пророссийскими боевиками. Прибытие новых боевиков и вооружения увеличивает шансы столкновений и продолжения двустороннего артиллерийского огня. Тем не менее, нет никаких признаков, чтобы предположить вероятность более широкого наступления, которое бы коренным образом изменило линию фронта.