Уже во второй раз менее чем за пять месяцев европейские лидеры проснулись после голосования, которое потрясло геополитический порядок континента. Но избрание Дональда Трампа новым президентом США было более обескураживающим, чем решение Великобритании покинуть Европейский Союз.
В своей статье для Wall Street Journal, перевод которой сделал ONLINE.UA, журналист Стивен Фидлер рассказал о волнении в странах Европы из-за новоизбранного президента США, подчеркнув главные причины неуверенности в отношениях с США – противоречивые заявление Трампа и его позицию аутсайдера, и указав, на кого можно ориентироваться для управления возможной новой политикой США.
Голосования в двух из самых открытых и рыночно-ориентированных экономик в мире предполагают неудовлетворенность глобализацией и экономической интеграцией. Избрание Трампа поднимает вопросы о том, будут ли США продолжать оказывать гарантии безусловной безопасности, которые стали движущей силой европейского процветания со времен Второй мировой войны.
Такой результат ознаменовал начало периода высокой неопределенности и беспокойства для европейских правительств. Хотя многие предвыборные обещания забываются, а Трамп часто противоречил себе и менял линию поведения и акценты. Но своими предвыборными выступлениями Трамп спровоцировал волнение в Центральной и Восточной Европе, поставив под сомнение американскую поддержку западного альянса и выступая в защиту российского лидера Владимира Путина. Он также заявил, что будет способствовать увеличению торговых барьеров для защиты американской промышленности.
Трамп назвал изменение климата фальшивкой, поставив под сомнение глобальный пакт об ограничении выбросов в атмосферу. Еще одним беспокойством является то, что экономическая неопределенность, к которой привело его избрание, может поставить под угрозу все еще нерешительное восстановление Европы.
Для европейских правительств заявления Трампа поднимают вопросы об американской готовности быть глобальным лидером и, следовательно, о сохранении мирового порядка во главе с США. Тем не менее, если Соединенные Штаты отступят, Европа, которая страдает от миграции и других кризисов, окажется слишком разделенной по национальному признаку, чтобы заполнить вакуум.
"Мы не знаем, чего ожидать от США, – сказал Манфред Вебер, лидер правоцентристской фракции Европейской народной партии в Европарламенте. – Это еще один тревожный звоночек для европейской политической культуры".
В совместном письме глава Европейского совета Дональд Туск и глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявили, что "сегодня более, чем когда-либо важно укрепление трансатлантических отношений". Но, призывая к сотрудничеству, они подчеркнули политику, насчет которой Трамп выразил скептицизм, в том числе конфликт в восточной части Украины, изменения климата и миграцию.
Успех Трампа, как и Брекзит, был широко истолкован в Европе как победа политики культурной идентичности. В преддверии выборов в следующем году во Франции, Германии и Нидерландах европейские правительства с опаской оглядываются на собственные партии, направленные против истеблишмента.
В числе первых Трампа поздравила кандидат в президенты от Национального фронта Франции Марин Ле Пен, которая написала: "Поздравляю нового президента Соединенных Штатов Дональда Трампа и американский народ, свободных".
Голландский политик, выступающий против ислама, Герт Вилдерс написал на своей официальной странице в Twitter: "Люди возвращают себе свою страну. Так будет и у нас".
Пытаясь организовать отношения с новой администрацией, европейские лидеры сталкиваются с еще одной проблемой -они не знают избранного президента или его окружение.
Они с подозрением относились к его риторике и держали Трампа на расстоянии вытянутой руки во время его кампании. Внезапное появление мистера Трампа на политической арене также означает, что у него нет команды хорошо известных республиканцев, к которым они могут обратиться, хотя ситуация и может измениться, когда он построит команду по внешней политике. Американские дипломаты, несмотря на то, что они пытались успокоить союзников, говоря об исторической преемственности американской внешней политики и политики безопасности, тоже его не знают.
На самом деле, европейский политик, который знает Трампа лучше всего - это Найджел Фарадж, который вел успешную кампанию по выведению Великобритании из Евросоюза.
На первый взгляд, наиболее вероятно, что Трампа сможет раскусить канцлер Германии Ангела Меркель, самый сильный и обладающий большим стажем европейский лидер. Хотя он подверг резкой критике ее решение впустить беженцев в страну в 2015 году, Трамп также сказал, что из всех лидеров ею он восхищается больше всего.