Виталий, 45 лет, луганчанин, оставался в Луганске до августа 2014 года. Был ранен осколком мины во время обстрела сепаратистами восточных окраин города. Лечился в местной больнице, где среди пациентов были и луганчане, пострадавшие во время обстрелов, и боевики ЛНР – местные и россияне.
Имел в Луганске большой круг знакомых, часть из них перешла на сторону сепаратистов, другие попали в тюрьмы ЛНР. Перебравшись в Киев, Виталий поддерживает связь и с теми, и с другими. Как волонтер часто посещал зону проведения АТО. Недавно побывал в Станице Луганской, посмотрел на развалины своей дачи.
Виталий – давний знакомый корреспондента ONLINE.UA. В беседе он рассказал о поездке в Станицу Луганскую и вспомнил события лета 2014 года, когда его знакомые побывали «на подвале» у боевиков Бэтмена и Маньяка.
Сепары за такое расстреливали!
- Чем дышит Станица Луганская? Как были сепарами, так и остались. Там у меня много друзей – военных и волонтеров. Вот такую историю рассказали – из свежего. Заезжают в село, недалеко от Станицы, попросили у местной воды попить. Она во двор не пускает, говорит – нет воды. С ними женщина была, та настойчиво стала просить – зайти в туалет. Хозяйка таки пустила. Наша военнослужащая вошла во двор, осмотрелась – и колонка стоит во дворе, и лужа перед колонкой, все с водой в порядке. Вышла, рассказала. Мой друг, Коля, плюнул: «Ну что с ней делать? Ну ее нах*р! Поехали!»
А, между прочим, когда проукраинские граждане проявляли подобное «негостеприимство» по отношению к сепарам, это заканчивалось побоями или даже расстрелом.
Фото: depo.ua
Общался там с луганчанами, которые ездят туда-сюда, какие-то дела ведут. Вот с одним барыгой поговорил. Говорит: «Приехал взлохматить денег на Украину!» Сразу же начал: «Та что я, не знаю, что на Украине творится?!» - «А какого хрена приехал сюда, если у вас там все хорошо?» – «У меня тут дача!» – «И что же ты знаешь?» Пошел обычный рассказ: Украина – это хорошо, только вот Порошенко – гад, а когда Порошенко снимут, сразу станет все отлично. А так, говорит, никто не отрицает, что Луганск – это Украина, а Плотницкий – пид*р редкостнейший.
В ЛНРии все знают, что Плотницкий – вор и сволочь!
- Луганчане, конечно, уже вкурили, что в этом бардаке им жить предстоит долго – понятно, недовольны. И к Плотницкому у них особое отношение – все знают, что он мутит с гуманитаркой и лекарствами. А в трудные времена, когда от этого жизнь зависит, трудно простить, когда кто-то на чужой крови наживается.
Игорь Плотницкий
Вот мой товарищ один – перебрался два года назад в Подмосковье, там пахал, но и пару раз организовывал доставку лекарств из России в Луганск. И сразу с таким фактом столкнулся: вся гуманитарка идет Плотницкому на склады. Тот забирает лекарства, продукты, а взамен дает грамоту от "Луганской народной республики": «Спасибо, ребята, все свободны!» И потом все это продается через систему аптек и магазинов того же Плотницкого. Да, и даже в этой ср*ной "народной республике" все знают, что Плотницкий – вор и сволочь.
Вот в конце 2015-го друг привез гуманитарку для больницы. И он пытался поставить условие – я лекарства повезу, но только для больницы, где у него мать работала. Привез немного, одну «Газель»: перевязочные, останавливающие кровь средства, которые не очень-то и продашь. И таки настоял, чтобы их передали адресно, в его больницу.
А его мать, медсестра, рассказывала: столько инсулинозависимых в 2014-2015 годах умерло! Где-то полгода вообще не было инсулина в Луганске. И сейчас лекарств мало – и везут их из Украины. Российские – намного дороже, и качество хуже.
И главное – Плотницкий тормозит работу международных благотворительных организаций. И работать Красному кресту не дают только потому, что они не дают откаты. Знакомый из северодонецкого Красного креста рассказывал, как волонтеры из Европы пытались открыть центр в Луганске. Пришли к ним: «Надо же делиться!» Те в недоумении: «Чем?» - «Как – чем? Мы же вам даем работать!» - «Но мы же гуманитарная организация!» Сепары говорят: «А нам все равно! Раз есть деньги на гуманитарную помощь, значит нужно делиться!»
Российские МЧСники в Луганске устраивали «договорняки» - сами подожгут, сами и тушат
- А другой друг в России с МЧСниками пересекался. И даже попал на какую-то их большую сходку: министр приехал, все дела. Стал общаться, те, когда узнали, что друг с Донбасса, сразу же: «О, сколько там наших в Луганске, Донецке!»
Он удивился, что же там МЧСники делают? Пожары тушат? Да нихрена себе! Оказалось, Шойгу (экс-глава российского МЧС, сейчас - министр обороны РФ, - ONLINE.UA) сделал в МЧС настоящую армию, в которой все есть: и самолеты, и вертолеты, и десантники. Короче, военизированная часть, которая может все – не только пожары тушить, но и убивать.
И вот я вспомнил август 2014-го, когда после ранения лежал в Луганской областной больнице. Там был мужик из России, тоже раненый, МЧСник. Курим, болтаем, он что-то стал рассказывать: «А вот когда я был в Герцеговине, по делам МЧС…» Я удивился: что же там МЧС делать? Так вот он, не стесняясь, рассказывал, как они в Луганске устраивали «договорняки» – подожгут Центральный рынок, какой-то район обстреляют, а потом сами же и тушат. А выдают это за «укропский налет».
И, кстати, в Луганске тогда реально существовали ДРГ – только не украинские, а свои же. Ездили на мусоровозах и обстреливали город. Одноклассник Саня рассказывал, он как раз в это время сидел у Бэтмена (Александр Беднов - один из главарей вооружённых формирований ЛНР, командир группы быстрого реагирования «Бэтмен», убит 1 января 2015 года, - ONLINE.UA).
Бэтмен
Это просто-напросто называлось – «ездить на мародерку». Есть сферы влияния Лешего (Алексей Павлов (позывной Леший), заместитель командира 4-й "мотострелковой бригады ЛНР", - ONLINE.UA), есть сферы влияния Бэтмена. И они друг друга недолюбливали, часто постреливали.
Да, это называлось – «ездить на мародерку». Есть территория Бэтмена: он ее приращивает и делает набеги на соседа. Ограбят магазин, стрельнут из гранатомета, а потом спишут на украинцев.
Вот конкретный случай, одноклассник рассказывал. В Луганске, за кварталом Гаевого были склады, ребята Бэтмена летом склад «Хед-н-Шелдерс» грабили. Схема такова: намечается квадрат, он обстреливается, а пока паника – запускаются мародеры. Те вытащили все, что нужно, тут же кого-то грохнули или «задержали за мародерство», посадили на подвал. «Коллег» из других подразделений тоже отлавливали, у себя держали.
У Маньяка были свои «коровы», у Бэтмена – свои
- Одноклассник говорил, у Бэтмена полно «ополченцев» из других подразделений сидело. И украинские активисты, и наркоманы, и бизнесмены. У Маньяка (подручный Бэтмена, отличался садистскими наклонностями) сидел крупный бизнесмен. Чечены выкупили его у Маньяка за 300 000 долларов. А дальше шел разговор, что чеченам он отдал потом намного больше, о миллионах речь шла. И бизнесмен в Москву уехал. У Маньяка, конечно, потом все поотбирали.
Маньяк
А так получилось, что в одной комнате часто все происходило, Маньяк и с пленниками, когда скучно было, откровенно общался. Хвалился Сане: вот у меня «бумер» последней модели, и дом теперь есть, и сам я весь такой крутой! Ну, а когда Бэтмена грохнули, Маньяк закончил, как известно, не очень хорошо. Как рассказывал мой бывший кент, который теперь в "спецслужбах ЛНР", Маньяка сразу посадили, и сидеть несладко приходилось. Год назад еще сидел. Может, и сейчас в тюрьме, а, может, и убили нах*р, никто же об этом не будет сообщать в прессе.
Одноклассник, который знал на себе, что такое ручки Маньяка, рассказывал – там у каждого командира были свои рабы.
Другого моего одноклассника захватил лично Бэтмен, дал двадцать суток, и его никто не трогал, потому что он был «человек Бэтмена», то есть Бэтмен его разрабатывает. Ну, как в фильме: «Это моя корова – я ее доить буду!» То есть, у Маньяка - свои коровы, у Бэтмена – свои.
В Луганском СБУ повстречал «родственную душу» – сепара-наркомана
- И еще один одноклассник, Андрюха, попал в застенки как торговец наркотой. Он лет десять сидел на системе (был наркозависимым, - ONLINE.UA). А все наркопритоны были известны, потому что много нариков пошли в "ополчение", и, так или иначе, движняк не прекращался. Андрей два раза попадался: первый раз попал на подвал в СБУ, но там повстречал родственную душу – сепара-наркомана. Тот расспросил, как пленник варит «винт», поговорили о технологиях, потом сепар укололся, ему хорошо стало, он Андрюху и выпустил втихаря: мол, вали, больше не попадайся!
Тот свалил в Крым, там немного пересидел, потом вернулся в Луганск и по дороге в магазин заметил: пасут рожи какие-то страшные. «Вот это он идет!»
Забрали его и три дня пи**или так, что понял – если что-то не придумаю, на четвертый день просто убьют! Устроил стрелку еще с каким-то левым наркоманом, а когда того брали, заметил, что на него внимания не обращают – и просто свалил. Нашел товарищей, и те его спровадили на «большую землю».
Заставили написать расписку, что «нет Бога, кроме Иисуса Христа!»
- Кто из украинских активистов сидел? Взяли одного знакомого, тот был в религиозных движениях. Он и друзья реально помогали украинской разведке: в нескольких местах в городе, в разных районах, были люди, которые анализировали информацию. Фиксировали, что сепары творили в Луганске, чтобы было понятно, кто кого, на самом деле, обстреливал.
Вот, как меня ранило миной. Мина взорвалась на квартале Комарова, значит, это была сепарская мина, потому что украинцы стояли на Металлисте, а мины оттуда не долетят. А вот с блокпоста в Вергунке (северо-восточный пригород Луганска, - ONLINE.UA), где стояла батарея – прилетали спокойно и постоянно.
Так вот, этот религиозный активист собирал подобную инфу, а сдал его свой же, «коллега по храму» – туда зашли «ополченцы», им показали: «Вот это майданутый!»
Билборд, установленный в Луганске в июне 2014 года
Жестко его пытали: и подвешивали, и ногти сдирали, электрошоком х*ярили – полтора месяца. Это не у Бэтмена, а в комендатуре. В конце концов, заставили написать расписку, что «нет Бога, кроме Иисуса Христа!» И отпустили, он уехал, сейчас в Ивано-Франковске живет.
И вот такие истории я постоянно узнаю. Наслушаешься так, что мозг горит! А их меньше не становится.
Беседовал Виктор МОРЧЕКА