В то время, как страны Европейского союза выясняли отношения из-за беженцев, выведения Греции из кризиса и мер строгой экономии в предыдущие годы, ЕС показал единство в другой области: своей решимости наказать Россию за аннексию Крыма и поддержку сепаратистов (боевиков ДНР-ЛНР) на востоке Украины. Сейчас же этому единству грозит раскол, что может иметь негативные последствия и для Украины.
Журналисты Reuters в статье «В европейском консенсусе по России появляются трещины», перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказали, как раскол по вопросу отношений с РФ внутри немецкого правительства может привести к более серьезному расколу в Европейском союзе.
Консенсус в ЕС был возможен потому, что канцлер Германии Ангела Меркель смогла оставить дружественных в отношении России членов немецкого правительства на своей стороне и убедить такие скептически настроенные государства Европы, как Словакия, Венгрия и Италия, поддержать продление экономических и финансовых санкций против Москвы.
Еще одно продление санкций на шесть месяцев, скорее всего, будет согласовано во вторник, 21 июня. Но это не скроет того факта, что настроения в Берлине меняются. И с этими изменениями появляются первые реальные трещины в европейском консенсусе о том, что делать с президентом России Владимиром Путиным.
В последние недели, вместе с реализацией планов НАТО по размещению батальонов вдоль западной границы России, запретом российским спортсменам (легкоатлетам, - ред.) принимать участие в Олимпийских играх из-за допинга и угрозой исключения сборной страны с чемпионата Европы по футболу из-за буйных фанатов (напомним, Россия сама вылетела с Евро-2016, проиграв Уэльсу, - ред.), чиновники в Берлине начали выражать озабоченность, что отношения с Москвой могут непоправимо пострадать.
В сочетании с этими страхами, растет разочарование властями Украины и их проблемами с имплементацией своей стороны Минских соглашений - принятием закона, который позволил бы провести выборы на оккупированной территории восточной Украины (отметим, что Россия и боевики не выполняют своей части соглашений, не прекращая обстрелы на Донбассе, - ред.).
В общем, некоторые немецкие и европейские чиновники начали задаваться вопросом, по скольким фронтам Европа может себе позволить вести борьбу, в то время, как она столкнулась с такими серьезными угрозами, как Брекзит (возможный выход Великобритании из Евросоюза, - ред.), атаки со стороны боевиков "Исламского государства" и кризис беженцев.
«Люди устали от конфронтации с Россией. Они не любят напряженности и видят, что Украина делает недостаточно для проведения реформ», – сказал старший научный сотрудник Трансатлантической академии в Вашингтоне Ульрих Шпек.
«Столкнувшись с ИГИЛ, Путин выглядит не так уж плохо. Из-за усталости, существует растущий риск того, что количество сторонников отмены санкций будет увеличиваться», – высказал Шпек мнение, которое выражают также должностные лица в Соединенных Штатах, которые ввели свои санкции в отношении России из-за Украины.
Раскол
В последние недели раскол между сторонами в «большой коалиции» правительства Меркель разросся, так как министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер ведет кампанию за более примирительный подход к России, и пошаговое ослабление санкций.
На выходных он вызвал удивление, предположив, что НАТО рискует спровоцировать Россию военными маневрами в Восточной Европе. «Что мы не должны сейчас делать, так это обострять ситуацию угрозами применения военной силы и выкрикиванием боевых лозунгов», – сказал он в интервью газете Bild.
Есть два способа рассматривать заявления Штайнмайера. Первый - это, что он играет «хорошего полицейского» на контрасте с «плохим полицейским» Меркель, и что бескомпромиссная немецкая позиция по санкциям вряд ли существенно изменится.
«Что изменилось в политике по отношению к России? Я думаю, что ничего не изменилось, – сказал один высокопоставленный немецкий дипломат. – Тем не менее, с приближающимся сроком окончания действия санкций, мы должны показать, что делаем все возможное, чтобы взаимодействовать с Россией».
Другой вариант интерпретации - в том, что комментарии Штайнмайера указывают на более глубокий раскол между консерваторами Меркель и социал-демократами (СДПГ) главы МИД Германии, который будет только расти по мере приближения выборов в стране в 2017 году. Некоторые чиновники опасаются, что это может послать партнерам Берлина сигнал об отсутствия единства, подорвав консенсус ЕС.
Одно несомненно – внутренняя политика Германии играет важную роль в дискуссии по России. На Штайнмайера последний месяц оказывается значительное давление со стороны лидера СДПГ Зигмара Габриэля, чтобы он смягчил риторику в отношении России, говорят приближенные к политикам официальные лица.
Символические поездки
Габриэль является вероятным претендентом на смену Меркель на выборах в следующем году и изо всех сил ищет проблемы, которые могут поднять рейтинги СДПГ и отделить её от консервативного канцлера.
Россия – естественный первый выбор для СДПГ. Для многих в партии отношение к Москве было сформировано политикой вовлечения «Остполитик» бывшего канцлера Вилли Брандта в 1970-е годы и поддержкой воссоединения Германии разваливающимся Советским Союзом.
«Мы не можем допустить, чтобы успехи «Остполитик» Вилли Брандта были загублены», – предупредил бывший канцлер от СДПГ Герхард Шредер, друг Путина и бывший наставник Штайнмайера.
Позже в этом месяце Габриэль планирует поехать в Россию, чтобы встретиться с Путиным в его частной резиденции в Московской области. В тот же день, 27 июня, новый премьер-министр Украины Владимир Гройсман должен сделать свой первый официальный визит в Берлин для переговоров с Меркель.
Символизм двух встреч не останется незамеченным партнерами Германии, некоторые из которых уже говорят о постепенном снятии санкций.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци и президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер приняли участие в крупном российском экономическом форуме инвесторов, который состоялся в Санкт-Петербурге на прошлой неделе – подобные визиты, были бы немыслимы год назад.
Словакия, один из самых больших скептиков в отношении санкций против России, начинает свое председательство в ЕС в июле.
Министр иностранных дел страны Мирослав Лайчак в понедельник в Люксембурге сказал Reuters: «Я вижу растущий спрос на политическое обсуждение вопроса санкций после этой их пролонгации, и я ожидаю, что оно произойдет».