Почему россияне склонны действовать на уровне рефлексов и как в России бюрократы травят и уничтожают интеллигенцию обсуждали в новом выпуске цикла эфиров «Свідомі про несвідоме» доктор психологии Василий Мосийчук и академик Украинской академии наук Виталий Лунев.
Источник: ютуб-канал online.ua
По словам Виталия Лунева, российское общество можно представить в форме пирамиды, вершиной которой является авторитарная власть.
Она взяла все самое худшее от крепостного права, от имперской россии, а также от коммунистов.
Рядом находится интеллигенция, однако в России к интеллектуалам и эрудированным людям всегда относились с пренебрежением.
На самой низкой ступени этой пирамиды – обычная масса людей.
Одна из главных проблем российского общества состоит в том, что интеллектуалов там крайне мало. Более того, оставшихся тоже пытаются уничтожить.
Почему в России травят и уничтожают интеллигенцию
В России всегда издевались над людьми, которые были умными, стремились к знаниям, читали книги. Может быть, в прошлом веке, но такое отношение было всегда. К примеру, вы приезжаете в Европу или США, если вы научный работник, к вам даже в магазинах будут обращаться «доктор или профессор». В советское время в России такого обращения не было. Это просто человек или «товарищ». Но хуже всего это то, что умных и интеллигентных всегда будут убивать бюрократы. Профессор будет 200 раз ходить, носить бумажки. И девочка-клерк будет кричать на него, что-то требовать, потому что для нее он — никто. Нет уважения. Бюрократия. И интеллигенция в России, которая время от времени что-то рассказывает, абсолютно чужая в этой стране, — объясняет Лунев.
По словам академика Украинской академии наук, даже интеллектуалы в России не спешат ничего менять, поскольку у них есть выученная беспомощность.
В этом контексте Лунев также вспомнил известные всем слова российского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».
Читайте также: Власти должны вводить санкции против пророссийских СМИ в Украине — профессор нейропсихологии Богдан Ткач
В России шкала примитивности одна из самых высоких в мире
Есть такая интересная концепция в психологии, нейробиологии. Она называется примитивностью, от слова "примат". Были проведены исследования в разных странах. Оказывается, что в России шкала примитивности, то есть склонности действовать на уровне рефлексов, одна из самых высоких в мире. То есть, к сожалению, между нами есть цивилизационная пропасть. Россияне привыкли нас унижать, высмеивать, что мы идем в Европу или Европа нам дает деньги. Да, мы туда поехали, а они визы годами ждут. А у нас безвиз, – отмечает академик.
Украинцы и россияне существенно отличаются из-за того, что видят разные референты между собой, разные стили жизни, образы, модели поведения.
Лунев обращает внимание на то, что примитивность – это не обидное, а научное понятие. Оно отражает сущность человека, его фокус и модель восприятия мира.
Оно указывает на то, реагируешь ли ты с животной, инстинктивной или коллективно сознательной позиции. На уровне только коллективного сознания. Или ты склонен только к индивидуальности. Кстати, очень интересная тема индивидуальности. Как определили антропологи, когда начала появляться европейская индивидуалистичность? Измерили этоочень просто. Это произошло, когда начали появляться индивидуальные могилы. То есть, когда человека начинали хоронить как отдельного субъекта. На этом уровне, это исторически, столетиями до нас уже происходил процесс индивидуализации, — заключает Лунев.
Участники этого выпуска «Свідомі про несвідоме»:
Василий Мосийчук, доктор психологии, автор научных работ, поэт.
Виталий Лунев, клинический профессор психологии и клинического нейропсихоанализа, член Американской психологической ассоциации, академик Украинской академии наук.
«Свідомі про несвідоме» — это цикл психологических эфиров с участием ведущих специалистов из разных областей, от психологии до международной экономики. Участники эфиров берут для обсуждения актуальные проблемы, с которыми сталкиваются украинцы во время войны.