В Нагорном Карабахе в ночь на 2 апреля начались ожесточенные бои. Армения заявила о наступлении армии Азербайджана по всей границе с применением артиллерии, авиации и танков. В Баку, в свою очередь, сказали, что наступление началось после обстрелов жилых кварталов с армянской стороны. Обе стороны официально признали серьезные потери вооруженных сил.
5 апреля в Москве состоялась встреча начальников генштабов вооруженных сил Армении и Азербайджана, где была достигнута договоренность о прекращении огня на линии соприкосновения. Сейчас бои полностью не утихли, стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия.
Грузинский политолог Гела Васадзе рассказал в интервью ONLINE.UA о том, кому выгодно возобновление активных боевых действий в старом конфликте, и зачем России размораживание войн на постсоветском пространстве.
- Что происходит в Нагорном Карабахе, почему, и кому это выгодно?
- Мы видим войну. Между армянскими и азербайджанскими армиями были бои по всей линии фронта, были танковые прорывы. Есть десятки жертв. Что касается причин конфликта, то Карабах нельзя рассматривать вне контекста других конфликтов на всем постсоветском пространстве. Все конфликты, кроме Приднестровья, были перезагружены. То есть они повторились. В начале 1990-х конфликт был и в Крыму, но не было военной стадии. Теперь аннексия Крыма и война на Донбассе. В 2008 году мы получили войну между Россией и Грузией за Абхазию и Южную Осетию. А сейчас происходит апдейт конфликта в Карабахе. Кто это может быть? А кто может перезагрузить конфликты в Украине и на Кавказе?
- Москва.
- И больше никто.
- А зачем все это Кремлю?
- Конечно, им плевать и на армян, и на азербайджанцев. Они Кремлю абсолютно не интересны. Интересен контроль над территориями, государствами и логистическими путями. Кавказ находится на пути с Востока на Запад и наоборот. Через Кавказ проходят ресурсные магистрали. Азербайджан - пока единственная страна Кавказа, где нет русских войск. В Грузии они находятся в качестве оккупантов в Абхазии и Южной Осетии. В Армении они имеют базу. По большому счету, россияне в Армении тоже находятся в качестве оккупационной силы, но с согласия официального Еревана. Делают вид, что они – зонтик безопасности, но на самом деле это, как выразился один польский эксперт, ремейк советских войск в Польше времен Варшавского договора. Они «защищали» тогда поляков от Германии.
- Что нужно Москве в Карабахе?
- Москве не нужна победа ни одной стороны, но нужна возможность повышать или понижать градус противостояния. Рычаги для этого есть. Среди политических и бизнес-элит Армении, Азербайджана и Грузии много провайдеров интересов Москвы. С помощью своего лобби Кремль решает свои задачи.
- Почему конфликт начался, когда оба президента (Армении и Азербайджана) возвращались с саммита в Вашингтоне?
- Визиты Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в США были удачными. Вашингтон предложил Азербайджану широкомасштабную программу сотрудничества по энергетическим проектам. Армении была предложена программа кооперации в сфере безопасности. Отдельно следует отметить электронную систему безопасности в Карабахе. В Карабахе постоянно были провокации и снайперская война. Война не прекращалась, но интенсивность была низкая. Правда, несколько лет назад уже стали использовать и артиллерию. Люди умирали, поэтому там не было полностью замороженного конфликта, как на Кипре. Система электронной безопасности позволяла бы контролировать провокации. Эта система была опасна для Москвы, потому что она лишала ее монополии на урегулирование конфликта в Карабахе. И вот оба президента вылетают из Вашингтона – и тут война.
- Сегодня реально как-то примирить два враждующих народа?
- Нелегко, но реально. Когда у Владимира Буковского спросили: что надо сделать, чтобы просочились товары в магазины и исчез дефицит, он сказал: убрать коммунистов. Сегодня надо убрать российский фактор. Это первое, что нужно сделать для урегулирования всех конфликтов, в том числе и Карабаха. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что здесь только армяне с азербайджанцами дерутся, а Путин в стороне.
Второе: существуют Мадридские принципы. С ними согласились обе страны. Там три главных принципа: сохранение территориальной целостности, право нации на самоопределение и неприменение силы. Это тяжелый процесс – нужны возврат беженцев и создание системы безопасности. Я понимаю, что это очень трудно.
- Азербайджанская и армянская элиты понимают: третья сила укрепит свои позиции в регионе? Все видят, что Россия легко поставляет оружие армянам и азербайджанцам.
- Элиты все прекрасно понимают, но существует объективная реальность. Часть элиты в Армении, Грузии, Азербайджане и даже Украине строит свое благополучие на тех или иных связях с Россией. Такие люди, как правило, интерес своего народа видят через призму личных интересов и богатства. Проще говоря, интересы расходятся.
- Есть ли угроза для газовых и нефтяных проектов, которые соединяют или могут соединить ресурсы Азербайджана или Центральной Азии с рынком Евросоюза?
- Да. Бои идут не так далеко от газовых или нефтяных магистралей (сейчас существует газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум», но до 2020 года его планирует расширить в рамках проекта Южный газовый коридор, который соединит потребителей в ЕС с азербайджанским и туркменским, а также, возможно, иракским и иранским газом в обход РФ и Украины – ONLINE.UA). Еще это проблема для нового «Шелкового пути» в Китай. Может быть блокирована работа железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», которая связывает Центральную Азию и Европу. Все эти угрозы существуют. Думаю, конечная цель России - перекрыть транзитный потенциал Кавказа. Так они выбьют базис для экономической независимости всех стран Кавказа и усилятся в Центральной Азии. Другое дело, хватит ли у России сил, чтобы закупорить транзит. Это вопрос открытый.
- Возле зоны боевых действий находится Иран. Как он себя ведет, и какие у них, на ваш взгляд, интересы?
- Первое: Тегеран недавно вышел из-под части санкций и пытается нарастить торговлю углеводородами, вернуться на рынок. У них очень большой потенциал.
Второе: Иран сильно завяз в Сирии и Ираке. У Ирана противостояние с Саудовской Аравией и Израилем. Для Ирана конфликт на Южном Кавказе очень невыгоден. Тегеран, думаю, хотел бы принять участие в урегулировании конфликта, но другим игрокам это не нужно, потому что придется учитывать и их интересы. Но в целом Иран скорее нацелен на сотрудничество и использование транзитного потенциала Кавказа, чем на создание конфликтов. Для Ирана этот конфликт – лишняя головная боль.
- А Турция как себе поведет?
- Российская пропаганда назначила Турцию главным виновником войны. Но все дело в том, что Турции война в Карабахе тоже не выгодна.
Первое: Турция получает выгоду от нефтегазопроводов, которые идут из Азербайджана через Грузию в Турцию. Потоки работают на Анкару. Поджигать костер возле одного из главных источников доходов и влияния – глупо.
Второе: Турция тоже находится перед серьезными вызовами. Есть Сирия. Там проживают туркоманы, которые под особой опекой Анкары. Еще добавьте проблемы с курдами и ДАИШ (ИГИЛ, - ONLINE.UA). Террористические акты в турецких городах становятся все более частыми.
Третье: (турецкий президент Реджеп Тайип, - ONLINE.UA) Эрдоган все же противостоит оппозиции. И это в стране, где есть свободная пресса и выборы. И за любой внешнеполитический просчет следует серьезная реакция общества. Поэтому я не вижу у турок причин начинать эту войну. На эмоциональном и институциональном уровне турки близки к Азербайджану. Они будут поддерживать Азербайджан по всем направлениям. Дело не в разговорах про «один народ и два государства», а в серьезных экономических и политических связях двух стран. Но война в Карабахе - это та война, где турки не могут быть нейтральными и, в тоже время, ничего не приобретут, кроме проблем. В том числе, и проблемы с Западом, которых у Анкары и так немало.
- Как ведет себя Грузия, если учесть наличие азербайджанской и армянской диаспор?
- Политические элиты Грузии меня приятно удивили. Это касается как оппозиции, так и власти. Для Грузии этот конфликт - катастрофа. Элита об этом говорит. Грузия предложила Тбилиси как площадку для переговоров. Если идет конфликт между двумя соседями, то третий сосед не должен подливать масла в огонь. Армяне и азербайджанцы Грузии эмоционально переживают за свою этническую родину, но они - граждане Грузии, и здравый смысл говорит, что нужно сохранять добрососедские отношения. Нам жить вместе.
- Что могут сделать американцы?
- У США есть доля ответственности. Начнем с того, что США – сопредседатель минской группы ОБСЕ по Карабаху. Они делают все, чтобы не было боевых действий. Это важно для общей системы мировой безопасности. Американцам этот конфликт - лишняя головная боль, но они вынуждены принимать участие в решении проблемы. Однако Путин заинтересован в том, чтобы создавать американцам больше проблем. Было бы хорошо, если бы Армения и Азербайджан решали конфликт через международные структуры, а не в Москве.