С результатом 51,9% к 48,1% на историческом референдуме Великобритания проголосовала за то, чтобы покинуть Европейский Союз, таким образом, став первой страной, которая выйдет из ЕС с момента его образования.
Результаты голосования привели к обвалу фунта стерлингов, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил, что до октября уйдет в отставку, пояснив, что «стране необходимо новое руководство». ONLINE.UA сделал обзор публикаций западных СМИ, посвященных судьбоносному для всей Европы событию.
Результаты референдума
Явка на референдум, решающий судьбу страны и Евросоюза, составила 71,8%, то есть в голосовании участвовало более 30 миллионов человек - это самая высокая явка на выборах в Великобритании с 1992 года. Уэльс и большая часть Англии за пределами Лондона в основном голосовали за Brexit (выход из ЕС - ONLINE.UA). Лондон и Шотландия решительно проголосовали за то, чтобы остаться в Евросоюзе, но оставшиеся голоса стали решающими.
Канцлер теневого правительства лейбористов Джон Макдоннелл сказал, что Банку Англии, возможно, придется вмешаться для поддержания фунта, который в момент объявления первых результатов референдума потерял 3% и упал на 6,5% по отношению к евро. Фунт упал до самого низкого уровня по отношению к доллару с 1985 года, отмечает The Associated Press.
«День независимости»
Лидер партии UKIP Найджел Фарадж, который последние 20 лет агитировал за выход Великобритании из ЕС, сказал своим сторонникам, что «это победа для простых, порядочных людей».
Фарадж заявил, что 23 июня «войдет в историю, как наш день независимости» и призвал премьер-министра Дэвида Кэмерона, который объявил проведение референдума, но страстно агитировал за то, чтобы остаться в ЕС, уйти в отставку «немедленно». Впрочем, консерваторы, агитировавшие за Brexit, в том числе Борис Джонсон и Майкл Гоув, подписали письмо Кэмерону, убеждая его остаться, каким бы ни был результат.
Бывший министр по делам Европы Кит Ваз заявил BBC, что британский народ проголосовал, руководствуясь «эмоциями», отвергая мнение экспертов, которые предупреждали об экономических последствиях Brexit. По его словам, ЕС должен созвать экстренный саммит, чтобы справиться с последствиями голосования, которые он охарактеризовал как «катастрофические последствия для нашей страны, для остальной части Европы и для всего мира».
Первый министр Шотландии Никола Старджен заявил, что голосование «ясно дает понять, что народ Шотландии видит свое будущее в Европейском союзе » после того, как все 32 района местных органов власти отдали большинство голосов за «Остаться».
Что будет дальше с Великобританией?
The Guardian пишет о том, что сейчас основной задачей главы Банка Англии Марка Карни и Дэвида Кэмерона будет "усмирение" возможного хаоса.
Премьер-министр настоял на том, что результаты референдума будут приниматься как указания британского народа, и правительство готово выполнять эти приказы, несмотря на то, что референдум не носит обязывающего характера.
Кэмерон ранее заявил, что он использует Статью 50 Лиссабонского договора, которая оговаривает условия выхода из Евросоюза, сразу же после голосования, но Борис Джонсон и Майкл Гоув заявили, что спешить не стоит.
По истечении двух лет, которые нужны на согласование всех деталей выхода, если не будет договоренностей, Великобритания автоматически возвращается к правилам Всемирной торговой организации, а это означает, что стране нужно будет принять тарифы на все товары, которые она продает в ЕС.
Джонсон и Гоув также заявили, что до того, как Великобритания фактически выйдет из Евросоюза, они хотят сделать немедленные изменения, такие как ограничение власти судей ЕС и ограничение свободного передвижения работников, что потенциально нарушает договорные обязательства Великобритании, отмечает издание.
Премьер-министр Кэмерон до своего ухода будет работать, в основном, c молчаливого согласия крыла своей партии, которая выступала за выход из ЕС. Некоторые ее представители в течение нескольких месяцев отмечали, что референдум является совещательным и спрашивает лишь о взглядах избирателей на то, чтобы выйти из ЕС, и в нем ничего не говорится о форме этого выхода.
Видео: The Guardian
Те, кто выступал за Brexit, столкнутся с выбором между выполнением своего обещания отказаться от единого рынка и, таким образом, закрыть возможность свободного передвижения людей, или, вместо этого, добиваться, так называемого "чистилища" – договоренности, дающей возможность быть в ЕС лишь "наполовину" (такой пользуется Норвегия).
Евроскептик и депутат Европарламента Даниэль Ханнан утверждает, что Brexit следует рассматривать как процесс, а не одномоментный выход, а договоренности как у Норвегии могут быть для Великобритании исходной точкой дороги к окончательному разрыву в последующие годы.
Ключевым моментом для британских финансовых компаний будет вопрос их европейских «паспортов», владельцам которых разрешено вести бизнес во всем ЕС, будучи зарегистрированными в одной из стран-членов, без необходимости получения дополнительного разрешения.
BBC сообщает, что в Уайтхолле и Вестминстере, в это же время, начнется работа над разведением законов Великобритании с теми, которые были приняты во время пребывания в ЕС; будут приниматься решения о том, какие директивы и инструкции сохранить, какие изменить, а какие и вовсе отбросить.
Каковы дальнейшие действия Европейского Союза?
Процесс выхода Великобритании может занять не менее двух лет, а во время проведения кампании за Brexit агитаторы говорили, что он должен быть завершен к 2020 году, когда запланированы следующие всеобщие выборы в Великобритании.
Впрочем, как сообщает DW, в пятницу, 24 июня, лидеры политических фракций Европарламента встретятся в Брюсселе, чтобы обсудить результаты референдума; большинство выразили желание провести быстрое отделение от Великобритании, заявив, что года должно быть достаточно, чтобы ослабить договоренности с ЕС и организовать вывод Великобритании.
Британскому парламенту, как независимому органу, нет необходимости вступать в переговоры согласно статье 50 Лиссабонского договора, однако, такой шаг был бы беспрецедентным и эксперты считают его очень маловероятным, отмечает The Guardian.
Пока неясно, также, сколько времени займет создание новых отношений между Великобританией и ЕС. Будет ли она обычной страной, как Соединенные Штаты или Саудовская Аравия? Или же получит особый статус партнерства? А, возможно, присоединится к Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), как Норвегия и Швейцария, с обязательствами и привилегиями.
Во всех этих расчетах, парламент Великобритании не будет единственным участником. Патрик Уинтор в своем обзоре для The Guardian, говорит, что Евросоюз, скорее всего, пожелает действовать решительно, а такие действия для него - редкость. Одна группа стран может призвать ЕС потребовать от Великобритании введения в действие Статьи 50; вторая группа, возможно, во главе с поляками, может исследовать вопрос возобновления переговоров между ЕС и Великобританией, чтобы не допустить выхода. Многие дипломаты считают, что канцлер Германии Ангела Меркель должна была уступить Кэмерону в вопросе свободного передвижения.
Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что ожидает, начала переговоров с Великобританией в ближайшее время.
«Соединенное Королевство решило пойти своим путем. Я думаю, что ставшие известными сегодня утром экономические данные показали, что это будет очень трудный путь, - сказал Шульц немецкой вещательной компании ZDF. - Я ожидаю скорейшего начала переговоров о выходе».
DW также сообщает, что с субботу, 25 июня, министры иностранных дел шести стран, подписавших «Римский договор», основавший Европейский Союз в 1957 году, встретятся в Берлине или Брюсселе. Министры из Нидерландов, Люксембурга, Франции, Италии и Германии хотят проконсультироваться о том, что должно произойти с ЕС в том случае, если Великобритания покинет блок: дальнейшее активное сотрудничество, ослабление предыдущих договоренностей или же формирование нового ядра Европы, состоящего из шесть стран?
На следующий день после этого заседания, планируется также встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда, как главного тандема Евросоюза, в Берлине или Париже, чтобы подготовиться к предстоящей встрече глав государств и правительств на саммите ЕС 28-29 июня.
Приоритетом будет предотвращение проведения подобных референдумов в Нидерландах, Франции, Польше или Венгрии. Это, в конце концов, было явной целью некоторых депутатов, кто агитировал за выход из ЕС. Майкл Гоув, например, призывал к «освобождению Европы».