В Украине фактически отсутствует система заботы о военных ветеранах со стороны государства по сравнению с другими странами с опытом ведения войн.
«В Штатах, в Израиле, в Канаде, во Франции, в Англии — во всех странах, имеющих опыт ведения войны как на своей территории, так и на расстоянии, есть понимание того факта, что существуют ветераны», - сказал Бондаренко.
«Там смотрят, кем ты был до войны. И государство ищет для тебя возможность применения твоих сил и довоенных знаний. Тебе создают условия, чтобы ты развивался дальше. За тебя никто ничего не делает, естественно. Но условия для твоей самореализации создают», - продолжил экс-разведчик.
По его словам, в этих странах в случае необходимости к ветеранам на помощь приходят профессиональные подготовленные военные психологи, которые оказывают помощь с реабилитацией.
Читайте также: Если сдадим Донбасс, отхватить часть Украины захотят еще три государства — разведчик
«Там ведется также работа с семьями. А это очень важно. Там нет такого, что ветеран возвращается с войны и видит, что семья как была, извиняюсь, в го*не, так там и остается, что она нафиг никому не нужна», - сказал Бондаренко.
«Вместо этого он видит, что государство заботилось о его маленьком сыне, которого он не мог воспитывать, пока был на войне. Его семья получает компенсацию за то, что папа не мог выполнять свои какие-то обязанности на протяжении службы. Государство оказывает всяческую поддержку семье воина», - рассказал экс-разведчик.
При этом, по его словам, с войны люди возвращаются в настороженном состоянии.
«Он же возвращается настороженный. Пытается понять, что происходит в этой стране. "Кто меня собирается из-за куста застрелить?" — "Та вроде никто не стреляет". "Так, кто тут на меня криво посмотрел?" — "Та ладно, никто на тебя не смотрит, ты нормальный, вменяемый, мы тебя уважаем, ты действительно ветеран". "Так, а что там у меня в семье, какие там у меня налоги?" — "Чувак, ну ты воевал, защищал нашу страну и нашу идеологию. Мы тебе скостили налогов немножко, все нормально, меньше уже", - описывает ситуацию в других странах Бондаренко.
"Да? Ну, хорошо, ладно. А что мой ребенок? Мой сын сможет пойти учиться, например, туда куда-нибудь?" —
"Слушай, а почему нет? Его главная задача — хорошо учиться, чтоб оценки были хорошие. С остальным мы ему поможем, государство обеспечит". "Ладно... А если жена моя заболеет?" — "На нее распространяются льготы по медобеспечению, как на члена твоей семьи". "Ну, а если я?" — "О себе вообще забудь, у тебя все нормально, не дай Бог где-то кашлянешь, мы тебя сразу обслужим, все нормально", - продолжает экс-разведчик.
По его словам. видя заботу со стороны государства, человек успокаивается.
«У него нет внешних раздражителей. У него нет опасности, которая исходит уже не на войне, а в мирной жизни. Он спокойный. Тогда он думает: ладно, проверим. Ходит настороженный еще полгода. Потом убеждается — да, действительно, оно работает», - сказал Бондаренко.
«Он начинает верить государству. Он расслабляется. Он уже меньше ждет нападения со всех сторон. А потом он думает: так, ребенок устроен, жена в порядке, налогов меньше. Подумать, что ли, о своем деле? Что я делал до войны? Ага, я хорошо клал кладку. В принципе, руки помнят — почему бы не попробовать? Пошел, попробовал — получилось», - описывает ситуацию Бондаренко.
«Все знают, что он — ветеран, и никто ему и пальцем не ткнет и даже не даст понять, что "мы вас туда не посылали". Никогда в жизни такого не произойдет. Потому что там все прекрасно понимают, через что он смог пройти», - добавил разведчик.
Бондаренко считает, что в таких странах хорошо работает пропаганда как во время, так и после ведения боевых действий.
«А мы?», - спросила Бондаренко журналист ONLINE.UA.
«Пока у нас: пришел? Чувак, твои проблемы. Твои дети не учатся так, как положено, или на вас не распространяются льготы, например...», - ответил Бондаренко.
«А почему? Если ребенок учится нормально, то почему бы не обеспечить ему нормальное образование? Ладно, вы этому пацану не обеспечите, который прошел войну, папе его. Но детям-то обеспечьте», - считает разведчик. «Что вам стоит? Ну, возьмите их всех на государственное обеспечение в вузе. Или в техникуме, или в школе, или в садике — где угодно. От вас же не убудет!», - говорит Бондаренко.