Одним из самых опасных моментов почти двухлетней войны в Украине остается непредсказуемость тактики России. Несмотря на неоднократное выражение поддержки мирного процесса, предполагаемого Минскими договоренностями, и признание суверенитета Украины над сепаратистскими "Донецкой и Луганской народными республиками", нынешние действия Москвы на востоке Украины больше выглядят как попытки скорее стабилизировать группировки боевиков, нежели подготовить их к ликвидации.
Об этом в своем аналитическом докладе под названием "Противоречивые сигналы России на востоке Украины", перевод которой сделал ONLINE.UA, пишет старший советник Международной кризисной группы (International Crisis Group) со штаб-квартирой в Брюсселе по вопросам Украины и России Пол Куинн-Джадж.
Режим прекращения огня на Донбассе, согласованный в Минске в феврале 2015 года, начался лишь с сентября, а в связи с минимальным прогрессом имплементации этих договоренностей ситуация остается нестабильной, и десятки тысяч военных сталкиваются лицом к лицу на 500 км линии раздела. Тем, кто живет в регионах, управляемых сепаратистами, остается только гадать, что же их ждет в будущем. А начиная с середины 2014 года, в военных действиях погибло уже около 10 тысяч человек, отмечает аналитик.
С другой стороны, Кремль рассматривает движение Украины к ЕС и НАТО как серьезную угрозу собственной безопасности, а свержение бывшего президента Виктора Януковича в 2014 году - как западную кампанию, направленную на изоляцию России. В результате президент РФ Владимир Путин хочет, чтобы Украина оставалась втянута в открытый и продолжающийся военный конфликт с целью в конечном итоге возвращения страны в сферу влияния Москвы.
Может случиться все, включая более серьезные бои. До тех пор, пока не появятся четкие положительные изменения в российском подходе, международное сообщество должно строить свою политику в отношении Москвы, исходя из этого предположения. Крупные российские подразделения уже дважды вели бои в Украине, даже во время мирных переговоров в феврале 2015 года (в районе Дебальцево, - ONLINE.UA). Москва вновь может прибегнуть к подобным действиям, если другой, менее заметный подход в поддержке боевиков Донецка и Луганска в затяжном конфликте понесет неудачу.
Если бы Москва хотела показать, что она поддерживает минский процесс, то достаточно было бы отозвать своих военных с территории так называемых ДНР и ЛНР, а также убрать вооруженные силы, находящиеся на российской стороне границы с Украиной, всего в нескольких часах езды от линии разграничения (сил АТО и боевиков). Такой тихий ход был бы значительным показателем для Украины и Запада серьезных намерений России в отношении Минских соглашений.
Прекращение поставок военных припасов боевикам было бы таким же серьезным шагом и без публичных потерь, поскольку РФ все еще отрицает факт самих поставок.
Законопроект в $1 млрд
Отношение России к ДНР и ЛНР резко изменилось осенью 2015 года. Кураторы в регионах были сменены на офицеров ФСБ, без объяснений Москва начала выплаты пенсий, социальных и военных пособий - то, на что российские власти, по их словам, раньше не имели средств.
То, что организации теперь выплачивают пенсии, государственные зарплаты и соцпособия идущими из Москвы деньгами, - шаг довольно серьезный как политически, так и социально. Ранее сепаратисты говорили, что вмешательство России будет минимальным, и только в случае военного или гуманитарного кризиса. Но вложения Москвы в пенсии, пособия и зарплаты в Восточной Украине, вероятно, превышают $1 млрд в год.
Кроме того, Москва приняла решение насчет главарей сепаратистских группировок, несмотря на их неоднозначное положение среди боевиков. Это все ведет к созданию двух "политических партий" в ДНР – "Оплот Донбасса" под руководством главаря ДНР Александра Захарченко и "Донецкая Республика", возглавляемая безукоризненно лояльным к Москве Денисом Пушилиным - которые ничем, кроме имени, не отличаются. Это своего рода подготовка к выборам, которые должны состояться, согласно Минским договоренностям.
Заменимое руководство
Сепаратистские главари признают, что они пришли к "власти" в результате случайного выбора и перешли в сферу политики и вакуум безопасности, созданные в результате падения Виктора Януковича и последующего паралича переходного украинского правительства. Сепаратисты, связанные, в том числе, с бывшим украинским президентом, руководствовались не единой идеологией, а смешанными мотивами: непринятие "анархии" Майдана, глубокая подозрительность в отношении любой постсоветской власти страны, рефлексивные пророссийские настроения и оппортунизм. Их разнообразие, фрагментация и недоверие, наряду с почти полным отсутствием политического или административного опыта, уже препятствовали появлению функциональных политических партий на оккупированном Донбассе. Сейчас же это происходит с подачи Москвы.
Единственное, что объединяет главарей боевиков – то, что Россия считает их расходным материалом. Донецк и Луганск никогда не были главной целью Москвы. В течение двух месяцев после свержения Януковича Москва надеялась на восстания в других "исторически российских" территориях на востоке Украины и была очень разочарована, когда этого не произошло. Даже самые пророссийски настроенные сепаратисты открыто заявляют, что поддержка из РФ может прекратиться в любой момент. Они надеятся, что это не так, но не исключают такого варианта и называют этот вопрос "сложным" и "скользким".
Главари ДНР и ЛНР признают, что их роль очень ограничена, они полностью исключены из процесса принятия решений по реализации Минских договоренностей - Москва контролирует "каждую фразу, каждую запятую", говорит один из представителей так называемой "власти" в ДНР. Москва ведет длительную игру: иногда небольшие сепаратистские группки являются полезными, иногда отвлекают внимание, но главной целью является возвращение всей Украины в сферу влияния РФ.
Публично настаивая на том, что политическое и военное влияние Москвы является минимальным, главари ДНР часто признают свою полную зависимость. Александр Ходаковский, так называемый "секретарь "Совета безопасности ДНР", в недавнем интервью говорил о постоянных усилиях руководства по обеспечению сбалансированности желаний населения Донбасса и "высших политических сил", под которыми он подразумевал РФ. Он также сказал, что "материальная поддержка" России составляет 70% бюджета ДНР. Многие наблюдатели и официальные лица считают, что на самом деле это 90%. Еще один из главарей боевиков сказал, что Россия предоставляет все, выражая разочарование в связи с отсутствием признательности от общественности: "Они не понимают, кто предоставляет газ для отопления, топливо для транспортных средств, деньги на основные товары. Как, они думают, мы продержались прошлую зиму и переживем эту?"
Российские военные - это ключ к выживанию ЛНР и ДНР. После того, как Владимир Путин недавно признал ограниченное присутствие российских военных на востоке, один из наиболее проинформированных пророссийских активистов Александр Жучковский нарушил молчание и кратко изложил центральную роль регулярной армии:
«Это данность, что премьер-министры и министры обороны ЛНР/ДНР не предпринимают никаких ключевых (военных) решений. Командование военным корпусом, военной разведкой, планированием, снабжением войск боеприпасами и горючим все в руках «людей, которые решают определенные вопросы», как сказал бы Путин... и надо также понимать, что сотни таких людей - кадровые военные и разведчики (в том числе высокопоставленные) рискуют жизнью, и многие из них уже умерли».
С другой стороны линии разделения украинские специалисты по безопасности и военные признают, что они больше наблюдатели, чем участники нынешнего этапа конфликта.
"Все зависит от одного человека - Путина", - сказал видный украинский аналитик по вопросам безопасности. Украинская сторона может только смотреть и пытаться угадать, что планирует Россия. Реорганизация Россией "военных" ДНР и ДНР, по его словам, скорее всего, направлена на создание крупных, хорошо оборудованных "пограничных войск", с впечатляющими ресурсами, если Россия решит оставить группировки действующими в течение еще нескольких лет.
Гражданские: жертвы, наблюдатели или соучастники?
Нет точных данных опросов общественного мнения населения или сепаратистов. Частичная информация и фрагменты разговоров с местными жителями дают возможность предположить, что у сепаратистов не такая большая поддержка, но отношение к ним будет улучшаться, если они продолжат ощущать, что Киев о них "забыл".
Популярным настроением, по словам местных жителей, является "как можно большее избегание контакта с режимом". Население делится примерно на три части: за режим, против него и нейтральные. Сильный просепаратистский сектор - это пенсионеры, сельские жители и неквалифицированные рабочие; средний класс, как правило, держит дистанцию.
Экономические трудности и финансовые ограничения рискуют усилить ощущение, что Киев списал со счетов эти регионы. Это может еще больше усложнить будущую реинтеграцию региона в единую Украину. Украинскому правительству срочно требуется разработать длительный сценарий для решения этой проблемы.
Тактика, стратегия, и фатализм
Высшее "руководство" ДНР и ДНР пристально следят за малейшими изменениями в посылах от Москвы. В ближайшей перспективе, они уверены, что будут защищены в случае атаки украинских войск. Многие верят, что Путин предостерег украинского президента Петра Порошенко в середине 2015-го, что российская реакция на применение силы со стороны Украины будет ошеломительной: «Мы дойдем до Киева». Но они не имеют представления о дальнейшей своей судьбе.
«Наши кураторы не могут объяснить одного – что происходит в Кремле. Они сами не знают», - сказал один из главарей боевиков.
Особенно осведомленные аналитики считают непрозрачность намерений доказательством того, что Москва пока не договорилась о выходе из восточной Украины. Разделение в Кремле по вопросу Украины проявляется в отсутствии политической и военной координации. Различные представители "кремлевской верхушки" борются друг с другом, считает один из аналитиков. И Москва, и Киев хотели бы избежать этой ситуации, но "должны быть в состоянии предложить своим людям иллюзию победы".
Есть свидетельства того, что Москва рассматривает несколько вариантов одновременно, и это в стиле Путина. Импровизация является характерной чертой его политических решений. Некоторые видные российские аналитики полагают, что он не тактик или стратег, а фаталист, принимающий смелые, но необоснованные решения, не будучи полностью уверенным, к чему они приведут.
Публичная поддержка Минских договоренностей неуклонно ослабевает в Киеве, что показывают проведенные в ноябре опросы – всего 16,1% респондентов положительно относятся к Минским соглашениям, в сравнении с 34%, которые показали опросы в марте 2015 года. Украинские политические лидеры осознают, что международное внимание сместилось с их конфликта на Сирию, и опасаются, что консенсус ЕС в пользу санкций против России закончится в ближайшие полгода, хотя ведущие западные дипломаты говорят, что США и ключевые западные лидеры неуклонны в решении об их сохранении.
Противоречивое давление
Полная имплементация Минских соглашений может позволить Москве с достоинством покинуть восток Украины. Но это потребует от РФ ликвидации сепаратистских группировок и отказа от политического раздражителя для Киева, которым Россия надеялась замедлить политические и экономические реформы в Украине.
У приостановки конфликта, впрочем, есть свои позитивные стороны для России. Приверженцы Москвы останутся под контролем и будут постоянно давить на украинское правительство. Ситуация на грани войны и мира позволит Киеву вводить реформы, но будет выгодной для местных коррупционеров - богатых сепаратистских лидеров и, возможно, для некоторых представителей московской элиты. Это также отложит решение проблемы, что делать с боевиками ДНР и ДНР, и параллельно послужит предупреждением для других соседствующих стран, желающих более тесных связей с Западом. Но это будет стоить Москве больших денег.
Евросоюз, США и союзники должны продолжить давление на Москву в принятии решений и демонстрации серьезности своих намерений. И они не должны забывать, что военное решение все еще актуально для России, которая сохранила свою коммуникацию с группировками открытой и показала готовность к использованию своих войск на территории Украины.
Европейский Союз, особенно Германия и Франция, а также США не должны попасть в ловушку и позволить потенциально длительному процессу и различным интерпретациям положений договора подорвать их консенсус по поддержанию санкций, пока Минские соглашения не будут полностью реализованы. Продолжая давить на Москву, международные субъекты должны предупредить Путина об опасности подмены Минских договоренностей чем-то другим и напомнить ему, что, если и когда он захочет покинуть восточную Украину, они могут помочь.