В своем новом анализе американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказала о значении таких территорий как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Донбасс для России и ее геополитических амбиций. Полный отчет частной разведки США, которая, среди прочего, дала прогноз о границе компромисса, который может себе позволить в войне с Украиной Владимир Путин, есть в распоряжении ONLINE.UA.
После распада Советского Союза в 1991 году пророссийские сепаратистские территории заняли видное место в расстановке политических сил на территории Евразии.
Такое явление, как отколовшиеся территории, фактически появилось в Советском Союзе во времена руководства Михаила Горбачева. Во время его правления возник ряд националистических движений и движений за независимость, оспаривающих власть Москвы, а также региональных движений, которые пытались отсоединиться от своих республик.
Это было особенно актуально в регионах, где сосредоточены этнические и культурные меньшинства. Наиболее приметные горячие точки находились в Абхазии и Южной Осетии – регионах советской республики Грузии, Приднестровье – преимущественно славянском регионе в республике Молдова, и преимущественно армянском регионе Нагорном Карабахе в Азербайджане.
Читайте также: Игра на понижение: Путин решил шатать Украину по-новому
По мере ослабления контроля и власти Москвы над советскими республиками, возрастала напряженность и, в конце концов, возник ряд вооруженных конфликтов. А потом произошел распад Советского Союза, и эти регионы де-факто сформировали государства вне контроля новых независимых республик бывшего СССР.
Роль Москвы в конфликтах на отколовшихся территориях была сложной, особенно с учетом того, что когда это происходило, Советский Союз распадался, и появлялась Россия. Проще говоря, поддерживая отколовшиеся территории, РФ укрепила свой контроль над частями бывшего советского пространства и превратила их в ресурсы для Москвы.
Военное присутствие России там позволило ей быстро реагировать на региональные политические события. Например, когда Грузия перешла к сильной прозападной, антироссийской внешней политике после Революции Роз в 2003 году, Россия поддержала Абхазию и Южную Осетию в выступлениях против центрального правительства в Тбилиси. В 2008 году Россия использовала территории в качестве точки вторжения в Грузию, и для того, чтобы продемонстрировать нежелание НАТО прийти на помощь союзнику. Вскоре после этого Россия основала официальные военные базы на обеих территориях, что скомпрометировало стремление Грузии вступить в НАТО и Европейский Союз.
Аналогичным образом, когда во время парламентских выборов в Молдове в 2009 году была свергнута пророссийская Коммунистическая партия, и власть перешла прозападному "Альянсу за европейскую интеграцию", Россия использовала Приднестровье, чтобы выразить свое недовольство. Москва увеличила присутствие своих сил в самопровозглашенной псевдореспублике территории и отвергла усилия молдавского правительства по реинтеграции Приднестровья в страну. Из-за существования этого территориального спора, Европейский Союз и НАТО с подозрением относятся к рассмотрению заявки Молдовы на членство.
Использование Россией Нагорного Карабаха намного сложнее, поскольку у нее нет прямого военного присутствия на непризнанной территории. Москва, однако, использовала спор вокруг него, как способ балансирования между Арменией и Азербайджаном, оставаясь доминирующей иностранной державой на Кавказе. Хотя Армения является стратегическим союзником Москвы, а у Азербайджана более сбалансированная внешняя политика, Россия продает оружие обеим сторонам, пытаясь удержать их сосредоточенность друг на друге, и зависимость от Москвы в области безопасности.
Современный контекст
Использование Россией сепаратистских территорий не ограничивается только конфликтами, которые возникли в конце советского и начале постсоветского периода. В 2014 году Москва использовала эту стратегию еще раз - в Украине.
После революции в Киеве Россия аннексировала Крым и поддержала сепаратистское "восстание" на востоке Украины (напомним, так называемое "восстание" изначально курировалось и спонсировалось Москвой, а когда боевики начали терпеть поражение, РФ пошла на прямое военное вторжение на Донбасс, - ред.). Донецк и Луганск (имеются в виду оккупированные части Донецкой и Луганской областей, - ред.) теперь - самые новые сепаратистские территории на бывшем советском пространстве, и Россия опять отправляет военных и материальное снабжение в эти регионы, чтобы скомпрометировать прозападные власти на бывшей советской территории.
Конфликт на востоке Украины и создание "Донецкой и Луганской народных республик" показывают, что стратегия России в отношении постсоветского пространства практически не изменилась.
Стратегию отколовшихся территорий следует понимать, как часть более широких усилий России сохранить свою сферу влияния на территории бывшего советского пространства, чтобы удержать нерушимым буфер против иностранных конкурентов, особенно тех, которые находятся под влиянием Запада. Когда это не удается, как это было с революцией Евромайдана в Украине, Россия стремится посеять раздор путем поддержки оппозиционных групп и предоставления оккупированным территориям политической, экономической и военной поддержки.
По мере того как противостояние между Россией и Западом после Евромайдана усиливалось, возрастала значимость "сепаратистских" территорий. Подобно тому, как Запад усилил свое сотрудничество в сферах политики, экономики и безопасности с Украиной, Молдовой и Грузией, Россия укрепила свое присутствие на захваченном Донбассе, кроме того, она дает боевикам все более современное оружие.
Противостояние между Москвой и Западом также сделало ситуации в области безопасности на отделившихся территориях более динамичными. В апреле произошла значительная эскалация военных действий в Нагорном Карабахе; десятки военнослужащих погибли, сотни получили ранения или пропали без вести с обеих сторон. В то же время конфликт на востоке Украины продолжает приносить жертвы ежедневно, а похищения людей и перемещение разграничительных линий вблизи Абхазии и Южной Осетии вызвали конфликт между Россией и Грузией. С продолжающейся между Москвой и Западом конкуренцией за влияние на всей территории бывшего Советского Союза, ситуация в области безопасности на отколовшихся территориях и рядом с ними может стать более неустойчивой.
Переговоры
Тем не менее, все еще есть вероятность дипломатического прогресса. Пока на Россию продолжается давление путем низких цен на энергоносители и западных санкций, она может быть в большей степени готова вести переговоры о судьбе отделившихся территорий.
На самом деле, у Москвы и Запада уже есть несколько площадок, через которые они обсуждают различные конфликты касательно сепаратистских территорий: Минские переговоры и переговоры в нормандском формате по Украине, переговоры в формате 5+2 по Приднестровью и Минские переговоры по Нагорному Карабаху. И в последние месяцы они все находятся в активной фазе.
Читайте также: Кремль готовит плохой вариант на Донбассе - политолог о шансах Украины и катастрофе Путина
И хотя переговоры, до сих пор, не привели ни к каким важным соглашениям, благодаря им произошел ряд важных тактических изменений. Например, Украина и поддерживаемые Россией боевики договорились в Минске о плане отвода войск на трех участках вдоль линии соприкосновения, и на двух из них это было сделано в полном объеме. Кроме того, во время самых последних переговоров в нормандском формате по Украине, президент России Владимир Путин заявил, что Москва поддержит работу вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе. Хотя чиновники Кремля с тех пор уклоняются от этих заявлений, подчеркивая необходимость разработки деталей того, какими эти силы могут быть, и призывают Украину сделать больше политических уступок, это, тем не менее, показывает, что Москва способна проявить гибкость в переговорах.
Такая гибкость может быть также применена к другим темам и другим сепаратистским территориям. Учитывая слабость экономики России, Москва хотела бы уменьшить экономическое бремя поддержки отколовшихся территорий (будь то за счет прямых финансовых вливаний, субсидий на цены на энергоносители или же льготных торговых и инвестиционных соглашений), и, следовательно, может позволить более широкое экономическое сотрудничество этих территорий с соседними государствами.
Наращивание военной мощи России на этих территориях также дает Москве возможность уменьшить свое присутствие с точки зрения развертывания оружия и частых военных учений в обмен на ответные действия со стороны Запада на постсоветской территории, если обе стороны более серьезно отнесутся к деэскалации противостояния между Россией и Западом.
Тем не менее, Россия вряд ли полностью откажется от своих позиций на этих самопровозглашенных территориях. Поддержание военного присутствия на Донбассе, в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии дает Москве значительные рычаги давления на Украину, Молдову и Грузию, а косвенная поддержка Нагорно-Карабахского конфликта укрепляет позиции РФ на Кавказе. Россия может сделать тактические уступки по снижению военного конфликта и ослаблению своей собственной политической и экономической изоляции, но ее более широкая стратегия в отношении отколовшихся территорий никуда не денется.
Прогноз
Отколовшиеся пророссийские территории в ближайшее время получат центральную роль в противостоянии России с Западом по вопросу бывшего советского пространства.
С усиливающейся конкуренцией между Западом и Россией, Москва может увеличить свое военное присутствие на отколовшихся территориях. Когда произойдет деэскалация, Россия может продолжить оказывать поддержку, прямо или косвенно, через помощь в сферах экономики и безопасности.
Несмотря на это, Россия планирует сохранить свое военное присутствие на сепаратистских территориях (в том числе, на оккупированном Донбассе, - ред.), делают вывод представители частной разведки США.