Украинским военным, которые воюют в зоне АТО на Донбассе, сейчас нужны приборы ночного видения, тепловизоры, беспилотники, средства связи, машины и новые минометы.
Об этом в интервью ONLINE.UA сказал волонтер, основатель фонда "Повернись живим" Виталий Дейнега.
"На самом деле, то, о чем у нас сейчас кричат, как о победе — это все еще далеко довоенные разработки. Эти все ракеты "Ольха", эти новые высокоточные ракеты для "Смерча", которые сами подправляются под координаты, ПТУРы новые — это все было придумано ранее, не во время войны. Просто люди подняли разработки из архивов и запустили. Вопрос в том, что новая война требует сейчас не автоматов, а беспилотников, тепловизоров, средств связи, высокоточного оружия, крылатых ракет... Какие-то разработки есть, над какими-то еще надо работать", — сказал он.
Волонтер рассказал, чего не хватает украинской армии.
"Но есть проблема. Вот у нас танк "Оплот" — один из лучших в мире. Цена на "Оплот" и на "Абрамс" (танк США — ред.) не сильно отличается. Но украинской армии он не по карману. Поэтому восстанавливаем Т-64 и далее.. Нам нужны прицелы. СВД прицелы старые, четырехкратный. Это — немного лучше бинокля в театре. Сможешь ли ты попасть на 600 метров? А ребята попадают. Но гораздо лучше они попадают с прицелом 12-ти, 20-кратным. Так почему бы производство таких прицелов не осилить в рамках армии?", — считает Дейнега.
Читайте также: Без мобилизации Украине не обойтись, а мы прозреем от того, насколько дорогая штука война - волонтер Виталий Дейнега
"Так что армии нужны приборы ночного видения, тепловизоры, беспилотники, средства связи, машины и даже минометы. Наши уже изнашиваются, видишь, приходится начинать покупать уже. Почему у Полторака нет выбора из пяти различных минометов под одну и ту же мину? И не выбирает между этим, что дешевле, но немного хуже, и этим — дорогим и относительно лучшим? Перед ним не стоит выбор: купить меньше лучших или больше худших. Потому что у нас есть только один миномет. И мы его ругаем, но будем, проклиная, покупать. Знаешь, как говорят — плачУ и плАчу", — добавил он.
По его словам, проблемой является то, что государственная корпорация "Укроборонпром" является закрытой структурой.
"Вопрос в том, что "Укроборонпром" - очень закрытая структура, которая конкретно имеет дело и с баблом, и с техникой, которую можно восстанавливать. Да со многим. Фактически, Минобороны все закупки вооружений может только через "Укроборонпром" делать. И отсюда мы имеем и минометы "Молот", отсюда мы имеем и рынок вооружений, к которому имеет доступ только очень узкий круг фирм. У нас, если мы покупаем за рубежом, например, какое-то оружие или патроны - проблем нет. Они выставили инвойс, мы его оплатили - получили патроны. А что, если кто-то захочет производить патроны здесь? Вот почему до сих пор нет ни одного патронного завода в Украине?", - спрашивает волонтер.
Он добавил, что в Украине не построили ни одного патронного завода.
"Луганский разбомбили, потому что он не нам бы патроны делал, а ничего нового не сделали. В нас нет своих денег, нету своих инвестиций. А какая нормальная фирма, какой нормальный инвестор зайдет сюда это делать, если он знает, что потом упрется в "Укроборонпром", в такую кипу разрешений и в неизбежно ручное принятие решений? То есть, этот рынок является абсолютно неконкурентным, абсолютно закрытым. И если завод "Маяк" - единственный, кто может производить у нас минометы, - скажет, что миномет "Молот" будет стоить полмиллиона - значит, он будет стоить полмиллиона. Скажет миллион - значит, будет миллион. И никто ему ничего не может сделать. Здесь нет конкуренции. А пока нет конкуренции - до тех пор будет коррупция", - уверен Дейнега.
По словам волонтера, нерыночные условия, отсутствие конкуренции порождают коррупцию и завышенные цены, а рыночных условий на рынке вооружений в Украине нет. "Поэтому нравится Минобороны миномет "Молот" или не нравится - они вынуждены его покупать. Потому что ничего другого нету".
Он рассказал о миномете "Молот", о котором есть разные отзывы.
"Он очень сырой, сделанный людьми, которые в этом не очень разбираются. Его за пару лет, я думаю, доточат - и будет неплохой. Хуже, чем советский 120-мм миномет, но относительно неплохой. Чем-то лучше, чем-то хуже, но где-то того же уровня, или чуть ниже. Сейчас же в нем есть конструктивные недостатки, которые приводят даже к человеческим потерям с нашей стороны", - отметил Дейнега.
Волонтер добавил, что данных по этим потерях нет.
"Можно попробовать загуглить количество людей, которые от него погибли. Я думаю, несколько где-то есть. Вопрос в том, что "Маяк", который производит минометы, - это все равно, что завод "Богдан", который возьмется производить "Хаммеры". Или давай о другом поговорим. Наши попытались сделать эти "Спартаны", "Казаки" - эти джипы типа бронированные. По факту, первое время они очень сильно ломались, у них подвеска была не рассчитана, и колеса отрывало на бездорожье. Со временем они стали лучше. То же будет и с минометом", - считает он.