О том, каковы корни политического кризиса в Армении, почему российская модель управления опасна для будущего страны, и что должны сделать власть и общество для перехода на путь модернизации в интервью ONLINE.UA рассказал эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян.
- Захват здания полиции и политический кризис, по-видимому, уже закончились. В чем причина такого обострения ситуации в Армении?
- Только частично согласен с тем, что все закончилось. История с захватом полицейского полка и прямая угроза массового кровопролития – эта часть истории действительно в прошлом. Но говорить о том, что политический кризис в Армении миновал, и такие события не будут повторяться, я не могу. Мы сейчас наблюдаем тотальный политический кризис, фактический коллапс всех институтов государственной системы управления. Мы видим кризис доверия между обществом и властью. В институционально-политическом плане Армения - просто пустыня. Более того, власти за последние годы целенаправленно уничтожали все легальные механизмы влияния общества на принятие политических решений. И получили нелегальные. Власть жнет то, что интенсивно сеяла последние годы. Причины здесь глубинные, и они не ликвидированы.
- Каким образом можно гармонизировать политическую жизнь в стране?
- Я вижу два пути. Первый - очень нежелательный, когда, разочарованные в легальных методах борьбы, люди предпочтут насильственные действия. Это приведет к ливанизации или палестинизации жизни в Армении. Этот путь равнозначен краху государственности. Второй путь: активизация общества будет направлена в легальное политическое русло. Тотальное недовольство перейдет в конструктив, родится что-то новое. В Армении умер «постсовок» и не оставил ничего после себя. В Армении перестала функционировать российская модель управления. Теперь все надо зачищать и строить современную страну. А современная страна может быть только свободной, демократической, либеральной и правовой. И речь идет обо всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Рубен Меграбян. Фото: Facebook
- Кто это может сделать?
- Есть два субъекта, которые могут запустить спасительный для страны процесс: гражданское общество и формальная власть. Однако власть и общество находятся в состоянии конфликта. Поэтому необходимо формировать разумную и вменяемую политическую повестку, чтобы ее реализовывать шаг за шагом. Без спешки, но и без промедления.
- Политические кризисы часто решаются выборами. Армения и ее власть к этому готовы?
- Здесь проблема. В обществе не хватает структурированной политической силы, которая предоставит всей бурлящей общественной активности политическое содержание. Недовольство – это еще не политический смысл. Все достало, так дальше жить нельзя. Надо делать что-то новое, и не на основе российских стандартов, а на основе современных стандартов. Однако политическое поле Армении функционирует как вещь в себе, не имеет ничего общего с реальными запросами общества и его состоянием, даже понимание отсутствует.
- Отсутствие альтернативы – это органическое развитие, или власть постаралась упростить себе управление?
- Власть постаралась. Власть просто пользуется кремлевскими политическими технологиями, плодила и плодит фейковые политические силы, которые завязаны на конкретных олигархах. Это все делалось в рамках политики борьбы с «цветными революциями». Таким образом, было загажено все политическое пространство. Политику убили.
- В Армении сложная геополитическая ситуация. Как решить политический кризис при внешних вызовах?
- Ситуация сложнейшая. Из четырех соседей с двумя мы не имеем отношений (Азербайджан и Турция, – ONLINE.UA). На границе с ними у нас или колючая проволока, или боевые позиции. Но у Армении есть два других соседа, с которыми у нас нет серьезных проблем (Иран и Грузия - ONLINE.UA). Отношения с ними должны компенсировать отсутствие отношений с первыми двумя. Поэтому нам противопоказана политика, ограничивающая налаживание связей с Ираном и Грузией. Но что мы имеем? Мы имеем навязанный армянскому народу Евразийский экономический союз, препятствующий самому тесному сближению с Грузией, Евросоюзом и США.
Второе: передачей энергетики и железной дороги российским монополиям Армении были навязаны колониальные соглашения. Как следствие, российские монополии блокируют налаживание отношений с Ираном, обеспечение энергетической независимости Армении, использование ее транзитного потенциала (согласно договорам, «Газпром» вправе блокировать внешние источники поступления газа и контролирует обмен электроэнергией, «Роснефть» может блокировать внешние источники завоза нефтепродуктов в Армению, что вместе означает контроль над энергетической политикой страны и монопольное положение здесь российских госкомпаний, – ONLINE.UA). Все эти евразийские путы вместе с «Газпромом» и «Роснефтью» должны быть сброшены. Они уничтожают страну.
Армянский народ всегда, в конечном итоге, надеется на самого себя. Однако надо делать стратегическую переоценку всей внешней политики. Нужно переосмысливать своих союзников и ранжировать противников. По моему убеждению, Армения как можно раньше должна сбросить с себя системные «российские путы», которые блокируют ее развитие и общение с остальным миром. Иначе мы просто потеряем страну.