ВВС окончательно развенчал путинскую пропаганду о Boeing на Донбассе: полный текст
Категория
Украина
Дата публикации

ВВС окончательно развенчал путинскую пропаганду о Boeing на Донбассе: полный текст

ВВС окончательно развенчал путинскую пропаганду о Boeing на Донбассе: полный текст
Источник:  online.ua

ВВС опубликовала полную расшифровку катастрофы пассажирского Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, которая произошла 17 июля 2014 года на Донбассе, чем окончательно развеяла пропаганду президента России Владимира Путина.

Об этом сообщает ONLINE.UA со ссылкой на русскую службу ВВС.

Вокруг всякой большой катастрофы или теракта обычно возникает множество конспирологических версий. Гибель рейса MH17 Малайзийских авиалиний - не исключение. Существуют версии об истребителе, о разных ракетах, выпущенных из разных мест. Что же произошло на самом деле?

Мрачная, холодная степь на востоке Украины. Ледяной, пронизывающий ветер. Я подошёл к простенькому мемориалу, посвящённому памяти 298 жерт самой страшной за последние 20 лет авиакатастрофы. Возле мемориала - мягкие игрушки. Горькое напоминание о том, что здесь погибли 80 детей.

17 июля 2014 года "Боинг-777" Малайзийских авиалиний вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур. В небе над восточной Украиной с ним случилось нечто, из-за чего он развалился в воздухе. Все находившиеся на борту погибли.

Эта катастрофа произошла всего через четыре месяца после загадочного исчезновения другого малайзийского лайнера.

В это время на востоке Украины шли бои между поддержанными Россией ополченцами-сепаратистами и украинскими правительственными силами.

После 15 месяцев работы экспертов голландский Совет по безопасности в своём докладе заявил, что самолёт был сбит зенитной ракетой из установки "Бук" российского производства.

Наиболее распространённое предположение относительно мотивов: российские военные или пророссийские сепаратисты выпустили ракету, ошибочно считая, что стреляют по украинскому военному самолёту.

Однако Россия и повстанцы в Донбассе с самого начала повели отчаянную борьбу против этой "западной" версии.


Эксперты больше года тщательно собирали изрешечённый фюзеляж "Боинга"

Через четыре дня после катастрофы высокопоставленные российские военные обвинили власти Украины в том, что они намеренно отправили рейс MH17 по маршруту, пролегающему над зоной боевых действий.

Они показали мелькнувшую на радаре отметку, которая, по их словам, была отметкой от украинского Су-25, и этот Су, по их словам, нёс ракеты, способные поражать цель на расстоянии трёх миль (пяти километров).

Другой самолёт: версия номер 1

Версия о том, что "Боинг" был сбит боевым самолётом, а не ракетой, распространилась по интернету. Одним из тех, кто занялся поиском улик, стал журналист-фрилансер из Берлина Билли Сикс.

Он провёл на Украине четыре месяца и поговорил более чем с сотней людей в районе крушения лайнера. Семь из них сказали ему, что в день катастрофы они видели боевой самолёт, а один - что он видел даже ракету, пущенную этим самолётом.

Сам Билли думает, что "Боинг" был сбит двумя боевыми самолётами: один стрелял из пушки, другой выпустил ракету.


Среди пассажиров сбитого над Донбассом "Боинга" было 80 детей


Олег Втулкин, боец сепаратистского ополчения, был первым фотографом, оказавшимся на месте катастрофы. Он уверяет, что никакой ракеты, запущенной с их стороны, не было, потому что в противном случае её бы все увидели.


Втулкин в тот день других самолётов не видел, а вот Наташа Воронина утверждает, что видела.


Она сидела прямо под тем местом, где развалился в воздухе рейс MH17. Она собирала урожай, как раз присела отдохнуть, и тут услышала взрыв. Наташа посмотрела наверх, увидела чёрный дым и - по её описанию - "два самолёта, маленьких, как серебристые игрушки", летевших в разных направлениях.


Однако западные военные специалисты подняли на смех российское министерство обороны с его заявлением, что "Боинг" был сбит украинским Су-25.


Ник де Ларринага, европейский редактор военного журнала IHS Jane's Defence Weekly, говорит, что это "полный абсурд". Су-25, объясняет Ник де Ларринага, это штурмовик, предназначенный для того, чтобы уничтожать танки и другую технику с небольшой высоты.


Это по сути "летающий танк", при этом его кабина не герметизирована, и он не рассчитан на то, чтобы летать на больших высотах и сбивать там другие самолёты. Между тем малайзийский "Боинг" летел на высоте 10 километров.



В небе над Донбассом погибли 80 детей из разных стран


Российскую прессу эти доводы не остановили. Слоган телеканала RT (Russia Today) - "Больше вопросов" - точно отражает тактику Кремля.


Яна Ерлашова, сотрудница телеканала RT и автор фильма о катастрофе MH17, нашла множество свидетелей, которые заявили, что видели другие самолёты.


"Я не навязываю какие-то версии, я просто рассказываю, что говорят люди", - говорит Ерлашова.

При поддержке российских воздушных сил Ерлашова поставила уникальный эксперимент и показала, что Су-25 может забраться на высоту в 10 километров.


Однако этот бронированный штурмовик может вскарабкаться на такую высоту только без вооружения. А если бы он выстрелил на такой высоте, то сорвался бы в штопор.


А кроме того, как поясняет Ник де Ларринага, Су-25 гораздо медленнее "Боинга-777", то есть он просто не смог бы его догнать.


Ах да, ещё одна деталь: Су-25 вооружён маленькими теплонаводящимися ракетами ближнего боя, которые не рассчитаны на то, чтобы сбивать самолёты на большом расстоянии.


Если этих разъяснений недостаточно, то вот ещё одно: эксперты голландского Совета по безопасности установили, что в фюзеляж "Боинга" попало около 800 поражающих элементов. Это явно указывает на мощную ракету земля-воздух. Боевая часть ракеты "Бук" весит 70 кг и намного мощнее, чем боевые части ракет воздух-воздух.


Как же быть со свидетелями, которые говорят, что видели другие самолёты рядом с MH17 во время катастрофы?


Я говорил с людьми, которые чётко видели момент крушения "Боинга" и так же уверенно заявляют, что не видели никаких других самолётов.


Кроме того, мы знаем, что "Боинг" развалился в воздухе на несколько крупных частей, которые разлетелись по разным траекториям. С земли они вполне могли показаться другими самолётами.


А что делать с заявлением российских военных, что на радаре мелькнул другой самолёт? Дэвид Глив, занимавшийся расследованием авиакатастроф, объясняет, что когда самолёт разваливается в воздухе, он ещё какое-то время может передавать сигнал на радары. А если самолёт потерял, например, хвост, то он может изменить направление полёта.


Другой самолёт: версия номер 2


Неунывающее российское телевидение очень скоро заявило, что у него есть новая убийственная улика.



Четыре месяца спустя после катастрофы MH17 российский Первый канал показал удивительную спутниковую фотографию


Через четыре месяца после катастрофы Первый канал показал удивительную спутниковую фотографию, на которой был уже другой самолёт - сверхзвуковой истребитель, вроде бы МиГ-29, причём снимок, как утверждалось, был сделан в тот самый момент, когда этот боевой самолёт выпустил ракету по малайзийскому "Боингу".


Эта версия была развенчана сразу, как только продемонстрированные российским каналом картинки попали в интернет.


Процесс разоблачения возглавил Элиот Хиггинс, блогер из бывших клерков, который создал сайт онлайн-расследований Bellingcat всего за три дня до катастрофы MH17.


Хиггинс и его добровольные помощники заподозрили, что эти картинки - подделки, составленные из разных фотографий с разных сайтов. Истребитель был больше похож на Су-27, чем на МиГ-29, а силуэт "Боинга-777" на фото оказался "вклеен" в неправильном положении. Пропорции тоже оказались очень сильно нарушены.

"Исходя из расстояния между камерой и землей, этот самолет должен быть шесть километров длиной, - говорит Хиггинс. - Или же, если это нормальный самолет, то он должен был быть в 300 метрах от камеры спутника".


Другой самолёт: версия номер 1 (продолжение)


Вскоре появилась ещё одна вариация версии о том, что MH17 был сбит другим самолётом.

Через пять месяцев после катастрофы в редакцию "Комсомольской правды" пришёл "секретный свидетель" и заявил, что он служил в ВВС Украины. Он сказал, что "Боинг" сбил Су-25, и назвал имя пилота - капитан Владислав Волошин.


Николай Варсегов, спецкорреспондент КП, говорит, что, по словам этого свидетеля, тот подвешивал ракеты воздух-воздух на самолёт Волошина 17 июля 2014 года, а вернулся самолёт на базу уже без ракет.

Свидетель добавил, что капитан по возвращении был взволнован и якобы сказал: "Он (самолет) оказался не в то время и не в том месте".



Украинский пилот Владислав Волошин говорит, что 17 июля боевых вылетов не было


Мы решили найти этого пилота - и нашли его на тщательно охраняемой авиабазе на юге Украины. Стоя у своего Су-25, капитан Волошин рассказал, что его глубоко оскорбило обвинение в убийстве 298 человек. Он заявил, что тот свидетель действительно служил на базе, но всё остальное в его рассказе - ложь.


Капитан Волошин, действительно, был расстроен после того, как двух его товарищей сбили. Но это было через шесть дней после того, как сбили MH17. А в тот день, 17 июля, украинская авиация, по словам Волошина, боевых вылетов не совершала.


Версия "это не "Бук"


Многие российские издания до сих пор высказывают сомнения, что это была ракета с установки "Бук".

Яна Ерлашова говорит, что она долго искала свидетельства запуска большой - 5,5 метра, 700 килограммов - ракеты "Бука", но ничего не нашла. О том же говорит Олег Втулкин: мол, свидетельств нет.


Однако в те июльские дни было опубликовано несколько фотографий, видео и записей в социальных сетях, в которых сообщалось о передвижении ракетной установки в день катастрофы из контролируемого мятежниками Донецка на восток, вглубь территории сепаратистов.



Маршрут установки заканчивается на краю большого поля примерно в 25 километрах к юго-востоку от точки, где был сбит MH17, и примерно в полутора километрах к востоку от хутора Красный Октябрь (Червоный Жовтень). Это поле попадает в границы района, который голландский Совет по безопасности в своём докладе обозначил как вероятный район запуска ракеты.


Вся эта территория находилась под контролем сепаратистов.


Запуск ракеты "Бука" сопровождается бьющей в землю струей огня - и на одной фотографии, сделанной на этом поле через несколько дней после катастрофы, запечатлено пятно выгоревшей травы.


Но можно ли было запустить большую ракету так, чтобы пуск никто не сфотографировал?


Оказывается, через три часа после катастрофы в соцсетях были опубликованы две фотографии. На них, как утверждается, вдали виден шлейф дыма от ракеты, сбившей MH17.


Утверждается, что эти фото сделаны одним местным жителем из многоэтажки в десяти километрах к северо-западу от вероятного места запуска.


Некоторые, в том числе голлландский блогер Макс ван дер Верф, который побывал в том районе, чтобы проверить подлинность фото, утверждают, что это подделка.


Яна Ерлашова из RT, например, заявляет, что положение проводов на снимке доказывает, что фото не могло быть сделано с балкона этого фотографа и что с того балкона на девятом этаже вообще не видно предполагаемое место запуска.


Однако Элиот Хиггинс считает, что провода находятся именно в том месте, где и должны быть. Другие блогеры, например, Марсель ван ден Берх, который тщательно проанализировал всю соответствующую информацию, доказывают, что фотографии, скорее всего, подлинные.



В общем, мы, напугав местных дворняг, подняли над этой многоэтажкой небольшой дрон - и выяснили, что с того балкона видно и провода, и старый террикон, и предполагаемое место запуска ракеты вдали, возле Красного Октября.


Я отправился на поиски кого-нибудь, кто видел запуск. Поиски привели на хутор Красный Октябрь, в полутора километрах от предполагаемого места запуска.


Сейчас там тихо и сонно, а в июле 2014 года бои шли совсем недалеко от этой деревушки, о чём напоминает застрявший в земле снаряд.


В день катастрофы MH17 Валентина Коваленко с дочкой копала картошку у себя в огороде.


Она рассказывает, что услышала грохот и, посмотрев в небо, сначала подумала, что это горит и падает самолёт, но тут же поняла, что это не падающий самолёт, а взлетающая ракета. Ничего подобного она не видела ни до, ни после.



Жительница хутора Красный Октябрь уже больше года рассказывает журналистам, как видела запуск ракеты


"Это оказалась ракета, и она улетела за облака. А через несколько минут мы услышали что-то похожее на взрыв", - вспоминает Коваленко. Она говорит, что в тот день не видела никаких самолётов.


Власти США говорят, что у них есть секретный снимок запуска ракеты "Бука", но публиковать его они отказываются - вероятно, из страха раскрыть свои технические возможности.


Бывший аналитик ЦРУ Рэй Макговерн не верит. Он считает, что США устроили кампанию по очернению образа Путина, чтобы добиться широкой поддержки санкций против России.


Версия "это украинский "Бук"


Существуют ли американские снимки или нет, мы не знаем, а вот россияне опубликовали набор спутниковых фотографий. И на них, как утверждают российские военные, видно украинскую установку "Бук" вначале на базе, а затем, в день катастрофы 17 июля, на позиции близ линии фронта, возле села Зарощенское.


Таким образом, российская сторона выдвинула вторую основную версию - что малазийский лайнер был сбит украинским "Буком".


Однако энтузиаст онлайн-расследований Элиот Хиггинс утверждает, что спутниковые снимки, будто бы снятые 17 июля - подложные. Российские генералы утверждают, что на их снимке украинской базы ПВО 17 июля "Бука" нет. Но на спутниковом снимке американской компании Digital Globe, точно сделанном в тот самый день, ракетная установка стоит на своём месте.


Сравните спутниковые фото минобороны РФ и DigitalGlobe




Кроме того, нет ни одного свидетеля запуска ракеты с "Бука" из района Зарощенского.


Более того, судя по всему, этот район на тот момент не контролировался украинской армией.


Российское министерство обороны также заявило, что ранее опубликованное в интернете видео с едущим "Буком", у которого не хватает одной ракеты - это съёмка украинского "Бука" на украинской же территории.

Но и это обвинение с российской стороны немедленно было быстро опровергнуто.


"Бук" на видео выглядит в точности так, как тот "Бук", что ехал от Донецка к Красному Октябрю в день катастрофы. На видео же, судя по всему, "Бук" едет в сторону российской территории на следующий день.

Журналист Билли Сикс - тот самый, который думает, что малайзийский лайнер сбили два украинских самолёта, и который провёл несколько месяцев в тех местах - пришёл к выводу, что видео было снято на территории, контролируемой сепаратистами.


Вскоре в ряды адептов версии "это украинский "Бук" несколько неожиданно влился производитель "Буков", российский концерн "Алмаз-Антей".


Представители концерна заявили, что, судя по пробоинам в фюзеляже "Боинга", его сбили ракетой, которая уже давно не стоит на вооружении российской армии, зато имеется в украинской.



Путин, Бук, 2013 год


Но вскоре после этого заявления "Алмаз-Антея" была опубликована фотография 2013 года, на которой президент Владимир Путин стоит на фоне "Бука" именно с этими, "снятыми с вооружения" ракетами. А в мае 2015 года установки с ними были замечены на параде в Чите.


"Алмаз-Антей" не опустил руки и выдал в ответ сразу несколько впечатляющих экспериментов. Он заявил, что провёл натурный эксперимент, взорвав на земле ракету у фюзеляжа самолёта. Он продемонстрировал публике массу вычислений, сделанных, как утверждается, на суперкомпьютере. По результатам всего этого "Алмаз-Антей" заявил, что это была ещё более старая ракета, которой уж точно нет на вооружении российской армии.


Экспертов на Западе, с которыми я поговорил, это всё не впечатлило.



Приборная панель пусковой установки "Бук"


Игорь Сутягин, военный аналитик, сотрудник британского Королевского Объединенного института оборонных исследований, называет все эти выкладки "ненаучными". По его мнению, цель их - "убить истину, создать дымовую завесу из огромного массива данных".


В городе Снежное, в нескольких километрах к юго-востоку от района падения MH17, я зашёл в многоэтажку, огромная дыра в стене которой до сих пор напоминает о налёте украинских самолётов за два дня до катастрофы лайнера. Тогда здесь погибли 11 мирных жителей.


В июне-июле 2014 года украинские вооружённые силы теснили сепаратистов на земле, а с воздуха армию поддерживала украинская авиация.


Вероятно, по этой причине ещё за месяц до катастрофы малайзийского лайнера с базы из-под Курска в направлении украинской границы вышла большая колонна 53-й зенитно-ракетной бригады российской армии.

Энтузиасты онлайн-расследований из Bellingcat восстановили маршрут колонны просто по постингам проезжавших водителей и самих солдат в социальных сетях. В колонне они заметили тот самый "Бук", который видели на востоке Украины в день катастрофы. Частично не видный бортовой номер, повреждения фартука над гусеницами и другие детали полностью совпадали.



Установка "Бук" была снята по пути из Донецка к предполагаемому месту пуска. Фото из соцсетей


Поскольку у сепаратистов не было авиации, украинской армии не требовалась ПВО. У сепаратистов же, наоборот, появлялись всё более эффективные средства противовоздушной обороны. Потери украинской авиации росли. За три дня до того, как был сбит "Боинг", мятежники сбили военный транспортник Ан-26, летевший на высоте 6,5 километра.


Украинские военные показали мне изнутри "Бук", дислоцированный далеко от линии противостояния с мятежниками. При взгляде на это количество кнопок и индикаторов сразу становится ясно, что стрелять из этой установки могут только военные, прошедшие основательную подготовку.


Как отмечает военный аналитик Игорь Сутягин, такие специалисты есть в российской армии, но вряд ли могли найтись среди донбасских ополченцев.


Может быть, это и сыграло роль в катастрофе MH17? Служба безопасности Украины в связи с этой катастрофой опубликовала несколько записей перехваченных телефонных переговоров. На одной записи полевой командир сепаратистов докладывает, судя по всему, офицеру российской разведки, что они сбили, как они думают, украинский самолёт.


Информационная война


Что же происходит? Отчего вокруг гибели MH17 появилось столько конспирологических версий? Притом обычно конспирологией увлекаются частные лица, а тут все версии, кроме официальной, фактически поддерживаются властями одного конкретного государства.


Один британец, несколько лет работавший продюсером на российском телеканале, исследовал вопрос, как Кремль приспосабливает приёмы военной информационной борьбы к реалиям цифровой эпохи.


Питер Померанцев, автор книги о России "Ничто не правда, и всё возможно", говорит, что президент Путин полностью контролирует российские СМИ и они работают в режиме мистического культа и постоянных теорий заговора. Цель этого - запутать россиян так, чтобы они оставили попытки критически осмыслить всю эту вываливающуюся на них информацию.



В поле у Красного Октября, в предполагаемом районе запуска ракеты, нашли пятно выгоревшей травы


Стивен Пайфер, бывший посол США на Украине, согласен. Он добавляет, что и вещающие за пределами России телеканалы, такие как Russia Today, "действуют как рука Кремля и проводят его пропагандистскую линию". Цель этого, по мнению Пайфера - "выдвинуть кучу разных версий, поднять тучу пыли, создать путаницу и попытаться убедить людей, что правду не говорит никто".


Ни МИД России, ни "Алмаз-Антей" не пожелали говорить с Би-би-си. Российские власти отвергают все обвинения в причастности к катастрофе рейса MH17. Они обвинили авторов голландского доклада в предвзятости и пообещали провести собственное расследование.


Российские власти согласны с голландцами только в одном пункте: в том, что власти Украины несут часть ответственности, так как не полностью закрыли зону боевых действий для гражданской авиации, даже когда сепаратисты стали сбивать их военные самолёты на высотах намного больших, чем радиус поражения переносных зенитных комплексов.


Относительно всего остального у России, похоже, есть своя версия - или версии - истины.


Экс-премьер Украины Арсений Яценюк даёт своё объяснение, почему: "Россияне дали зенитно-ракетную установку террористам, которыми руководила Россия же, и те совершили это преступление. Они знают, кто его совершил, и они боятся, что будут привлечены к ответственности".


Часовой фильм о версиях гибели рейса MH17 выходит на канале BBC Two в 21:00 по лондонскому времени 3 мая.


Напомним,  эксперт Bellingcat Арик Толер заявил, что удалось установить номер зенитного ракетного комплекса "Бук".

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?