Опубликован полный текст расшифровки записи переговоров экипажа самолета "Белавиа" с диспетчерской аэропорта Жуляны (Киев), состоявшихся 21 октября, когда белорусский лайнер принудительно вернули в киевский аэропорт по требованию Службы безопасности Украины.
Об этом сообщает ONLINE.UA со ссылкой на БЕЛТА.
Отмечается, что текстовую выписку расшифровки составил инженер авиакомпании «Белавиа», а документы были предоставлены агентству по запросу в авиационные власти.
В расшифровке указано, что диспетчер «Жулян» говорит пилоту: "Белавиа-840", поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.
При этом в СБУ уже отреагировали на публикацию текста расшифровки.
Спикер СБУ Елена Гитлянская заявила о том, что Служба безопасности Украины не давала указаний поднять в воздух истребители для возврата самолета авиакомпании "Белавиа" в аэропорт "Киев" (Жуляны) 21 октября.
"Наша позиция неизменна: мы никаких указаний не давали", - сказала Гитлянская, которую цитируют « Украинские новости ».
ONLINE.UA полностью публикуют текст расшифровки, также скрины обнародованных «Белта» документов.
Диспетчер: - "Белавиа-840", Киев-Радар.
Пилот: - Слухаю.
Диспетчер: - "Белавиа-840", поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Пилот: - А что случилось такое?
Диспетчер: - В эфир не могу передать. "Белавиа-840", по прибытии все узнаете.
Пилот: - Не понял че-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос: - "Белавиа-840". Это кто информацию передал?
Диспетчер: - "Белавиа-840", "Украэроцентр".
Пилот: - А причина какая?
Диспетчер: - "Белавиа-840", я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот: - Жуляны, да?
Диспетчер: - Так точно, Жуляны.
Пилот: - Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета. - Че за ерунда! - Бред какой-то! - "Белавиа-840". Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
- Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight. АТС (аэронавигационная информация и управление): - Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero. Пилот: - Пипец, блин! АТС: - Belavia eight four zero descent for at level one one zero.
Пилот: - Descent for one one zero eight four zero. - Check. Переговоры внутри кабины продолжаются. - Б..., не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда! - Бред какой-то вообще, блин! - Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже "лазду" проходим. Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот: - Belavia eight four zero. Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер: - Belavia eight four zero, уточняем, сейчас… неразборчиво. Пилот: - Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины). - Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь. - Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны. - Какая-то ерунда, блин! - Какой курс сказал? 180, да? - Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин. - Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже. Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником: - Ну, пока сами ничего не знаем. - Да не знаю. АТС: - Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent?
Пилоты: - А (продолжительное), причину уточнили? Белавиа восемь четыре ноль. - Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь: - "Белавиа-840", Киев-Радар.
Пилот: - Да.
Диспетчер: - "Белавиа-840", говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот: - Понятно, возвращаемся.
Диспетчер: - "Белавиа-840", меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот: - Сейчас мы все уточним. Переговоры внутри кабины: - Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку. - Ну заходи. Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником. - Возвращаемся в Жуляны. Ну не знаю, сказали возвратиться. - По техническим причинам, я сейчас скажу попозже. - Сколько у нас пассажиров? - Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер: - "Белавиа-840", принял. Спасибо. Снижайтесь. Высота шесть тысяч футов. Эшелон перехода сто десятый QNH один ноль два девять. Пилот: - Шесть тысяч, один ноль два девять, снижаемся. Девять... восемь четыре ноль, на курсе сто восемьдесят
Напомним, 21 октября самолет "Белавиа" вылетел из аэропорта "Жуляны". Через 10 минут в 50 км ко входу в воздушное пространство Беларуси командиру авиалайнера поступило указание от диспетчера воздушного движения районного центра "Киев" о немедленном возвращении самолета в "Жуляны".
Самолет вернулся. Оказалось, что украинских правоохранителей интересовал Армен Мартиросян, бывший редактор российского пропагандистского издания ukraina.ru, который выехал из Украины в РФ после Евромайдана. Мартиросяна сняли с борта. В 16:37 лайнер снова вылетел в Минск и благополучно там приземлился. В авиакомпании отметили, что украинские правоохранители отпустили задержанного, и он в тот же день в 19:00 вылетел в Беларусь.
Как сообщал ONLINE.UA, спикер Службы безопасности Украины Елена Гитлянская, комментируя сообщение о возможном поднятии истребителей, сказала: "Мы не присутствовали, но СБУ считает, что это абсурдно. Конечно, никто никого не поднимал, не мог поднять в небо".