После варшавского саммита НАТО, состоявшегося на прошлой неделе, в понедельник появились сообщения о том, что Совет национальной безопасности США готовится ввести еще больший контроль над ядерными вооружениями. Белый дом может предпринять эти политически неоднозначные изменения в ядерной политике без формального одобрения Конгресса.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказала о реакции России на желание США усилить контроль над ядерным вооружением и об опасности революций и бунтов, которая грозит Владимиру Путину больше, чем глобальная война, несмотря на то, что Москва продолжает "бряцать" ядерным оружием. Отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.
Рассматриваемые варианты предполагают политику "неприменения первым" американского ядерного арсенала, подталкивая Совет Безопасности ООН к запрету испытаний ядерного оружия, сворачиванию долгосрочных планов на $350 миллиардов по модернизации американского ядерного арсенала, а также приводя в действие условие договора СНВ-III, срок действия которого истекает в 2021 году. Также, вероятно, России будет предложено продлить его еще на пять лет. Но Россия, под растущим давлением со стороны Запада, все больше опасается переговоров об отказе от своих ядерных возможностей.
Оригинальный договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанный в 1991 году, был одним из трех ключевых соглашений (еще два - Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)), которые помогли удержать под контролем оружие после холодной войны. Все три включают строгие механизмы декларации, инспекции и проверки, которых не хватает в последующих договорах.
Дальнейшее сокращение ядерных вооружений было одной из отличительных черт политических программ, выдвигаемых Бараком Обамой в президентской гонке 2008 года. Во время первого большого зарубежного турне Обамы в качестве президента в апреле 2009 года он и тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев договорились в кулуарах саммита Большой двадцатки о "новом начале" в отношениях между народами (на английском языке договор СНВ-III называется New START (Strategic Arms Reduction Treaty), что можно перевести как "новое начало", – ONLINE.UA). Это подразумевает шаги в направлении "безъядерного мира". Обама ездил с этим сообщением по всей Европе и Ближнему Востоку, заявив, что Соединенные Штаты несут моральную ответственность за то, чтобы начать новую эру ядерного разоружения. Такое мнение во многом способствовало присуждению ему Нобелевской премии мира позже в том же году.
До этого новые соглашения никогда не вступали в силу полностью. Договор СНВ-III был заключен между 2009 и 2010 годами во время прохладного периода отношений между Вашингтоном и Москвой. В предшествующие годы Россия вторглась в Грузию (которая является союзником НАТО) и поддерживала Иран, в то время, как Соединенные Штаты настраивали программу ПРО (противоракетной обороны) в Центральной Европе. Несмотря на враждебную атмосферу в 2010 году, Москва и Вашингтон подписали СНВ-III, который требует от обеих стран сократить их ядерные арсеналы до 700 развернутых ракет и бомбардировщиков, 1550 развернутых боеголовок и 800 развёрнутых пусковых установок до 2018 года. По состоянию на март 2016 года, обе стороны почти достигли необходимого сокращения арсенала.
Но Белый дом и Кремль недавно выступили со взаимными обвинениями в задержке полной реализации договора. В 2014 году администрация Обамы приказала Пентагону модернизировать ядерный арсенал США, вызвав обвинения со стороны РФ в том, что Вашингтон запустил новый виток гонки вооружений. И когда Запад поддержал свержение дружественного к России правительства в Украине (имеется в виду режим Виктора Януковича, - ONLINE.UA), Москва пригрозила отказаться от СНВ-III и РСМД.
В связи с вмешательством России в ситуацию в Украине, Сирии и других странах, а также усилиями Запада укрепить свои позиции вдоль российских флангов, отношения между Соединенными Штатами и РФ продолжают ухудшаться. Тем не менее, так как срок его полномочий заканчивается, Обама думает о своем наследии. Россия же, на самом деле, не заинтересована в каких-либо дальнейших сокращениях или мире "свободном от ядерного оружия", как обещал Обама. Реакция Кремля на озвученную выше информацию в понедельник была ошеломительной.
Несмотря на нынешний договор, постоянно меняющаяся военная доктрина России по-прежнему называет приоритетом ядерные силы страны и готовность нанести первый удар – в отличие от советской политики. Действующая доктрина, составленная Медведевым в 2009 году, напоминает агрессивные доктрины 1960-х и 1970-х, когда СССР руководили Никита Хрущев и Леонид Брежнев, и Советский союз погрузился в длительную холодную войну с Западом. В последние месяцы Россия развернула свои вооруженные силы в Западном военном округе, в то время как на саммите в Варшаве страны НАТО договорились расширить свои силы на востоке. Москва прекрасно осознает свою общую военную слабость по сравнению с НАТО, в частности, с учетом того, что с финансированием обороны в РФ становиться все сложнее. Таким образом, ее долгосрочная стратегия будет опираться на мощный ядерный арсенал в качестве конечного инструмента сдерживания. Россия рассматривает возможность перемещения ракет-носителей ядерного оружия в Калининград, расположенный недалеко от границ с Польшей и странами Балтии, и в аннексированный Крым - на берег Черного моря.
В ответ НАТО развивает свою систему ПРО в Восточной Европе, известную как Европейский поэтапный адаптивный подход. Хотя программа будет иметь ограниченное применение против стратегического ядерного нападения со стороны России, Москва по-прежнему категорически против ее развертывания и настаивает на том, чтобы Запад отказался от нее в рамках любых будущих переговоров по ядерному договору. Кроме того, Соединенные Штаты по-прежнему инвестируют в технологию баллистических ракет – серьезную долгосрочную угрозу для России.
Но даже если США последуют мечте Обамы, инициируя контроль над глобальными вооружениями, Россия не может просто отступить - у нее есть другие ядерные соперники, такие, как Китай, о которых тоже нужно беспокоиться. Для Соединенных Штатов, Китай - по-прежнему, страна зарождающейся ядерной энергетики с ограниченной подвижностью. Но для России, которая разделяет более 4000 км границы с Китаем, мобильность не является проблемой. Кроме того, в недавней Белой Книге министерства обороны, Россия расширила условия, при которых она будет готова использовать ядерное оружие, включив даже неядерные противостояния, такие как военное вторжение.
Но, вместе с тем, как Москва следит за тем, как Обама продвигает идею контроля над вооружениями и развитием Россией своего ядерного потенциала, был еще один поднятый американской стороной вопрос, который точно так же беспокоит Кремль. В течение своей поездки по Европе семь лет назад, Обама похвалил страны бывшего советского блока за их готовность восстать против господства Москвы без использования армий или ракет. Он вспомнил ряд революций на советском и постсоветском пространствах, которые "разрушили ядерную империю без единого выстрела". С тех пор Россия стала свидетелем нестабильности – бунтов, революций и массовых протестов – у себя на границе и даже в своей собственной столице. Такой угрозе нельзя противопоставить договора, военные расходы или доктрины, и она представляет собой более серьезную угрозу для Москвы в долгосрочной перспективе.