Продолжаем печатать интервью журналиста ONLINE.UA Ярослава Гребенюка с путешественником Евгением Ихельзоном, основателем проекта "Я люблю Азию".
В первой части В ДНР считают, что если соврут ради империи, им воздастся Ихельзон поделился мыслями о том, почему в его родном Донецке стал возможным социальный эксперимент под названием ДНР.
В этот раз путешественник рассказал о тех изменениях, которые он заметил, вернувшись в Киев, и о своем проекте «Я люблю Азию».
- Три года назад в Индии мы пытались разобраться, чем люди Востока отличаются от украинцев. Ты около года не был в Киеве. В глаза бросаются какие-то перемены в людях?
- Вот многолетний эксперимент, который провожу: я всем улыбаюсь в киевском метро. Меня не бьют – потому что я большой, но к этой затее относятся угрюмо. За последнюю неделю ни один человек не улыбнулся в ответ: ни девушки, ни мужчины, ни пожилые женщины, реакции – ноль!
К тебе сейчас ехал: в вагон зашла группа людей из Ближнего Востока –христиане, наверное из Иордании или из Ливана. Одеты точно как наши, но как они контрастировали: улыбались, смеялись.
Да, есть страны, где люди себя спокойно ведут, но наши и не спокойны. Они напряжены. Видно, что люди менее травмированы, чем в прошлом году, но есть фрустрация, горесть написана на лице. В прошлый приезд были видны истерические реакции – от войны. Но сейчас видно и улучшение.
Меня важно опрашивать на эти темы, потому что я здесь редко бываю. Вот недавно зашел я в туалет кафе кинотеатра «Жовтень» и случайно выключил свет в кабинке. Не знал как устроены выключатели, щелкал… Выхожу, какая-то женщина как накинулась на меня: «Вы выключаете свет, как вы можете!» Это так странно для меня, но я и смеяться не могу. Я извинился. Она опять кричит. Я еще раз извинился.
Или вот вчера было. Мы дома делаем ремонт и немного запылили площадку у лифта: остался легкий белый налет, а поскольку работа еще идет, мы не убрали. И вот сегодня увидал надпись на полу мелом: «Убирайте за собой!» Подпись: «Те, кому вы насорили». Это очень странная реакция. Если не понравилось что-то, позвоните мне в дверь, я объясню все, извинюсь, уберу! А вот это «плакатное творчество»… Так еще же и сами напачкали! Это очень странная реакция. Тем более странно это человеку, который долго жил в Азии.
- Давай поговорим о твоем проекте I love Asia!
- Давай. С 1997 года я начал ездить по Азии, и эту идею, возить людей в Индию, вынашивал долго. Решился в 2009-м. Я тогда работал журналистом в газете «Сегодня», у меня в Gmail была база данных – около трех тысяч человек. И я начал всем отправлять предложение: собираю группу в Индию, такой тупой электронный маркетинг прошлого. В итоге - из людей, которые получили мое письмо, почти никто не поехал, но подтянулись другие, образовалась группа в 14 человек.
И вот в декабре 2009-го я уволился из «Сегодня», и мы улетели в Индию. Путешествие было крайне бюджетным, дешевым, заработал я немного, потому что цель была – просто проверить себя в деле. И сразу удалось собрать вторую группу – уже в феврале состоялась вторая поездка.
Значит, я заработал на поездках, получил расчетные - вот и получился денежный запас, который позволил не искать новую работу, а сосредоточится на поездках. С Орестом Билоусом мы создали контору Make my trip, и зарабатывали на том, что составляли для людей персональные маршруты по Европе и Азии. Детально объяснялось, на чем ехать, где останавливаться, что посещать. Если нужно, заказывали авиабилеты.
Мы вместе с Орестом возили людей в Азию, а потом подтянулись гиды, которые захотели работать с нами.
- И какой получилась первая поездка, что она тебе дала?
- Теперь интересно сравнить: та Индия очень сильно отличаются от теперешней, за семь лет страна сделала серьезные шаги в модернизации. А тогда даже метро не было нормального в Дели, каких-то 10-12 станций, транспорт в столице состоял из рикш и старых машин, было дымно, пыльно. Люди и сейчас, когда попадают в Дели, получают шок, а тогда это был супершок.
Фото Вадима Войтика
И вот из той первой поездки запомнились больше всего первые конфликты в группе. Меня обвинили, что я показываю какую-то не ту Индию, что есть «другая Индия», а я ее скрываю. А ты находишься в ситуации, когда ты не можешь им другую Индию показать. Вот ты был в Индии, тебе понравилось, но ты же понимаешь, что Индия очень отличается от тех картинок, которые мы помним по фильмам детства? Или есть стереотипы из фильма «Ешь, молись, люби!», где все такие красивые сидят под деревьями в позе лотоса и нюхают жасмин.
Так вот, всем поездка понравилась, кроме двух женщин, одна так вообще меня изводила и даже расстались плохо. А через пару месяцев она пришла к нам в офис, принесла варенье из лесных ягод и сказала, что ее реакция была ненормальной, она все поняла и опять хочет в Индию. Варенье было очень вкусным и меня это очень тронуло. И мы до сих пор с ней дружим, о чем я и подумать не мог – так мы расстались.
Да, Индия иногда неприятно удивляет, потому что люди видят ролики Incredible India, которые клепает Индийское правительство: такое увидеть и можно влюбиться!
Это как в квартире – в серванте красивые бутылки стоят, а вокруг может быть срач и все алкоголики. Так и в Индии, красивых мест – миллион, но пока добираешься к ним, видишь жизнь разную – и грязь, и бедность.
Но стереотипы разрушаются, и люди получают радость от поездки. Бывает наоборот, разрушаются плохие стереотипы: о Китае все думают, что там живут в ужасной бедности и собирают айфоны за доллар в день. А видят мощнейшую цивилизацию, от которой мы отстали лет на тридцать. И это их приятно удивляет.
- Как вырабатывалась стратегия проекта, как шло расширение?
- Некоторые гиды хорошо знали свои участки Азии, а потом присоединились к I love Asia со своими наработками. Сейчас в компании десятка гидов – со своими маршрутами, путешествиями.
Самое интересное, это когда люди ездили с нами, а потом сами стали гидами – начали изучать незнакомые страны и возить группы. Таких у нас трое на сегодняшний день, и, что особенно приятно, у этих людей изменился образ жизни, они стали другими, я ими даже горжусь. Я сам, отправляясь по знакомому маршруту, всегда придумываю пару мест, где еще не был, чтобы их оценить – стоит ли их дальше разрабатывать. После Индии стал изучать Китай, Малайзию, Филиппины.
Это все - бесконечное самообразование. Мы не масштабируем бизнес инвестициями, все делаем сами – руками, ногами, очень медленно. Это не история успеха, как кто-то нихрена не делал и заработал миллион баксов, это история о том, как несколько человек все время старается что-то придумать, не всегда получается, но удается заработать на жизнь и не возвращаться в тусклые офисы.
- Чего вы хотите добиться?
- Мы хотим, чтобы путешествия ручной работы стали максимально интересными и привлекательны: отсюда исходит, как они должны быть описаны, что должно происходить непосредственно на маршруте. Какими должны быть гиды, описать их способности, знание языков. Как они должны составлять маршруты, вести расчеты – это стандарты. Плюс вопросы безопасности. Вот представь, ты должен продумать, как занять людей целый день в незнакомом тебе городе где-нибудь на острове Негрос или Тиоман, что ты с ними делаешь? На каком транспорте их возишь, что им показать, чем кормить? Ты сейчас стучишь по клавиатуре, но не задумываешься, как работает компьютер и что у него внутри. Так же и с путешествиями, маршрут кажется гладким, работает как часы, но его разработка и выполнение — это множество компонентов, люди, транспорт, тайминг, сезонность.
- Кухни народов мира – твой конек…
- Да, я просто наслаждаюсь, видя, как участники моих путешествий знакомятся с восточной едой, поскольку каждое наше путешествие - еще и гастрономический тур, особенно в Индии и странах ЮВА.
Фото Вадима Войтика
Сначала кулинарный шок – «острое», «горячее», «непривычно», «а где хлеб?», затем попытки разобраться: почему так вкусно? Дальше – каждый сам выбирает продолжение.
Одного нашего участника так потряс первый же завтрак в Бомбее, что он закупил в Кочи (в этом городе Васко да Гама основал португальскую факторию с целью экспорта пряностей) все необходимые для традиционной еды специи. Приехав в Украину, стал изучать восточную кухню, готовить шурпу, плов, лагман, бириани, и успешно развивается и сейчас.
Есть люди, которых захватила паровая кухня «димсам», распространенная в Гонконге, Южном Китае и Малайзии. Приезжая в Украину, они покупают пароварки и экспериментируют. В любом случае, проникновение технологий и пряностей поставит главный вопрос: «Где взять качественные продукты, чтобы было так же вкусно, как в Гонконге?» Появится спрос, появится и предложение. Это для Украины полезно.
- Во время нашей индийской поездки, в 2012 году ты говорил, что если даже наберется два человека, ты поедешь в убыток себе. Такое бывало?
- Мы такое практикуем, бывает, группа не набирается, но все равно едем. В этом году я отправился в Тибет с группой из четырех человек. Репутация – это самое важное. Ну, представь, люди за полгода билеты купили, ждут-радуются, а за неделю до поездки им говоришь: «Опа! Мы никуда не летим!»
Бывает и форсмажор, конечно. В прошлом году, во время землетрясения в Катманду, из тринадцати человек восемь не прилетело, испугались.
Интересная история была. Тогда один парень сдал билеты и не полетел, а потом, осенью он хотел поехать в Тибет с другой группой, но та не собралась. И вот в этом году он поехал с нами – мечта попасть в Тибет с третьей попытки осуществилась. Я таких людей уважаю, и сам так всегда делаю. Если не получается – надо упираться рогами. Меня удивляют люди, которые, скажем, забыли паспорт по дороге в аэропорт и говорят: «Значит – не судьба, так звезды распорядились!» Нет, это не звезды, это ты, дебил, забыл паспорт - вот и все! Надо взять новый билет и лететь, задуманное доводить до конца – даже если это болезненно.
Продолжение следует…
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК