Запад устал от Украины, а Путин может возродить "Новороссию" - американские СМИ
Категория
Политика
Дата публикации

Запад устал от Украины, а Путин может возродить "Новороссию" - американские СМИ

Запад устал от Украины, а Путин может возродить "Новороссию" - американские СМИ
Источник:  The American Interest

Украина пережила 2015 год, не оправдав ни завышенных ожиданий горячих сторонников страны, ни злобных надежд недоброжелателей. Основное её достижение выглядит довольно минималистично, но от этого не менее значимо: страна выжила. Впрочем, и это может стать не таким уж достижением, если разгорающийся политический кризис в Украине не будет решен в ближайшее время.

О страшном диагнозе для Украины и том, к чему он может привести, пишет Кирк Беннетт в своей статье "Разбитая дорога Украины: о Сирии, мертвых донбасских командирах и «усталости от Украины» для американского издания The American Interest. П еревод публикации сделал ONLINE.UA,

С момента отступления в Дебальцево в начале 2015-го украинские силы смогли стабилизировать позиции на Донбассе, и военная ситуация на начало 2016-го выглядит для Киева гораздо лучше, чем в прошлом году. Остальную часть южной и восточной Украины не постигло то же разрушение, что Донецк и Луганск. Мариуполь, Харьков и Херсон, возможно, и были фигурально "разрушены" жестким падением экономики Украины, но не российской артиллерией физически. Даже в сфере экономики прогнозируется возвращение к росту в 2016 году, после нескольких лет спада. Крутой, затяжной спад цен на энергоносители стал благом для Украины, в то время как противник страны, Россия, стал прихрамывать.

Российская кампания в Сирии не только дала Украине передышку от военного давления, но и поставила в тупик предсказания о возможном достижении взаимопонимания между Россией и Западом по Сирии за счет Киева. Многие эксперты выдвигали гипотезы о том, что желание создать общий фронт для борьбы с ИГИЛ побудит Запад ослабить или отменить санкции против РФ - и, возможно, даже без шумихи передать Украину в сферу привилегированных интересов её могущественного соседа. Интересно, что никто не предполагал не менее правдоподобный вариант: что в желании обеспечить кооперацию Запада против ИГИЛ Россию - возможно, даже более уязвимую, чем Запад, для исламского терроризма - заставят отказаться от ее неудачной идеи "Новороссии" и оставить своих приспешников на Донбассе мучиться от неопределенности.

В любом случае, этого не случилось. Причина, вероятно, даже не столько в западных сомнениях относительно Украины (хотя они, конечно, сыграли свою роль), сколько в том, что сейчас просто нет прочной сделки по Сирии между Россией и Западом. Главной задачей России является сохранение режима Башара Асада вопреки всему, и как логическое следствие – разгром Исламского государства, что является вторичным фактором. Запад же намерен свергнуть Асада и победить ИГИЛ, но трудно сказать, в какой день или для какой конкретно западной державы что именно является приоритетом.

Так что на трехмерной шахматной доске сирийской войны Россия и Запад продолжат довольно нескоординированные удары по Исламскому государству, в то время, как их действия будут полностью расходиться в вопросе Асада. Недавние достижения сирийских правительственных войск и наметившаяся угроза осады  удерживаемых повстанцами районов Алеппо, которые в значительной мере поддерживаются российской авиацией, не соответствуют поспешным прогнозам о том, что Россия и Запад найдут точки соприкосновения в вопросах Сирии. Условному российско-западному альянсу против ИГИЛ наносят ущерб реалии российских военных действий, которые в значительной степени обходят ИГИЛ и, по всей видимости, намеренно создают дополнительные вспышки попыток сирийских беженцев попасть в Европу. Трудно представить себе какую-либо логическую цепочку, в которой Украина может на что-то повлиять в таком раскладе. Тем не менее, любая расслабленность в Украине из-за уменьшения вероятности того, что ее сдадут из-за Сирии, должна быть сдержана пониманием, что победная российская кампания в Сирии может подстегнуть Кремль вернуться к незавершенным делам в соседнем государстве.

Аналитики размышляли насчет того, что недавние поспешные российские военные учения на юго-западе страны нацелены на Украину или Турцию. Вполне вероятно, что оба варианта не исключены. Для Москвы важная сторона внезапных военных учений - возможность прорепетировать мобилизацию на случай непредвиденных обстоятельств. Это дает возможность показать не только Украине и Турции, но и Грузии, что РФ способна на действия по оказанию помощи Армении или Приднестровью и даже на развертывание активных действий на собственном беспокойном Северном Кавказе. Так много врагов, так мало времени…

В ином ключе аналитики ухватились за другие факты, которые могут стать потенциальным решением как минимум одной войны – на Донбассе: назначении приближенного к Путину Бориса Грызлова представителем России в контактной группе по Украине. Предполагается, что выбор Путиным Грызлова - это показатель его серьезных намерений и готовности к серьезным переговорам. Еще одним намеком стала серия убийств на Донбассе лидеров сепаратистов, которых Москва якобы считала слишком независимыми и бескомпромиссными. И в этом тоже есть основа для идеи, что Кремль готовит почву для уступок.

Конечно, нельзя исключать, что Грызлов был выбран, чтобы закончить фиаско на Донбассе и обеспечить лучшие условия для Москвы, но этого нельзя и утверждать. Это может быть также оттягиванием катастрофы. Возможно, Грызлова отправили туда (на переговоры, - ред.) занять жесткую позицию и показать, что его начальству надоело быть мистером "Хороший Парень". Аналогично: установление Москвой более строгого контроля над ее ставленниками на Донбассе - не обязательно показатель предстоящей «сдачи» сепаратистов. Стоит только вспомнить выпады российских шовинистов в 2014 году в сторону Владислава Суркова, серого кардинала Кремля по политике в отношении Украины, за его якобы готовность отказаться от "Новороссии" и боевиков на милость "фашистской хунты" в Киеве. В итоге это была битва между жаждущими захватить Украину всю сразу и теми, кто хотел делать это постепенно...

Но все же насильственная гибель ключевых командиров Донбасса дает важный урок. Если кто-то еще предполагает, что Москва не может контролировать "восстание" на Донбассе, надо только направить их к вдовам Александра Беднова, Павла Дрёмова, Алексея Мозгового или Дмитрия Уткина (убитых главарей боевиков, - ред.) для авторитетного опровержения.

Если военная передышка в 2015 году была для Украины хорошей новостью, то, возможно, самым угрожающим событием стало возвращение "усталости от Украины" - изнуряющего и, в конечном счете, деструктивного состояния, характеризующегося симптомами психического и эмоционального характера, которые проявляются по-разному, начиная от злобы, раздражения, негодования и отвращения до цинизма, ироничного веселья, отчаяния и чувства полной беспомощности. Ошеломляющая вспышка «усталости от Украины» в 2007-2010 годах убила интерес Запада и желание поддержать саму идею трансформации посткоммунистической страны. Патологическая история этого состояния свидетельствует о том, что переносчиками «усталости от Украины» являются все украинские политики, которые сами не демонстрируют симптомов этой страшной болезни, но передают ее практически всем западным деятелям, с которыми вступают в контакт. Хотя клинические проявления этой болезни могут изрядно раздражать больного, они не смертельны для него, правда, могут в итоге оказаться губительными для самой Украины.

«Усталость от Украины» очень важна, поскольку западная поддержка Киева на протяжении нескольких последних тяжелых лет имела две прочные опоры. Первая - это основанная на реальной политике задача сохранения/восстановления безопасности в Центральной и Восточной Европе. Вторая, правда, больше основана на амбициях и фантазии – желании видеть Европу «единой и свободной», состоящей из демократических государств, со свободным рынком, которые были бы достойными кандидатами, если бы захотели, на роль членов европейских или евроатлантических организаций. Однако, если для западных наблюдателей заразительной была эйфория Майдана, то таким же заразительным оказалось и разочарование, бессилие, связанное со стойкой коррупцией и неумелым руководством страны. И если Украина в этом отношении продолжит разочаровывать, то возникает вопрос того, как долго продержится западная поддержка Киева.

Было бы горько для доброжелателей Украины увидеть, что Киев, по сути, проигрывает там, где ему сулили победу. Сорвав планы России по отделению всей южной и восточной части страны в 2014 году и сумев стабилизировать военную и экономическую ситуацию в 2015-м, руководство Украины рискует потерять все в 2016 году, из-за своей неспособности или нежелания вводить реформы внутри страны. Февраль вполне может стать переломным моментом, с учетом  отставки министра экономического развития и торговли Украины, литовца Айвараса Абромавичусапредупреждением от главы МВФ Кристин Лагард  о приостановке траншей для Украины и долгожданной отставки генерального прокурора с запятнанной репутацией Виктора Шокина. И хотя непопулярный премьер-министр Арсений Яценюк преодолел - при пассивной поддержке олигархов –  голосование о выражении недоверия, не исключено, что властям под давлением внутренних и внешних сил придется пойти на перестановки в составе правительства или даже перевыборы, после чего принять серьезную программу реформ. Если этого не произойдет, нетрудно представить, что «усталость от Украины» перерастет в «панику из-за Украины» - поскольку все усилия и все жертвы были напрасны - или даже «отвращение к Украине», из-за того, что с самого начала все было бессмысленно, и никакие улучшения невозможны. Можно даже представить возникновение внутри Украины ожесточенности, которая приведет к революции, но уже больше якобинской, а не бархатной, с современным аналогом гильотины на Майдане.

Россия, со своей стороны, разжигала войну в Украине не для того, чтобы довести до краха экономику зависимого государства, которому нужна будет бесконечная поддержка. Замороженные конфликты нужны для того, чтобы их размораживать и в подходящий момент опять подавать горячими. В Украине Москва ждет удачного стечения трех обстоятельств: восстановления цен на углеводороды, отвлечения или утери интереса Запада, а также дестабилизации ситуации в самой Украине. С ценами на энергоносители Кремлю вряд ли повезет. Но если достаточно людей в Украине и на Западе решат, что Революция Достоинства оказалась такой же жалкой и бесполезной, как Оранжевая революция, Москва вполне может почувствовать соблазн предпринять еще одну попытку своего гамбита с "Новороссией". Более того, трудно поверить, что Кремль послал бы Грызлова договариваться именно в тот момент, когда события, возможно, принимают оборот в пользу Москвы.

Самые лучшие и инновационные западные медицинские технологии не в состоянии излечить «усталость от Украины». Комплексный план лечения может быть разработан только в Киеве, и нельзя терять ни минуты.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?