События последних недель создают опасную иллюзию стабилизации ситуации на Донбассе. Есть основания полагать, что Россия именно этого и добивается, поскольку в Кремле полагают, что у них есть значительное преимущество во времени, которое Владимир Путин и его окружение намерены использовать максимально эффективно.
Украина уже третий год живет в условиях гибридной агрессии, однако далеко не все ее граждане вырвались из формата "зрада-перемога" в оценке происходящего внутри нашей страны и у ее границ. Россия имеет серьезное преимущество: ее нападение на Украину было продуманным, подготовленным, но привело к выполнению далеко не всех поставленных целей. Тот факт, что Украина выстояла в крайне сложном для нее 2014-м, уже сломал планы Путина по устранению конкурента на постсоветском пространстве. Но убеждать граждан страны, пережившей Первую и Вторую мировые войны, сегодня зачастую борющихся за выживание, далеко не всегда легко. Кстати, во многих странах Европы признают, что понесенные Украиной за два с половиной года конфликта потери заставили бы их политиков искать компромиссы с агрессором.
Противостояние с Россией позволило Украине накопить уникальный опыт, который может быть интересен многим европейским странам по одной простой причине: целью Кремля является не только установление контроля над нашей страной, а еще и ослабление, а то и распад Европейского Союза, способный приблизить международные отношения к привычному для Москвы формату биполярного мира. РФ сегодня пытается предстать в глазах мирового сообщества если не белой и пушистой, то достаточно конструктивной, отсюда и кажущиеся абсурдными миллионам украинских граждан заявления официальных представителей России о непричастности к боевым действиям на Донбассе и готовности стать посредником в переговорах Украины с сепаратистами. Россия в мире известна лучше, чем Украина, и пользуется этим максимально активно. В Кремле понимают, что превосходство в информационной сфере нужно наращивать, и это даже важнее, чем поставки оружия и боевой техники сепаратистам на Донбассе.
Путин, судя по всему, рассчитывает пересидеть западных лидеров и дождаться новых участников переговоров – более сговорчивых и способных на диалог с ним. В отличие от западных и украинских политиков, российский президент практически не зависит от воли избирателей, поэтому может позволить себе ожидать новых партнеров для переговоров вместо тех, которые занимают неконструктивную, с точки зрения Кремля, позицию. Наверное, со стороны это напоминает карточную игру, во время которой опытный шулер подбирает необходимый расклад.
Поэтому в России не против победы Дональда Трампа в президентской гонке в США, уверены, что весной свой пост покинет французский президент Франсуа Олланд, уступив его более пророссийски настроенному политику, а Ангела Меркель может отказаться от новой схватки за пост канцлера. В демократическом государстве у избирателей накапливается усталость даже от успешного политика, и Германия - не исключение. Отсутствие четкого видения будущего алгоритма развития Европейского Союза также играет на руку Кремлю.
Напомню и о существовании общеевропейской проблемы, с которой ЕС пока не в состоянии справиться: фактора беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. Да, Евросоюз принял миллион беженцев без особых социальных потрясений, но внутреннее напряжение в Старом Свете ощущается и продолжает накапливаться. Страны Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Словакия и Чехия) не намерены принимать беженцев, более того, собираются согласовать свою миграционную политику. Фактор беженцев является одним из эффективных инструментов расшатывания общеевропейского единства. Так называемые Старая (Западная) и Новая (Центральная) части Европы с трудом находят общий язык по проблемным вопросам.
Наблюдается и постоянное увеличение численности желающих восстановить отношения с Россией до докризисного уровня. Москва использует привычную тактику "разделяй и властвуй", прозрачно напоминая даже не об экономических преференциях, а суля очевидную выгоду. Структура российского экспорта (энергоресурсы, к примеру, так и не стали объектом санкций со стороны ЕС) и импорта (из Европейского Союза в Россию поступают товары с высокой добавленной стоимостью) дает основания Кремлю раз за разом делать европейским политикам предложения, от которых трудно отказаться. И в основе заинтересованности - не только их личные интересы: Россия готова пойти на рост ВВП в европейских странах, лишь бы добиться снятия чрезвычайно болезненных для себя санкций.
Будет недальновидным забыть об еще одном важном факторе – высокой степени интегрированности российских агентов медиа-влияния в общеевропейскую информационную палитру. Речь идет как о канале Russia Today, так и о разнообразных представителях европейской прессы, обслуживающих интересы Кремля под соусом обеспечения разных точек зрения и объективности. На их спонсирование в Москве не жалеют средств.
Вывод будет не слишком оптимистичным: Россия решила, что может позволить себе не форсировать подчинение Украины, но вряд ли откажется от расшатывания ситуации внутри нашей страны и дальнейшего расшатывания стабильности внутри ЕС. Путину необходимо создать картинку, позволяющую в диалоге с Западом аргументированно повторять тезис о "failed state" под сине-желтым флагом, не стоящей поддержки западных партнеров. Уже в следующем году российский президент готовится общаться с новыми ключевыми политическими игроками Запада. Украине же необходимо эту паузу использовать для реформирования страны и укрепления своих позиций, донесения до европейцев собственных впечатлений жертвы гибридной агрессии.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA