Сделавшего очередное громкое заявление об аннексированном Крыме кандидата в президенты США Дональда Трампа консультирует Пол Манафорт, несколько раз приводивший к власти в Украине Виктора Януковича и провалившийся с ним в итоге. О скандальном политконсультанте рассказали журналисты Стивен Ли Майерс и Эндрю Камер в статье для The New York Times, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Не у всех политических консультантов есть столь впечатляюще провалы с клиентами, как у Пола Манафорта в Украине зимой 2014 года (во время Евромайдана, - ред.).
Бывший президент Украины Виктор Янукович, который был обязан своей победой на президентских выборах, как выразился один американский дипломат, "радикальному преображению", которое провел Манафорт, сбежал из страны на фоне жестоких уличных протестов. Он нашел убежище в России и так и не вернулся, в то время, как его покровитель, президент РФ Владимир Путин, приступил к расчленению Украины, аннексировав Крым и развязав все еще продолжающуюся войну на территории двух других регионов страны (на Донбассе, - ред.).
Впрочем, Манафорт был неустрашим.
Через несколько месяцев после политической смерти своего клиента, Манафорт вернулся к работе, стремясь вернуть свое влияние, как он сделал с самим Януковичем почти десять лет назад. У Манафорта уже был некоторый успех – бывшие сторонники Януковича сформировали новый блок, противостоящий борющемуся с трудностями прозападному правительству Украины.
И теперь Манафорт взялся за гораздо большую кампанию – он стремится превратить Дональда Трапма в кандидата, который победит на выборах президента США.
Из-за того, что путинская Россия и её вторжение в Украину стали темой президентской кампании Соединенных Штатов, работа Манафорта в Украине попала под пристальное внимание, наряду с его деловыми отношениями с известными украинскими и российскими олигархами.
После того, как стало известно о взломе системы Национального комитета демократической партии, который американские сотрудники разведки связали с российскими шпионами, Трамп и Манафорт столкнулись с резкой критикой в связи с необычайно симпатией к Путину и его политике в отношении Украины. Эта точка зрения перевернула десятилетия партийного отношения к России – стране, которую один из предыдущих кандидатов в президенты от Республиканской партии Митт Ромни называл "нашим геополитическим врагом номер один".
В воскресенье Трамп даже повторил оправдание Путиным аннексии Крыма, отметив, что большинство людей в регионе хотели быть частью России, и эти высказывания стали важной темой государственных новостных каналов в Москве.
Далеко не факт, что взгляды Манафорта непосредственно формируют взгляды Трампа, поскольку Трамп положительно отозвался о Путине задолго до присоединения Манафорта к его кампании. Но ясно, что оба имеют общее представление о России и её соседях, таких как Украина – даже расположение к ним – что, в случае Манафорта формировалось годами деловых отношений в такой же степени, как и любой политикой или идеологией.
"Я бы не высказывал каких-либо нравоучений в отношении его работы, – сказал Евгений Копатько, специалист по опросам общественного мнения в бывшей партии Януковича, который сотрудничал с Манафортом в течение многих лет и описал его как прагматичного и эффективного стратега. – Ни у кого нет исключительного права на истину и нравственность".
Манафорт не ответил на просьбы издания об интервью. В телевизионных выступлениях в воскресенье, впрочем, он защищал взгляды Трампа в отношении России, отметив, что в качестве президента Трамп будет жестким с Москвой, но будет вести дела с ней, как с любой другой страной, если это будет в интересах Америки.
"Он рассматривает Россию как иностранную державу, собственные интересы которой находятся под угрозой", – сказал Манафорт на CBS в передаче " Face the Nation" ("Лицом к нации").
До присоединения к избирательной кампании Трампа в этом году, работа Манафорта в Украине была его самой значимой политической кампанией за последние годы. Он начал свою карьеру в республиканской политике в 1970-е годы и расширил её за границу, давая советы авторитарным лидерам, в том числе Мобуту Сесе Секо в Заире, Фердинанду Маркосу на Филиппинах и Януковичу.
67-летний Манафорт – потомок семьи мигрантов, которая создала строительный бизнес в штате Коннектикут. Юрист по образованию, он некоторое время работал в администрации Рональда Рейгана, прежде чем посвятить себя политике, а затем бизнесу. Анализ его работы в Украине показывает, как сходятся политика и бизнес в стране, которая сталкивается с большими проблемами в попытках функционировать как демократия четверть века спустя после получения независимости в связи с распадом СССР. В том постоянно меняющемся мире у политической стратегии Манафорта были отголоски популистской кампании Трампа.
Влияние Манафорта в стране было значительным, а его политическая экспертиза высоко ценилась, по мнению украинских политиков и чиновников, которые с ним работали. Он также имел право голоса в принятии решений о крупных американских инвестициях в Украину, заявил бывший пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины Олег Волошин, представитель нового блока, который помог сформировать Манафорт.
Он убедил правительство снизить экспортные пошлины на зерно - эти изменения пошли на пользу инвесторам агробизнеса, таким как Cargill, и начать переговоры с Chevron и Exxon о поисках нефти и природного газа в стране.
Манафорт начал работать в Украине после Майдана 2004 года, Оранжевой революции. Янукович, который тогда был премьер-министром, был объявлен победителем на президентских выборах в 2004 году, которые были омрачены фальсификациями и после нескольких недель протестов признаны Верховным судом страны неконституционными. Победа была отдана прозападному сопернику Януковича Виктору Ющенко (он победил в третьем туре президентских выборов, - ред.).
Янукович губительно полагался на российских политических советников, которые недооценили разочарование избирателей. После своего поражения, он обратился к американским экспертам.
Манафорт начал работать с одним из самых богатых людей Украины Ринатом Ахметовым, чтобы улучшить имидж его компаний. Ахметов был также видным спонсором Партии регионов Януковича, и он же их познакомил.
Пользуясь советами Манафорта, Янукович начал свое возвращение к власти - Партия регионов выиграла больше всего мест на парламентских выборах в 2006 году и снова в 2007 году, вернув его на пост премьер-министра. В то время Манафорт называл Януковича выдающимся лидером, крайне непонятым на Западе.
По данным Государственного департамента, обнародованным сайтом WikiLeaks, Манафорт и его коллеги Фил Гриффин и Кэтрин Барнс часто оказывали давление на американских дипломатов в Украине, чтобы они относились к Януковичу и его сторонникам наравне с другими, чтобы скрыть фаворитизм в отношении его оппонентов во время новых выборов. С помощью Манафорта партия "работала на изменение своего имиджа от убежища для бандитов к законной политической партии" – писал американский посол в Украине в то время Джон Эдвард Хёрбст.
За это время у Манафорта появились возможности для прибыльных сделок на стороне.
В 2008 году он и разработчик Артур Коэн заключили сделку по покупке места гостиницы Drake Hotel на Парк-авеню на Манхэттене. Одним из партнеров был Дмитрий Фирташ, олигарх, который получил миллиарды, будучи посредником для "Газпрома", российского газового гиганта, и который был известен вливанием денег в кампании пророссийских политиков в Украине, в том числе Януковича. Трое мужчин хотели открыть на территории торговый центр и спа-салон под названием Bulgari Tower. В конце концов, однако, проект провалился.
Также отдельные сделки были связаны с деньгами российских олигархов, которые направлялись в Украину. В 2007 году Манафорт и два его партнера Рик Гейтс и Рик Дэвис создали частную компанию акционерного капитала на Каймановых островах, чтобы купить активы в Украине, и, согласно судебным архивам, предложили российскому олигарху Олегу Дерипаске сделать свой вклад. Дерипаска согласился платить 2% годовых в качестве комиссионных Манафорту и его партнерам за организацию и положить $100 млн в фонд, который купил станцию кабельного телевидения в Одессе. После этого соглашение развалилось из-за разногласий по аудиту, и Дерипаска подал в суд на Манафорта. Дело все еще не завершено.
К 2010 году возрождение Януковича было завершено. Он выиграл президентскую кампанию против Тимошенко, которая позже была признана виновной в злоупотреблении служебным положением и посажена в тюрьму.
Копатько говорит, что Манафорт развивал подход, эксплуатирующий региональные и этнические особенности в голосовании, коснувшись "бесправия" русскоязычных жителей восточной Украины, которые (по словам социолога, - ред.) чувствовали себя "брошенными" после Оранжевой революции.
Константин Грищенко, бывший министр иностранных дел и вице-премьер при Януковиче, сказал в телефонном интервью, что Манафорт в итоге разочаровался в своем клиенте.
Манафорт настаивал, чтобы Янукович подписал Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которое сделало бы страну ближе к Западу, а также лоббировал поддержку американцами членства Украины, несмотря на глубокие опасения из-за преследования Тимошенко. Он также помог подготовить доклад обвинения, заказанный правительством Януковича в 2012 году.
Роль Манафорта была раскрыта, когда был обнаружен соответствующий документ в ящике в сауне, принадлежащей бывшему высокопоставленному украинскому чиновнику. Другие документы из этого тайника сейчас выступают в качестве доказательства в уголовном деле против бывшего чиновника Министерства юстиции и могут пролить больше света на роль Манафорта в украинской политике.
В конце концов, Янукович проигнорировал совет Манафорта и отказался подписать Соглашение об ассоциации, против которого категорически выступал Путин. Решение Януковича привело к протестам, пиком которых стали две ночи насилия в феврале 2014 года и побег Януковича.
Манафорт немногое сказал о падении Януковича. "Я не думаю, что он очень доволен результатом", - отметил Грищенко.
Однако шанс на возвращение у Манафорта появился раньше, чем кто-либо ожидал.
Когда президент Петр Порошенко назначил досрочные парламентские выборы на октябрь 2014 года, всего за восемь месяцев Манафорт сумел сплотить унылые остатки партии Януковича.
Теперь он был на службе у бывшего начальника штаба Януковича Сергея Левочкина. Манафорт прилетел в Украину в сентябре 2014 года и приступил к изменению имиджа партии, которая глубоко пострадала из-за насилия и вторжения России.
Вместо того чтобы пытаться воскресить опальную партию, он поддержал создание большего политического проекта, чтобы помочь своим клиентам и, как он утверждал, помочь стабилизации Украины. Новый блок ориентирован на всех в стране, что недоволен новым поддерживаемым Западом правительством.
Именно Манафорт выступал за новое название движения – "Оппозиционный блок", или "Оппоблок". "Он считал, что для того, чтобы собрать наибольшее количество людей, выступающих против нынешней власти, необходимо избегать чего-то конкретного, и нужно просто стать символом оппозиционных настроений", - вспоминает политолог из Киева Михаил Погребинский (известный близкими к пророссийским взглядами, - ред.).
Стратегия сработала. Под новым названием Партия регионов сохранила позиции в парламенте. "Оппоблок" в настоящее время имеет 43 депутатских места в парламенте.
Неизвестно, прекратил ли Манафорт свою работу в Украине, когда начал работать в кампании Трампа. Представитель Левочкина, который финансировал работу Манафорта, отказался сообщить, работает ли он с ними до сих пор, и сколько ему платили.
Манафорт не зарегистрирован в качестве лоббиста, представляющего Украину, что потребовало бы раскрытия его доходов, хотя, как минимум, одна компания, с которой он заключал субдоговор, фирма по связям с общественностью Edelman, в 2008 году раскрыла эту информацию. Он получал гонорар в размере $35 000 в месяц за помощь Януковичу в усилиях стать премьер-министром, "чтобы сделать Украину более демократической страной".