ONLINE.UA продовжує знайомити читачів з життям на окупованих в 2014 році територіях Донбасу, які потім були повернуті під контроль України.
Ми розповідали про життя
ську Луганської області, де організатори сепаратистського руху залишилися при владі. Активіст Олександр Кобзар пояснював, як місто залишилося під контролем колишніх регіоналів.
Сьогодні наш співрозмовник - Віктор Зайцев з Новоселівки Лиманського району Донецької області. Він - активіст громадської організації "Маю гідність".
Сам Зайцев і його родичі пережили тортури і знущання сепаратистів, Віктор втратив друзів: проукраїнських громадян в Лимані (до декомунізації - Червоному Лимані) вбивали і викрадали.
Віктор Зайцев розповідає про чиновників, яким участь в будівництві так званої ДНР не завадила залишитися в своїх кабінетах.
"Це люди, які дуже добре відчувають вітер змін і моментально "перефарбовуються". Ті, хто співпрацював з бойовиками, зараз нормально спілкуються з центральною київською владою. Влада, щоб зняти з себе відповідальність за безлад, який панує в країні, провела децентралізацію, тобто віддала регіони на відкуп колишнім "ригам", - говорить активіст.
Він пояснює, що в Лимані зберіг вплив Леонід Перебийніс, який багато років був мером міста. Хоча місто зараз очолює Петро Цимидан, який, за словами Зайцева, організовував сепаратистський референдум і надавав свої приміщення під військові бази.
- Бывший мэр Лимана Перебийнос — это очень хитрый человек. Есть данные: в апреле 2014 года Перебийнос и нынешний мэр Цимидан принимают решение о проведении сепаратистского референдума (состоявшегося в мае того же года, - ONLINE.UA).
У Петра Цимидана интересное прошлое, он выжил в криминальные 90-е, занимался агробизнесом. Человек братьев Клюевых (бывших соратников Виктора Януковича Андрея и Сергея Клюевых, - ONLINE.UA), был депутатом Донецкого областного совета. Имеет отель "Заря", развлекательный комплекс "Царицыно" в Брусино, там гостиница, баня, ресторан.
Въезд в Красный Лиман после его захвата боевиками
Да, сейчас им тотально отдали власть, контроля практически нет, общественность все-таки слабая. И даже сами местные воротилы создают общественные организации, чтобы через них проводить свою политику. У Перебийноса есть общественная организация "Мы", даже "Правый сектор" тут под Перебийносом. Вот "Правый сектор" и "Мы" направляют критику против нынешнего мэра, а Журавлев (самовыдвиженец Александр Журавлев проиграл на последних выборах мэра Лимана кандидату от Оппоблока Петру Цимидану, - ONLINE.UA) - человек Перебийноса - проиграл ему выборы.
Хотя это все компания Перебийноса. Бывает и у них конфликт интересов, но так они вместе водку пьют, кабанчиков едят.
- Это где элита Лимана так развлекается?
- В бывшем Кировске, сейчас Заречное называется. У них там есть хозяйство, охотничьи угодья. И вот вся эта верхушка - Цимидан, Перебийнос, Журавлев, Юхновец - там собираются, отдыхают. В компанию входят и начальник лиманской милиции (Дмитрий) Дмитриев, и СБУшник Ваня Онищенко.
- Виктор, расскажите конкретно, кто из этих людей поддерживал боевиков весной 2014-го!
- У нас в Лиманском исполкоме начальником отдела по чрезвычайным ситуациям работает Александр Юхновец. Он сотрудничал с боевиками, дежурил на блокпостах, проверял автомобили. И вот он спокойно работает в исполкоме — начальником отдела! Сколько мы ни бились, обращались и в полицию, и в прокуратуру, и в СБУ. Но проверки проводились поверхностно, он продолжает "служить Украине".
Ушел из мэров, но сохранил свое влияние Перебийнос. С Донецкой администрацией у Перебийноса хорошие отношения — я же говорю, он вовремя перекрасился. Хотя, как можно забыть, что он делал два года назад?
14 апреля 2014 года Перебийнос позвонил Игорю Белоусову, начальнику военизированной охраны на железной дороге, и сказал, что сейчас придут "хлопцы-ополченцы", и им нужно по акту передать оружие.
И сколько мы об этом ни говорили правоохранителям, никто даже не удосужился взять у того же Белоусова свидетельские показания. СБУшники эти продажные… И когда в начале июня (2014 года, - ONLINE.UA) Лиман освободили, и батальон "Артемовск" здесь зачистку проводил, им тоже рассказывали, но все без толку.
- Чем вообще СБУ занималась на освобожденных территориях?
- СБУшники заезжали на смену, 45 дней, и, откровенно скажу, бездельничали. Сумская милиция работала с боевиками, которые на блокпостах стояли, а представители СБУ получали АТОшные командировочные, они вообще ничего не делали... Или даже вредили: задержали информатора сумской милиции, который работал под прикрытием. Я говорю: "Ребята, что вы делаете? Этот человек работает на нашу структуру и достает ценные сведения!" Они отвечают: "Ну, нам же надо работу показывать?"
А вместо этого нужно было взяться за Цимидана.
Читайте также: Возле "границы" ЛНР слабо чувствуется власть Киева, а люди верят в сказки сепаратистов - очевидец
У Петра Цимидана есть гостиница "Заря", там фактически была комендатура боевиков. И когда он сегодня рассказывает, что он им противодействовал, хочется спросить: "Каким же образом?"
Полная гостиница вооруженных людей, говорят, и чеченцы там были. В мае 2014-го такой случай произошел. Там железнодорожный узел, и наши ребята из военизированной охраны патрулировали окрестности. Они были в камуфлированной форме, так вот - их обстреляли прямо с крыши гостиницы "Заря".
И отдельно про принадлежащее Цимидану поместье "Царицыно". Это развлекательный комплекс, стоит на трассе Славянск-Лиман, так что невозможно его проехать. Очень хорошее место было, красиво, в лесу. И вот рядом на трассе построили серьезный блокпост, в "Царицыно" боевики обосновались, кавказцы в том числе. Там были и гранатомет, и зенитная установка, там они вертолет украинский сбили. И местные жители пришли, этот вертолет разграбили — выкручивали там все приборы. Куски металла вырезали — в хозяйстве сгодится!
Разбомбленное "Царицыно"
И вот по "Царицыну" украинская авиация нанесла удар, было много трупов. Знакомая там на "скорой помощи" работает, рассказывала, как вывозили останки: "Там столько, что можно месяц ошметки собирать!" И после этого авиаудара все было разрушено, но как-то так волна прошла, что осталась часовня нетронутой. И станция Брусин пострадала, но после освобождения ее отстроили… И вот такой человек, как Цимидан, стал после всего этого еще и мэром Лимана!
- А если говорить про "обычных людей", многие поддержали переворот?
- Вот был такой Иван Плешаков, он избил мою жену, учительницу украинского, прямо в школе. Это местный, семь лет отсидел за групповое изнасилование. И таких хватало, вот эта вся муть, все это шлачье - оно стояло на блокпостах, полсела через этот блокпост прошло.
3 июня 2014 года освободили наше село, через него как раз армия на Красный Лиман шла. А 4 июня уже проходила зачистка Красного Лимана. И хочу сказать — еще армия не подошла, а с "нашего" блокпоста в Дробышево все уже разбежались. Да, одно дело с мирными жителями воевать, а другое — с регулярной армией. Вся эта босота разбежалась. И передавали рассказ Ивана Плешакова: он пробирался на Святогорск с подельником — они вместе в тюрьме сидели. Вот в тот день они спрятались в болоте, и Нацгвардия проходила. Так и удалось спастись — сидели в болоте вместе с лягушками.
- Кто еще? В других местах в сепаратистском движении активно принимали участие работники образования...
- Проблемы в образовании остались. Долго боролись, чтобы убрать начальника Лиманского городского отдела образования Юрия Афонина. Он осуществлял давление и на директоров школ, и на учителей. Сначала все за Партию регионов голосовали, а потом уже организовывали сепаратистский референдум. А доказательства собрать трудно, все делалось в телефонном режиме. Наконец добились после долгой борьбы, что Цимидан его уволил.
Многие учителя принимали активное участие в подготовке "референдума", но все шло сверху. Татьяна Калюжная из гороно яро выступала на совещании по подготовке, даже видео было. Но это видео пропало из Ютуба, учителя, поддержавшие "Новороссию", также свои записи удалили из ВКонтакте. Недавно смотрели: с марта по сентябрь 2014-го — у них все чисто.
И вот история про образование на примере нашей новоселовской школы. Наша директор Степанова Галина Павловна была одним из организаторов "референдума".
Преподаватель химии Елена Щербина была главой комиссии на "референдуме". Ее муж устраивал блокпост в Дробышево, а она боевикам кашу варила. Да, и сейчас она преподает, и директор на должности осталась. А мужа ее арестовали, но потом обменяли на украинского пленного, и сейчас он ремонтирует бронетехнику в Донецке.
Окончание следует…
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК