Трамп запропонував угоду Путіну, але є проблеми - прогноз приватної розвідки США
Категорія
Світ
Дата публікації

Трамп запропонував угоду Путіну, але є проблеми - прогноз приватної розвідки США

Трамп запропонував угоду Путіну, але є проблеми - прогноз приватної розвідки США
Джерело:  Stratfor

По мере того, как Россия пытается наладить контакты с администрацией избранного президента США Дональда Трампа, Москва и Вашингтон оказались в пугающе знакомой ситуации. На выходных Трамп допустил, что может смягчить санкции против России в обмен на ее участие в переговорах по сокращению ядерных вооружений. Заявление о такой вероятной сделке появилось одновременно со слухами о том, что избранный президент США планирует встретиться со своим будущим коллегой Владимиром Путиным в столице Исландии Рейкьявике – на месте исторического американо-советского саммита по контролю над вооружениями (данная информация позже была категорически опровергнута, - ред.).

Хотя обе стороны отрицают предположение, что детали нового саммита были согласованы, использование переговоров по ядерному оружию в качестве основы для построения более тесных отношений является отработанной тактикой, которую Вашингтон, кажется, готов снова использовать. Но на этот раз переговоры будут проходить при совершенно иных обстоятельствах, в которых привычный Соединенным Штатам подход больше работать не будет, пишут эксперты американской разведывательно-аналитической организации Stratfor в своем новом отчете, полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.

Когда Рональд Рейган пришел к власти в 1981 году, Советский Союз и Соединенные Штаты практически заморозили диалог. У Вашингтона росли опасения, что Москва может скоро выиграть холодную войну: советские военные вторглись в Афганистан, поддерживали группировки боевиков практически на всех континентах и наращивали огромный ядерный арсенал. Также стояла проблема лидерства. Как один из самых убежденных "ястребов", сторонников жесткой политики в холодной войне, Рейган отказывался встретиться с любым советским лидером. Но, даже если не принимать во внимание позицию Рейгана, в Кремле постоянно происходила смена власти - за время его президентского правления умерли три советских генеральных секретаря.

Вместо того, чтобы вести переговоры, Вашингтон усилил давление на Москву, оказывая поддержку афганским моджахедам и зарождающимся движениям за независимость в странах Восточного блока. Это подстегнуло гонку вооружений, целью которой было окончательно истощить Советский Союз. Стратегия, включавшая оборонный противоядерный щит, известный как Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), ухудшила отношения двух стран до рекордно низкого уровня.

Читайте также: Трамп, Украина и Россия: четыре важных вопроса и ответа

Но после того, как во главе СССР в 1985 году стал Михаил Горбачев, он начал демонстрировать желание устранить разногласия между Москвой и Вашингтоном. Был лишь один вопрос, который соглашались обсудить обе стороны – гонка ядерных вооружений. После саммита в Женеве положившего начало "потеплению", СССР предложил провести более серьезные переговоры по договору о сокращении вооружений в Рейкьявике в конце 1986 года. На то время погружение Советского Союза в кризис становилось все более очевидным для остального мира: обвал цен на нефть привел к резкому падению советской экономики, в Восточном блоке начались движения за независимость, а авария на Чернобыльской АЭС показала разрушающуюся инфраструктуру страны. В течение года США и Советский Союз заключили соглашение по контролю над вооружениями, сделав первый заметный шаг в сторону прекращения холодной войны.

Спустя четверть века после распада СССР отношения Москвы и Вашингтона достигли самой сильной напряженности со времен окончания холодной войны, и Трамп не скрывал своих намерений восстановить отношения. Но с помощью нового договора о контроле над вооружениями это будет сложно сделать, потому что сегодня мировую повестку определяет не конкуренция между двумя сверхдержавами, а соперничество многих.

С момента подписания первого договора об ограничении стратегических вооружений в 1972 году, большинство крупных инициатив по контролю над вооружениями были в форме двусторонних соглашений между Вашингтоном и Москвой. Причина была довольно простой: им принадлежали крупнейшие запасы ядерного оружия в мире, и не было необходимости привлекать другие страны, чьи арсеналы были сравнительно малы.

Но арсеналы США и России намного меньше, чем они были когда-то; у каждой стороны теперь есть лишь 1550 развернутых ядерных боеголовок, в отличие от 6000 на момент истечения первого Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ I) в декабре 2009 года (у обеих стран, впрочем, в распоряжении есть тысячи тактических и стратегических боеголовок.) В случае, если ужесточить ограничения еще больше, военным стратегам США и России необходимо будет привлекать к новому соглашению другие ядерные державы, включая Китай, который планирует значительно расширить свой потенциал ядерного сдерживания.

Сейчас Китай значительно усилит влияние на другое соглашение по контролю над вооружениями между США и Россией – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Как и большинство договоренностей о контроле над вооружениями, РСМД по своей сути, касается ввода взаимно согласованных лимитов вооруженных стран-подписантов. Но, как и большинство сделок такого рода, РСМД ставит подписавшие стороны в явно невыгодное положение по сравнению с другими странами. Принимая во внимание этот факт, Путин в течение многих лет говорил о производстве Китаем ракет, запрещенных РСМД, как о поводе для Москвы рассмотреть вопрос о выходе из договора.

Игнорировать арсенал других ядерных держав мира будет становиться все сложнее, по мере обсуждения Соединенными Штатами и Россией идеи нового договора. Но привлечение этих стран к переговорам, которые исторически давали преимущество таким государствам как Китай, лишь отдалит перспективу заключения соглашения.

Еще больше осложняет ситуацию то, что становится труднее разграничивать вопросы противоракетной обороны и ядерного контроля над вооружениями. Нынешняя ПРО Соединенных Штатов не слишком большая или продвинутая, чтобы значительно влиять на ядерное сдерживание России. Но Москва хорошо знает, что улучшение технологий Вашингтона – это лишь вопрос времени; и улучшения настолько, чтобы – в сочетании с улучшенным обычным и ядерным высокоточным оружием – восстановить способность США нанести ядерный удар первыми.

В свете этого обстоятельства России будет нелегко снова урезать свои ядерные запасы без параллельного сокращения ПРО США. В конце концов, чем меньше у Москвы будет ядерных боеголовок, тем легче ракетным щитам Вашингтона будет их перехватить.

Новый диалог или договор о ядерном оружии может быть возможностью для Вашингтона и Москва перестроить свои отношения. Но двусторонние рамки договоренностей прошлых десятилетий будут гораздо менее эффективными в современном многополярном мире, став лишь старой повязкой на глубокой и гнойной ране.

Читайте также: Трампа ждут серьезные неприятности из-за Путина, а Украине будет очень сложно — экс-посол в США

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?