Про те, чим сучасна Росія схожа на гітлерівську Німеччину, шанси України у війні з РФ, навіщо в Сирії вбивають мирних жителів, і який знаменитий терорист є шанувальником
Володимира Путіна, в інтерв'ю ONLINE.UA розповів російський анархіст і активіст антивоєнного руху, що живе в Швеції, політемігрант Петро Рауш.
- Почему РФ проводит довольно агрессивную политику в Украине, на Кавказе и Ближнем Востоке?
- Это традиционная политика России. Просто иногда у них есть ресурсы для этой агрессивной политики, а иногда им этих ресурсов не хватает. Достаточно посмотреть на территорию России, чтобы увидеть - она значительно больше других стран. И большая часть этой территории была захвачена в результате войн. Поэтому удивляться не стоит. Так было во времена московских царей, во времена империи, при власти большевиков, так и сейчас. Государственная политика Кремля всегда строилась на агрессии.
Например, благодаря этой российской политике в Сирии сейчас уже более 400 тысяч человек убиты. И это проблема не только Сирии. Это еще и проблема Европы, потому что большое количество сирийских беженцев едет в страны Евросоюза, которые должны эту проблему теперь решать. Проблему, которую Россия создает для Европы. Конечно, сравнительно с тем ужасом, что творится в Сирии, не странам Европы жаловаться. Одно дело - принимать беженцев, и совсем другое - самому стать беженцем, потеряв при этом дом, родных и близких. Но, все же, это одна и та же проблема, которую Россия создает как для сирийского народа, так и для ЕС.
На Кавказе за последние десятилетия Россия уже дважды нападала на Грузию и дважды - на Ичкерию (Чечню, - ONLINE.UA). Хотя в первый раз, в 1996 году, чеченцам удалось отбиться и одержать победу - при том, что соотношение сил в пользу России тогда было более, чем в сотню раз. Поэтому, думаю, и сегодня не все безнадежно для украинцев.
Петр Рауш. Фото: Facebook
- Но зачем им эти территории, если они сейчас теряют свою ценность?
- Я думаю, что территория продолжает быть ценностью, особенно если на ней есть ресурсы. Другое дело, что война часто ведётся не за ресурсы. Если мы посмотрим на советскую агрессию в Афганистане, то туда советские войска точно не за ресурсами вторгались - большая часть природных ресурсов Афганистана до сих пор даже не разведана. И Кавказ Россия завоёвывала когда-то не потому, что в Азербайджане и Ичкерии есть запасы нефти, а исходя из стратегических целей борьбы за мировое господство. Часто так бывает, что источник войны - не в экономической выгоде и расчете, а в исторической традиции и психологии. Россия привыкла считать себя великой державой, россияне привыкли подчинять себе соседние народы, не уважая никого. Уровень ксенофобии в РФ сейчас не ниже, чем был в гитлеровской Германии, большинство заражено этим вирусом. И это тоже работает на воспроизведение внешней агрессии.
- Эта ксенофобия, как считают эксперты, - результат пропаганды. Потому что, если бы медиа работали в другом направлении, можно было бы сбить этот фон ненависти, который нужен для войны.
- Соглашусь. Действительно, пропагандой создается основная часть милитаристской истерии, не меньше, чем на две трети. Хотя есть и другое – основы сознания и самоидентификации. Пропаганда не встречает противодействия на психологическом уровне у основной массы населения, поэтому она так результативна. С другой стороны, существуют соответствующие технологии обработки сознания населения. Есть неплохая книга «Волна», в которой описывается реальный эпизод, произошедший в Соединённых Штатах, в Пало Альто, Калифорния. Ученики старшего класса на уроке истории не могли понять: как немцы допустили установление нацистского режима? Тогда учитель провёл эксперимент: без предупреждения использовав по отношению к классу те же пропагандистские технологии, которые использовались нацистами, он через несколько недель установил аналог нацистского режима в классе. И почти весь класс на это пошел, кроме одного-двух учеников. Остальная же масса сочла ощущение коллектива, “единой команды” важнее. Потом, конечно, когда учитель им показал, что они ведут себя уже так же, как немцы при Гитлере, у учеников был сильнейший психологический шок. Но важно то, что даже в Америке, с её традициями индивидуализма и свободы, такой результат эксперимента оказался возможен!
Чему же удивляться, что это происходит в России, с её исторической традицией - и в ситуации, когда каналы государственной пропаганды 24 часа в сутки этого результата целенаправленно добиваются? Путин же не зря начинал с установления контроля над телеканалами - НТВ и ОРТ. Установление фашистского режима началось с того, что власти и спецслужбы РФ взяли под свой контроль СМИ, обеспечив себе монополию на пропаганду. Тоталитарный режим в России был установлен уже в середине нулевых.
- Вы живете в Швеции. Насколько беженцы - серьезный вызов для европейских стран?
- Да, проблемы тут есть. Например, в Швеции, в отличие от Норвегии, проблема с безработицей. Вообще найти работу непросто, а беженцам особенно. Тем более, если переезжает немолодой уже человек. Непросто адаптироваться, даже если страна приветлива. Приезжают люди, которые привыкли к другой жизни, и, естественно, возникает проблема совместимости культур. Ясно, что когда количество рабочих мест ограничено, в тех случаях, когда мигранты получают работу, это не помогает решить проблему безработицы для шведов. Швеция на протяжении десятилетий была очень доброжелательна к мигрантам, но и здесь сейчас растут ксенофобские настроения. Несколько лет назад впервые в истории Швеции партия шведских демократов, ксенофобская политическая сила, которая, между прочим, во многом ориентируется на путинскую политику, смогла попасть в Риксдаг (парламент страны, - ONLINE.UA). В этом смысле опасность ситуации - не только и не столько в самом по себе наплыве беженцев, сколько в политических спекуляциях, сопровождающих этот процесс, и политических последствиях этого.
Не нужно забывать и о том, что норвежский террорист Брейвик (Андерс Брейвик, убивший 77 человек в 2011 году, - ONLINE.UA) тоже считал себя сторонником путинской политики. А сами беженцы, конечно, разные. Я, например, живу в географическом центре Швеции, хотя по шведским стандартам область Вестерноррланд - это уже север. Так вот, здесь значительная часть беженцев - из бывшей советской Центральной Азии, в основном из Узбекистана. Есть беженцы из Африки (Эритрея, Конго), достаточно много бирманцев, иранцев, афганцев и чеченцев. СМИ очень часто пишут о том, что большинство беженцев - арабы-мусульмане, но здесь у нас арабских беженцев сравнительно немного. При этом у меня достаточно знакомых и друзей мусульман - так вот, среди них я не знаю ни одного сторонника «Исламского государства».
Норвежский террорист Андерс Брейвик. Фото: Радио Свобода
А с другой стороны, что такое «Исламское государство»? Руководящие посты в нём занимают в основном офицеры, служившие в своё время ещё Саддаму Хусейну. Гражданская война в Сирии начиналась с революции против Асада, когда ещё никакого ИГИЛ не было - оно появилось позже, когда Запад показал свою недостаточную способность помочь сирийцам решить проблему диктатуры Асада. А диктатура Башара Асада, как и диктатура его отца Хафеза, была бы невозможна без поддержки Москвы. Поставки химического оружия в Сирию производились ещё СССР. А кто не давал Западу решить проблему Сирии, накладывая вето на предлагавшиеся резолюции в Совете Безопасности ООН? Россия.
- Как считаете, ВКС РФ бомбят города Сирии, социальные объекты и просто население умышленно?
- Думаю, да. Это не эксцессы на уровне исполнителей, как было, например, в случае с полковником Будановым, который во время войны, начатой Россией в Ичкерии, по собственной инициативе изнасиловал и убил чеченскую девушку (был осужден, но вышел на свободу условно-досрочно, убит в 2011 году, - ONLINE.UA). Ясно, что такой команды ему не давали. Хотя аналогичные будановскому “эксцессы исполнителей” в целом - не особенная редкость для российской армии. Но то, что российские самолеты в Сирии прицельно бьют по госпиталям и больницам - это, конечно, не инициатива отдельных лётчиков, а приказ командования. То же самое происходило и в Грозном: ракетные удары “воздух-земля” наносились, например, по роддому и городской больнице. Для чего это делалось и делается? С целью увеличения числа убитых. Чем выше это число, тем выше эффект террора. Кроме того, в Сирии, как и в Ичкерии, авиационные удары часто проводят двумя волнами. Сначала первая волна, которая нацелена на гражданские объекты. Затем, через некоторое время, когда к развалинам подтягиваются спасатели, пытающиеся доставать из-под них раненых, идет второй авиаудар. Уже по спасателям. Это умышленная тактика, приказы отдаются на уровне командования. Так Россия воюет, по-другому не умеет.
- И какая тут цель?
- Основная цель любой агрессивной войны - сломить волю противника к сопротивлению. Массовые потери деморализуют часть бойцов защищающейся стороны. Кроме того, используются и другие методы - например, пытаются найти тех, кто готов договариваться и сотрудничать с оккупантами, тех, которые согласны перейти на сторону Москвы в силу тех или иных причин. Это приводит к расколу противника, а далее - захват и расширение территории, подконтрольной империи. Ничего нового тут Путиным не изобретено, Третий Рим просто использует классический древнеримский опыт.
- Есть еще и другая сторона – Европа. Зачем РФ поддерживает экстремистские организации в ЕС?
- Не обязательно экстремистские. Хотя и левые, и правые в Германии, Франции и Греции, например, получают поддержу из России. Делается это для того, чтобы внести раскол в ряды противника, не ограничивая себя идеологией. И правые, и левые используются Россией как агенты влияния. При этом разногласия правых с левыми, которые никуда не исчезают, для российских спецслужб значения не имеют. Но Россия сотрудничает далеко не только с теми, кто определяет себя как представители крайних взглядов, но и с вполне умеренными политиками. Пример - бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Или нынешний президент Чехии Земан. Сейчас Москва работает со всеми политическими силами, которые готовы с нею сотрудничать. В этом смысле идеологических ограничений, в отличие от СССР, совсем нет. Хотя и прежние советские ограничения не особенно мешали Москве поддерживать дружеские отношения с различными людоедскими режимами. Не только с Северной Кореей, но и с людоедскими в буквальном смысле слова: например, с диктатором Уганды Амином или императором Центральной Африки Жаном Беделем Бокассой. В интернете можно найти, например, фотографию, на которой советские комсомольские активисты повязывают Бокассе пионерский галстук в "Артеке". Бокассе, в холодильниках которого после его свержения обнаружили расчленённые человеческие тела, предназначенные для императорского стола.
Продолжение следует...