Про те, як живуть мусульмани в анексованому Криму і на окупованому Донбасі, вплив Росії в цих регіонах, зачистку релігійного життя в РФ за Володимира Путіна і багато іншого в інтерв'ю ONLINE.UA розповів муфтій Духовного управління мусульман України «Умма» Саїд Ісмагілов.
- Сколько мусульман находится на оккупированных территориях, на Донбассе и в Крыму?
- У нас нет точных цифр. Приблизительно в Крыму мусульман около 400 тысяч. Крымских татар - 350 тысяч. Однако в Крыму есть и мусульмане не крымские татары. Поэтому до начала оккупации в Крыму проживало около 400 тысяч мусульман. Донбасс был вторым регионом после Крыма по количеству мусульман. На Донбассе было до 200 тысяч мусульман. Подавляющее большинство проживало в тех городах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас оккупированы. Хотя, есть община турок-месхетинцев в Славянске, есть общины в Северодонецке, Мариуполе, Константиновке. Однако где-то до 170 тысяч мусульман остались на оккупированной части Донбасса. Всего в Украине проживает около одного миллиона мусульман. Таким образом, больше половины мусульман Украины сейчас находятся на оккупированных Россией территориях.
- Какие проблемы именно у мусульман Крыма и оккупированной части Донбасса?
- В Крыму действуют законодательство России, их силовые и судебные структуры. Там ситуация, как ни парадоксально, хуже, чем на Донбассе. Дело в том, что на Донбассе больше всего репрессируют украинские христианские протестантские церкви, а в Крыму - мусульманские общины, преимущественно крымских тартар. Причина одна - массовая поддержка Украины. Религиозная жизнь Крыма была быстро взята под российский контроль. Все официальные мусульманские структуры заставили сотрудничать с властями. Мусульманские или общественные организации, которые не желали перерегистрироваться по российскому законодательству, оказались вне закона. Если какое-то сообщество не перерегистрировалась, то оно не имеет права проводить религиозные служения и обряды. Из учебных заведений большинство не работает, российские власти их закрыли. Есть обыски, облавы, аресты, убийства, изнасилования и похищения. Это привело к значительному потоку переселенцев. Около 20 тысяч крымских татар выехали из Крыма на материковую Украину.
- А на неконтролируемой части Донбасса?
- На Донбассе российское законодательство не действует. Этот регион просто используют и грабят. Местная "власть" пытается даже заигрывать с различными религиозными организациями, поэтому позволила мусульманам спокойно функционировать как религиозной общине. Пока не требуют перерегистрации общин, но тщательно контролируют: есть люди, которые наблюдают за богослужением, и периодически приходят представители так называемого МГБ-НКВД для собеседований с имамами. Например, в самом начале оккупации добивались, чтобы не было украинской символики и чтобы не молились за Украину. Это было условием того, чтобы продолжить жить и работать. Вслух эти молитвы сейчас не произносят.
- Насколько реально, что Россия расставит на Донбассе своих имамов, но не введет в свое законодательное поле?
- Это уже идет полным ходом в Донецкой области, а в Луганской ничего такого пока не происходит. В Донецкой области уже есть три организации, которые говорят, что они независимы от Украины. Есть человек, называющий себя «муфтием ДНР». Есть еще «муфтият Донбасса». У них даже конкуренция между собой, борются за то, чтобы закрепиться как главные структуры на Донбассе. Все они апеллируют к Москве. В Луганской области такого нет, самозваных лидеров не появилось. Думаю, Россия не будет присоединять оккупированную часть Донбасса к своим структурам, но поставит во главе мусульманских организаций своих агентов влияния. Это уже происходит.
- Ислам, конечно, один для всех, но как можно описать отличие российской версии от украинской?
- Различия есть. В России во время правления Путина зачищена религиозная жизнь. Я не знаю, как в других конфессиях и религиозных организациях, но знаю, как у мусульман. Все религиозные деятели, которые не согласны работать под диктат российских силовиков, были отстранены от деятельности. Кто согласился, тот был интегрирован в российскую политику. Они поддерживают Кремль, что бы там ни происходило. Был приказ работать с Крымом - муфтии поехали на полуостров целым караваном и уговаривали крымских татар согласиться на российские условия. Религиозная жизнь России подчинена российской имперской идее. Там нет религиозной свободы, хотя она и декларируется. Есть списки запрещенной литературы, где процентов 70 составляет именно мусульманская литература. Наряду с литературой действительно экстремистского характера, туда попадают и классические произведения. Например, более года был запрещен популярный русскоязычный перевод Корана, сейчас запрещены молитвенник «Крепость мусульманина», а также популярный и авторитетный сборник хадисов «Сады праведных».
При Владимире Путине религиозная жизнь в России была "зачищена". Фото: Twitter Дмитрия Смирнова
В Украине значительно больше религиозной свободы, государство не давит на религиозные организации и не заставляет верующих работать под диктатом контролирующих органов. Поэтому мусульмане чувствуют свободу, мы сами для себя решаем, как нам развиваться, какие нужны программы и учебные заведения. В России запросто могут демонтировать мечети, в Украине такого не было. К тому же, в РФ значительный уровень исламофобии на бытовом уровне, в Украине с этим тоже все намного лучше.
- Да, но Россия - это в значительной мере страна с автохтонными народами, которые считаются мусульманами. То есть, она в значительной степени мусульманская страна.
- Какая там она мусульманская страна! Большинство мусульман РФ - достаточно «совковые», у которых вся религиозность на уровне поминальных обрядов. Над мусульманами РФ очень много работали, чтобы не было поддержки национальных движений, например, в том же Татарстане. Российские силовики подавили движение татар к самоопределению, репрессируют всех - и религиозных, и национальных активистов. Поэтому назвать РФ страной, где мусульмане что-то значат и на что-то влияют, нельзя.
- Есть еще Северный Кавказ, который в значительной мере населен мусульманами.
- Там жизнь, если это так можно назвать, такая, что очень много людей выехало или выезжает в другие страны. Там похищают людей. Там или одобрительно относишься к политике России, или можно исчезнуть или быть убитым под предлогом борьбы с терроризмом. Проявления религиозной и национальной самоидентификации подавляются.
В Украине не надо никого подавлять, потому мусульмане страны интегрированы в общество, нас здесь меньшинство, репрессий нет, есть широкие права и возможности. Мы движемся в том направлении, чтобы чувствовать себя частью украинской политической нации разноэтнического происхождения.
- Об этническом происхождении украинских мусульман. Есть крымские татары, но не только они мусульмане?
- Крымские татары всегда держатся отдельно даже среди мусульман Украины. Это их механизм самосохранения. Даже еще во времена Украины в Крыму крымские татары решили, что проповеди в мечетях Крыма должны быть исключительно на крымскотатарском языке. Это вызвало определенные вопросы со стороны других мусульман, которые не понимали язык. Все остальные интегрируются друг с другом. Это интересный процесс, который позволяет нам спрогнозировать будущее мусульман Украины. Думаю, скорее всего, будут мусульмане, которые станут частью украинского общества, и отдельно мусульмане-крымские татары. Крымские татары хотят иметь отдельные мечети, отдельные общины и, возможно, объединения. Лидеры крымскотатарского народа говорят, что нужно отдельное духовное управление в Украине - именно для крымских татар.
Все остальные мусульмане принадлежат к разным этносам. Первое: татары-переселенцы из Волжско-Уральского региона. Второе: мусульмане турецкого происхождения: турки-месхетинцы или турки, переехавшие жить в Украину. Третье: мусульмане арабского происхождения. Четвертое: много мусульман с Кавказа и из Центральной Азии. Сейчас это сообщество интегрируется. Все большую роль начинают играть этнические украинцы, которые стали мусульманами. Эти группы сближаются, часто смешанные браки способствуют этому. Думаю, что через одно-два поколения мусульмане Украины будут выступать как некая целостная фракция украинского общества.
- Мы знаем, что на Ближнем Востоке идет противостояние между шиитами и суннитами. Это противостояние ощущается среди мусульман Украины?
- Нет. Украинская умма не чувствует противостояния между суннитами и шиитами. Шиитов у нас немного. Есть общины в Киеве и Харькове. Шииты - это преимущественно азербайджанцы. К сожалению, большинство азербайджанцев достаточно слабо религиозны. Также Азербайджан официально держит нейтралитет в этом конфликте. Поэтому из-за того, что у нас мало шиитов, они не очень религиозные, а политически азербайджанцы не принимают участия в конфликте, в Украине такого противостояния не чувствуется. У нас происходит поляризация по линии сунниты и хабашиты. Хабашизм - это новейшее направление, возникшее в ХХ веке. Их основатель - из Эфиопии, но распространил свое учение в Ливане. Затем через студентов-арабов учение попало в Украину. У нас есть Духовное управление мусульман Украины, где фактически верующим проповедуется и прививается учение хабашитского направления. Они не очень доброжелательно относятся к традиционным мусульманам-суннитам, считают себя правильными мусульманами, а других недостаточно правильными. Это не ощущается на уровне всей страны, но внутри мусульманской уммы все знают о не очень теплых отношениях между суннитами и хабашитами Украины.
Фото: Facebook Саида Исмагилова
- Мы слышали о недавних терактах в мусульманских странах: Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Ирак. Что происходит, и почему во время Рамадана?
- Сторонники радикальных организаций считают, что мусульмане, которые не помогают им - грешники. Считают, что если они воюют за какие-то свои идеи, при этом прибегая к террору, то все мусульмане должны их поддерживать. Все удары направлены не против рядовых мусульман, которые становятся случайными жертвами, а против конкретных стран. «Исламское государство» использует терроризм для того, чтобы власти Турции и Саудовской Аравии не препятствовали им распространять свое влияние.
- Что делать с «Исламским государством» в Сирии и Ираке? Когда против них воюет светско-христианская страна, то это можно легко подать как "нападение крестоносцев".
- Думаю, нужно выбивать идеологическую базу. «Исламское государство» может воевать только «пушечным мясом». Когда люди перестанут их поддерживать и погибать за их идеи, то им конец. Мусульмане должны сами с этим справиться.
- Насколько велика вероятность того, что Кремль будет создавать, например, в Крыму радикальные организации, куда будут привлекать молодежь, а потом разбираться с ними?
- Россия так не работает. Они быстро пресекают деятельность любых неподконтрольных им организаций. У себя в стране они это не поддерживают, но за пределами РФ - да, поддерживают. Определенные движения они поддерживают и в Украине, инвестируют в них деньги. Но эти люди в Украине, которые получают российскую поддержку, если поедут с такими же идеями в Россию, то их или посадят, или депортируют. В России пытаются конструировать таких мусульман, которыми Кремль может легко управлять. Сказали ехать на Донбасс драться с «бандеровцами» - поехали. Я таких людей видел.
- Со стороны Украины также были подразделения, состоящие из мусульман. Что это за люди, какие нации представляют?
- Это были добровольческие подразделения. Они хотели держаться в военной структуре отдельно как мусульмане. Были батальон «Крым», батальон имени Джохара Дудаева и другие. Все это не получило поддержки со стороны государства, военных разбросали по другим воинским частям. Военные батальона имени Джохара Дудаева, насколько я знаю, сейчас в батальоне «Киев-2», батальон «Крым», который в 2014 году принимал участие в боях за Саур-Могилу, был расформирован. У нас в государстве такая политика, чтобы не было отдельных мусульманских воинских подразделений.
- А какие народы среди мусульман воюют на стороне Украины?
- Я общаюсь с имамами-капелланами ВСУ, они говорят о разных людях. Есть татары, чеченцы, крымские татары, азербайджанцы и мусульмане-украинцы. Даже одного мусульманина уйгурской национальности знаю. Очень разные.