Как не дать России добиться своих целей в Украине: Трампу дали шесть важных советов
Категория
Мир
Дата публикации

Как не дать России добиться своих целей в Украине: Трампу дали шесть важных советов

Как не дать России добиться своих целей в Украине: Трампу дали шесть важных советов
Источник:  Foreign Policy

По мере того, как американцы осознают значение вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году и возможность взаимовыгодных контактов штаба избирательно кампании Дональда Трампа с правительством РФ, российские солдаты продолжают убивать украинцев на Донбассе.

Конфликт между Россией и Украиной, который продолжается уже в течение трех лет и забрал жизни 10 000 человек, сейчас привлекает мало внимания американских СМИ, если только он не связан с Трампом. Однако даже если убийства на Донбассе уже кажутся обыденностью, и американцы сосредоточены лишь на вмешательстве России в дела их собственной страны, США не могут позволить себе забыть о продолжающейся военно-политической кампании Кремля по дестабилизации обстановки в Украине и установлению пророссийского правительства в Киеве. На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Павел Климкин проинформировал госсекретаря Рекса Тиллерсона о последних аспектах этого конфликта.

Об этом пишет Майкл Карпентер, бывший заместитель помощника министра обороны по вопросам России, Украины и Евразии, а также советник по внешней политике вице-президента Джо Байдена, в своей статье для Foreign Policy, перевод которой сделал ONLINE.UA.

Карпентер рассказал о том какие 6 политических мер должен принять президент США Дональд Трамп, чтобы помешать дальнейшей агрессии России в Украине.

Прямая связь между агрессией России в Украине и ее вмешательством в выборы в США на самом деле существует. Усилия России по установке более приемлемой для себя фигуры в Белом доме были отчасти направлены на то, чтобы заставить новую администрацию США отказаться от поддержки Украины.

Во время моего собственного профессионального общения с послом России Сергеем Кисляком он был особенно сосредоточен на критике американской поддержки демократического правительства в Киеве. Кисляк и другие российские государственные чиновники часто утверждали, что падение предыдущего клептократического правительства Украины во главе с Виктором Януковичем угрожает основным интересам Москвы, и что Штаты должны держаться от Украины подальше.

Украина важна для США не из-за важных экономических или военных интересов. Скорее, это связано с тем, что вторжение России на территорию своего соседа и попытка аннексировать часть его территории противоречат самым элементарным принципам международного права: уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ других стран. Когда эти принципы нарушаются грубой силой и этот акт не встречает возражений, он не только разжигает пламя территориальных амбиций России на ее периферии, но и предлагает странам всего мира использовать силу для достижения подобных реваншистских целей.

Именно поэтому специалисты по национальной безопасности в нынешней администрации должны разработать согласованную стратегию поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины. Для этого потребуется мысленно преодолеть себя, на время отложив возможность того, что штаб Трампа заключил какую-либо договоренность, пожертвовав Украиной (даже учитывая тот факт, что бывший глава кампании Пол Манафорт ранее работал на клептократический режим Януковича). Такую вероятность должен изучить независимый специальный прокурор.

Однако специалисты по вопросам национальной безопасности в Белом доме, Госдепе и Пентагоне не могут позволить себе отвлекаться на этот вопрос и должны начать проводить политику, направленную на то, чтобы блокировать достижение Россией её целей в Украине. Им следует начать с рассмотрения следующих шести проблемных вопросов.

1. Новая администрация должна продолжать укреплять обороноспособность Украины против российской агрессии.

Программа помощи в размере $335 миллионов, инициированная администрацией Барака Обамы в 2016 году и предусматривающая подготовку и оснащение украинских Вооруженных Сил, является хорошей отправной точкой. Военная подготовка, которую проводили британские, канадские, литовские и американские инструкторы, резко увеличила возможности Украины и обеспечила ее готовность к отражению атак,  подобных нападению на Авдеевку в конце января. Несмотря на несколько десятков жертв, украинские войска твердо держались и успешно отразили объединенное наступление сил России и боевиков. Украинских военных на линии фронта в свое время обучали инструкторы США.

Американские десантники из 173-й воздушно-десантной бригады обучают украинскую Нацгвардию (Видео: The Daily Signal)

Кроме продления и расширения тренировочных программ, новой администрации также стоит предоставить Украине оборонительное вооружение и оборудование, включая противотанковые ракеты и противорадиолокационные радары с системами управления огнем, чтобы украинские войска могли более эффективно подавлять источники артиллерийского огня. Большинство жертв среди украинцев связаны с российскими ракетными установками, минометами и передвижной артиллерией, поэтому США и другим странам необходимо предоставить Украине средства для защиты от этих чрезвычайно опасных вооружений, многие из которых бессистемно обстреливают как украинские войска, так и мирное население.

Некоторые говорят, что вооружение Украины спровоцирует Россию на эскалацию конфликта. Оборонительное оружие не даст Украине преимущества на поле боя, учитывая огромный перевес в огневой мощи РФ. Но это сделает наступление объединенных сил россиян и боевиков для захвата новых территорий, как они пытались сделать в Авдеевке, более затратным. Для российского генштаба на самом деле гораздо более провокационным является отказ НАТО вооружать Украину, чем предоставление ей оборонительного оружия.

Читайте также: Reuters узнал, почему Трамп перестал хвалить Путина

2. США необходимо принять непосредственное участие в дипломатических усилиях по разрешению конфликта.

На начальных этапах кризиса Штаты и Евросоюз играли непосредственную роль в организации переговоров с российскими и украинскими официальными лицами. Однако США оказались в стороне от дипломатического процесса, когда президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель исключили президента Барака Обаму из встречи с президентом России Владимиром Путиным и президентом Украины Порошенко в Нормандии в июне 2014 года, что привело к возникновению так называемого "нормандского формата" (Франция, Германия, Украина, Россия).


Встреча в "нормандском формате" 12 февраля 2015 года в Минске (Фото пресс-службы Кремля)

Без США лидеры нормандского формата впоследствии согласились на принятие плохо проработанных Минских соглашений в феврале 2015 года, которые повысили роль российских марионеток в переговорах и дали Москве повод блокировать их реализацию.

Предоставив марионеточным силам место за столом переговоров для обсуждения Минских договоренностей (включая положения о доступе ОБСЕ на территорию Донбасса и о выводе тяжелых вооружений), соглашение косвенно переложило ответственность с Кремля на российских марионеток на востоке Украины. Как и ожидалось, результатом стало отсутствие какого-либо прогресса за два года с момента согласования Минского протокола.

Москва отточила эту тактику на Женевских переговорах после вторжения в Грузию в 2008 году. Кремль прекрасно понимает, что видимость переговоров закрепляет статус-кво, в то время как участие в них местных подконтрольных сил помогает избегать обвинений. Чтобы изменить эту тенденцию, США должны принять непосредственное участие в переговорах.

3. Никакое урегулирование конфликта невозможно без новых рычагов влияния на Россию.

Откровенно говоря, это задание не из легких. Россия хочет контролировать правительство в Киеве, и для достижения этой цели она готова строить далеко идущие планы, вкладывая в их реализацию значительные ресурсы.

Хотя санкции, безусловно, навредили российской экономике, Москва, вероятно, делает ставку на то, что со временем используя правильные привлекательные слова она сможет переубедить европейских (или американских) политиков и заставить их отказаться от существующего положения дел. Поэтому, чтобы увеличить рычаги воздействия, Штаты должны иметь возможность ослаблять или усиливать санкции в зависимости от поведения России. Это довольно сложно сделать с санкциями, которые требуют тесного сотрудничества между США и ЕС, потому что процесс принятия решений в ЕС медленный и неповоротливый. Более того, односторонние санкции США, направленные против энергетического сектора или военно-промышленного комплекса, будут безрезультатными без участия ЕС, поскольку европейские компании могут заключить с Россией контракты, от которых откажутся их конкуренты из США.

Финансовые санкции, впрочем, регулировать проще, и они в меньшей степени зависят от соответствующих мер Евросоюза. Кроме того, существуют значительные возможности для дальнейшего использования существующих финансовых ограничений. На сегодняшний день США ввели "блокирующие санкции" (т.е. заблокировали все финансовые операции) только против одного российского банка, который даже не входит в двадцатку крупнейших в России. Таким образом, односторонние финансовые санкции США должны рассматриваться как инструмент стимулирования соблюдения россиянами Минского протокола.

4. Должны измениться временные рамки.

Сейчас Россия работает на долгосрочную перспективу, не отказываясь от военных вариантов, но экспериментируя с политическими диверсиями, используя в качестве инструментов коррупцию и олигархов.

Санкции и низкие цены на нефть нанесли ущерб российской экономике, но это воздействие стало постепенным и точечным – достаточным, чтобы влиять на принятие Россией последующих решений, но недостаточным для того, чтобы поставить под сомнение все ее планы. Поэтому администрация президента США должна работать с Францией и Германией, чтобы составить подробный план действий для реализации Минских договоренностей и сформулировать, какие меры и в какой последовательности необходимо предпринять.

Хотя Минские соглашения, заключенные в сентябре 2014 года и феврале 2015 года, далеки от совершенства, их ключевые условия действительно предлагают путь к восстановлению суверенитета Украины над Донбассом. Однако, ключевой элемент успешной их имплементации – привязка Минского сценария к конкретному графику.

Так, например, западные лидеры должны настаивать на том, чтобы Россия вывела свои войска до определенной даты. Сейчас у этого требования неопределенные сроки, поэтому украинские и объединенные российско-сепаратистские войска остаются стоять на месте, в некоторых местах их разделяет менее 100 ярдов (около 90 метров). Как только войска уйдут с линии соприкосновения, специальная мониторинговая миссия ОБСЕ должна получить возможность круглосуточно мониторить вывод тяжелых вооружений из запрещенных зон, также до определенной даты. В настоящее время сроки вывода тяжелых вооружений не предусмотрены, и наблюдатели ОБСЕ выполняют свою работу только в дневное время, а это вряд ли является рецептом для устойчивой демилитаризации. При наличии строгого графика реализации Минского протокола, его нарушение будет грозить России последствиями, в основном в форме усиления санкций.

На сегодняшний день отсутствие каких-либо установленных сроков или последствий за невыполнение Минских соглашений, укрепило смертоносный статус-кво и побудило Москву к попыткам "переждать" Запад. Путин находится у власти в течение 17 лет, и видел, как приходит и уходит множество западных лидеров. Он может решить, что, если продержится еще немного, западный консенсус в отношении санкций в конечном итоге разрушится.


Майкл Карпентер (Фото: gordonua.com)

5. Новая администрация должна продолжать инвестировать в успех Украины.

Администрация Обамы уделяла Украине исключительное внимание на высшем уровне, а вице-президент Джо Байден регулярно поддерживал связь с высшим руководством Украины. Администрация Обамы предлагала свою помощь на определенных условиях, чтобы заставить украинских лидеров проводить необходимые, но тяжелые реформы.

Худшее, что могла бы сделать для Украины новая администрация президента США (кроме откровенной сделки в интересах России), была бы позиция невмешательства. Несмотря на то, что в Украине активно развито гражданское общество и есть сильные реформаторские кадры в правительстве и парламенте, там также есть немалая доля остатков "старой системы", которая продолжает извлекать прибыль из укоренившейся коррупции.

По настоянию США были созданы мощные институты для борьбы с этой эпидемией коррупции, включая Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по предотвращению коррупции. Но из-за слабой судебной системы коррупционеры внутри бюрократической машины ведут жестокую войну против этих новых институтов, опасаясь их способности поменять всю систему. Только согласованное западное давление и бдительность могут обеспечить постепенное становление верховенства права.

6. Новая администрация США должна заручиться большей поддержкой Европы для демократического развития Украины.

Европейские страны просто не оказывают такого рода влияния и не выдвигают условий проведения реформ, как делают США или Международный валютный фонд.

От успеха Украины, возможно, больше всего зависит выигрыш или проигрыш ЕС, поэтому нельзя допускать, чтобы Европа оставалась в стороне. Европейские послы в Киеве должны выйти за пределы зоны комфорта и перестать лишь отправлять телеграммы в свои столицы, они должны узнать больше о том, что необходимо сделать для продвижения реформ.

Безусловно, за последние несколько лет Украина сделала огромный шаг вперед. Однако дальнейший прогресс требует скоординированного, инициативного вовлечения лидеров США и Европы, чтобы Украина продолжала реформировать и укреплять свои демократические институты, а также развивать возможности для защиты суверенитета и территориальной целостности.

Для будущего европейской безопасности международному сообществу необходимо убедиться, что кремлевские лидеры уже через десять лет будут вспоминать оккупацию Украины как стратегическую ошибку, которая бесповоротно направила Киев на путь западной интеграции и либеральной демократии.

Читайте также: Трамп не сдаст Украину Путину, есть очень веская причина — политик из РФ

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?