О том, почему нет смысла слушать речи Владимира Путина, что кроется за внешней силой его режима, как президент РФ создает предпосылки для своего отстранения от власти, условиях возвращения Украине Крыма и прекращения войны на Донбассе в интервью ОNLINE.UA рассказал российский журналист и блогер Александр Сотник.
- Чего стоит ждать от предстоящего выступления Путина на «прямой линии» с россиянами (разговор состоялся до "прямой линии" президента РФ, - ONLINE.UA)?
- Слушать слова Путина нет никакого смысла. Понятно, что он врет, как врал в предыдущих выступлениях. Врет на любые темы: Донбасс, Крым, Савченко, Бут, панамские офшоры, Сирия. У него есть пул лжи на любую тему. Экономики и кризиса это тоже касается. Путин никогда не скажет, что этот кризис рукотворный. Никогда не скажет, что в этом кризисе виноваты он и его братва. Когда мы проходим мимо помойки, мы ее не комментируем. Слова Путина - помойка.
- Тема офшоров задела, зацепила Путина или нет?
- Все-таки задела. Эта тема лишает его былого лоска, блеска или доверия. Другой вопрос, что в России особенно некому реагировать на такие скандалы. В России нет общества в европейском понимании. Люди очень индивидуализированы, они как атомы – кто как устроился, тот так и выживает. Напоминает веник и прутья. По одному легче ломать.
- Это результат пропаганды или чего-то еще?
- Пропаганда внушает три постулата. Первый: от тебя конкретно ничего не зависит. Второй: бабло побеждает зло. Третий: не трогай Владимира Путина. О нем, как о покойнике – либо хорошо, либо ничего. Если о нем плохо, то и с работы могут уволить. Могут даже экстремистом назвать. Эти три постулата население усвоило. Власть на этом и держится. Вся пропаганда РФ выстроена под одного человека – Путина. Это такая конструкция власти. Можно убрать любого. Недавно из Совбеза убрали Грызлова. Что-то изменилось? Нет. Убрали Чурова (экс-председатель ЦИК РФ, известный фальсификациями результатов выборов – ОNLINE.UA). Ничего не изменилось. Но если убрать Путина - конструкция рухнет. Почему? Потому что сама конструкция власти пустая, за ней только ложь и вывеска – Путин. Есть придуманный миф о лидере, но в сердцевине – это пустышка.
- Почему пустышка?
- Немцов правильно сказал: политическая карьера Путина началась с должности президента РФ. До этого он не участвовал ни в дебатах, ни в выборах, никто не знал, кто это вообще такой. Он был безликим существом, молью, которая через интриги перелетала из одного кабинета в другой. Фигура, которая из-за кулуарных договоренностей Бориса Ельцина была назначена на должность президента РФ. Путин - это естественное продолжение ельцинского правления. Путин может критиковать 1990-ые, но он в те годы творил «торнадо» со своей «братвой».
- То, что вы говорите о Путине и пустоте, несколько напоминает компартию СССР, с видоизменениями – облегченный вариант.
- Нет. У коммунистов была идеология, а сейчас ее нет. Мы видим, как бывшая номенклатура, которая прибрала собственность к своим рукам, переживает кризис. Происходит догнивание партийной, комсомольской и гэбэшной элит, которые регенерировались в 1990-х годах.
- Что будет после Путина? Сегодня есть какие-то контуры будущего России?
- Путин долгое время был неприкасаемой персоной. Все ведь выстроено под него. Но сегодня можно говорить, что Владимир Владимирович уже не является неприкасаемым. После того, как была создана его личная армия – Нацгвардия. Теперь Путин не находится в абсолютной безопасности. Дело в том, что теперь понятно, кто стережет «яйцо кащея с иглой». Это охранник Путина – генерал Золотов. А у него аппетит может прийти во время еды. Вертя это «яйцо» в руках, господин Золотов понимает, что он может хотеть большего. Золотова ввели в Совет безопасности. Что он дальше захочет? Это все происходит на фоне его клятв в верности Путину. Но вот вопрос: а как долго он будет лоялен Путину? Он держит в руках не только армию Путина, но и армию, которая подчиняется ему лично. Мы же знаем, что преторианцы «приласкали» не одного кесаря.
В охраннике и главе Нацгвардии Золотове увидели угрозу Путину (фото — openrussia.org)
- Переворот. А что дальше-то?
- Ни Золотов, ни кто-либо другой не сможет удержать конструкцию власти. Она упадет со всем дерьмом, которое обсело ее по всей вертикали. Режим рухнет. В Кремле будет война кланов, а население оставят на время жить самим по себе. При этом в стране нет денег, работы, производства. И вот здесь возникнет момент, когда все болото, которое было заморожено нефтедолларами, вспенится и пойдет на власть. Кто бы ни пришел после Путина - долго власть удержать не сможет. Поэтому нас ожидает период «смены портретов».
- Что будет с Донбассом?
- Пока Путин у власти, он будет держать регион в состоянии нестабильности. Путин хотел бы всунуть больную «Лугандонию» в тело Украины, стремящейся выздороветь. Киев и сейчас трясет, но после возврата Донбасса станет хуже. Когда Путин будет отстранен от власти, то - так или иначе - Украина вернет себе контроль над этим регионом.
- А Крым?
- Крым будет возвращен только после полного падения режима Путина. Как? Кто знает, но Крым будет возвращен Украине. Тогда граждане Украины и жители Крыма будут решать вопрос о статусе полуострова в составе Украины. Будет это автономия либо какая-то иная форма – решать именно им, не России.
Война между Россией и Западом все еще возможна. На снимке - маневры российского самолета возле американского военного корабля (фото: defense.gov)
- После того как на НТВ показали видео с Касьяновым, многие люди стали еще более критичны к российской оппозиции. Российская оппозиция может быть претендентом на что-то?
- Какая оппозиция? За годы правления Путина политическое пространство в России выкошено и выжжено под ноль. Политиков в России нет. Был один, но его расстреляли на Москворецком мосту (имеется в виду Борис Немцов, - ONLINE.UA). Тот же господин Касьянов политиком не является. Он как был чиновником уровня Госплана, так им и остается. Господин Яшин тоже не является политиком. Госпожа Пелевина тоже не политик. Возможно, когда начнется период межвременья, появится какой-то политический пятачок, который начнет естественным образом разрастаться. Тогда могут появиться новые политические фигуры, которые можно будет относительно называть политиками. Однако будут и шарлатаны, и всякая пена. Но именно в этот период выйдут политики нового поколения. Хотя есть опасность, что выскочит и черт из табакерки, типа Ульянова. Постпутинский период таит в себе очень серьезные вызовы и угрозы. Но России придется через все это пройти. За годы правления Путина и аполитичности (жизнь вне политики) надо будет заплатить.
- Какой бы вы хотели сценарий развития России?
- Я бы хотел, чтобы это был мирный сценарий. Но вся политическая власть Путина строилась на точках невозврата с самого начала: убийство Рохлина (генерал, участник войн в Афганистане и Чечне (на стороне РФ), собирался делать политическую карьеру, убит в 1998 году – ONLINE.UA), показ в Госдуме компромата на человека, похожего на генпрокурора (в апреле 1999 года телеканал «Россия» показал фильм «Трое в постели», где человек, похожий на тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова, занимался сексом с проститутками. Сам Скуратов в появлении пленки обвинил Путина, который тогда возглавлял ФСБ. В августе 1999 года Путин стал премьер-министром РФ - ONLINE.UA) и Вторая чеченская война. Это все точки невозврата Путина. Я не вижу позитивного сценария, по которому может вся эта история закончиться. Это закончится или бунтом, или переворотом и последующим бунтом. Еще возможна большая война между Кремлем и Западом. Последнее – при условии, если Путин останется у власти и окончательно «слетит с катушек», которые у него и так в подвешенном состоянии.