Концепция четвертого сектора — новая для украинского общества, однако она уже начала стремительно развиваться. Она дополняет три другие четко очерченные сектора — власть, бизнес, гражданское общество — и предусматривает ориентированность на жизнь людей. Важным элементом нового сектора считают социальное предпринимательство, но его трудно ввести в классический бизнес. О некоторых успешные кейсы в этом направлении для спецпроекта ONLINE.UA рассказал старший программный менеджер программы "Долучайся!" Айдер Халилов.
Он уточнил, для социального предпринимательства необходима социальная составляющая на первом месте. Классический бизнес прежде всего заинтересован в зарабатывании денег и, возможно, осуществлении спонсорского взноса после. Таким образом в Украине действуют олигархи ради социальной ответственности, они организуют собственный фонд или присоединяются к различным неприбыльных инициатив. Это не подходит под четвертый сектор, поскольку речь идет о распределении уже заработанной прибыли.
"В Украине могу привести пример, который может считаться четвёртым сектором. Это — фестиваль Atlas Weekend, который во время коммерческих концертов встраивает в свой фестиваль темы инклюзивности, переработки мусора и привлечения общественных инициатив к фестивалю. Граждане, приезжающие и оплачивающие билет, чтобы послушать музыку, получают ещё и социальную нагрузку. То есть, фестиваль зарабатывает деньги и позволяет своим гостям развивать гражданскую позицию", - пояснил Халилов.
Он обратил внимание на использование популярного для стран Запада подхода "честная торговля" ( "fair trade").
"К примеру, сахар из Латинской Америки или какао-бобы из Африки выращивают фермеры, получающие очень маленькую заработную плату за это. А большие компании в Европе и США зарабатывают на этом больше. Сейчас существует инициатива четвёртого сектора, когда эти небольшие компании объединились, зарегистрировали такой бренд "Fairtrade International", чтобы продавать свой товар и помогать работникам: в магазинах продают тот же сахар или какао дороже на 1%, однако этот процент идет на компенсацию расходов оплаты этих работников, которые работают там — в Латинской Америке или Африке. Это снижает социальное напряжение в этих странах. Вот в этом концепте вроде бы и деньги зарабатывают, но одновременно идет возвращение средств в громаду", - отметил менеджер "Долучайся!".
Халилов добавил, на сегодняшний Украина фактически готова к работе по таким подходом.
"Этот подход требует иного взгляда на ведение дел. Такая ментальная готовность необходима. Второй вызов — формальная подготовка нашего государства, ведь у нас нет такого глобального подхода, который бы помогал в этом вопросе. А третье — это инфраструктурный вопрос. То есть, насколько наш бизнес или общественный сектор сегодня готов инфраструктурно к этому: готовы ли специалисты, наработки и идеи. Вот этого просто не хватает: людей, видения и идей. Если это будет развиваться, у Украины очень перспективное будущее", - резюмировал он.
Как сообщал ONLINE.UA, в Украине сложилась существенное отличие четвертого сектор а от благотворительности, меценатства, спонсорства. Прежде всего новая парадигма направлена на зарабатывание денег, однако экологически — и речь не только лишь о природе. Это позволяет покупателю увидеть товар со стороны социальной ответственности, оценить его нетоксичность.