Президент РФ Владимир Путин постоянно устраивает России потрясения, которые грозят ему, среди прочего, всплеском сепаратизма и даже развалом страны. Кроме того, у Кремля есть серьезная проблема в виде конфликта с руководителями ряда регионов.
Такое мнение высказал в интервью ONLINE.UA российский политолог, руководитель экспертной группы "СОВА", в недавнем прошлом – профессор Кубанского государственного университета Михаил Савва.
О конфликте Кремля с руководителями регионов и "факторе Кадырова"
В последние месяцы в России наблюдается рост недовольства руководителей субъектов РФ, прежде всего республик, нарастают противоречия между Кремлем и региональными элитами.
Сейчас режим Путина использует методику "точечных" репрессий против всех потенциальных противников. Кремль ликвидирует даже потенциальные угрозы, в том числе русский национализм.
Объективно угрозой для российского режима также является Рамзан Кадыров и его система личной власти в Чечне. Уже сейчас остро проявляются противоречия между кадыровцами и ФСБ.
В Чеченской Республике использована "схема Моргана". Когда-то британская королева, чтобы не бороться с пиратами Карибского моря, дала самому сильному пирату должность вице-губернатора Ямайки. В Чечне человек такого же плана получил пост руководителя субъекта федерации. Сегодня подразделения МВД РФ, которые находятся в Чечне, являются фактически личной гвардией Рамзана Кадырова и насчитывают более 12 тысяч человек.
Об угрозе сепаратизма для России
Начиная с конца 80-х годов прошлого века, в России сначала поднимается русский национализм, потом он падает, а национализмы этнических меньшинств усиливаются. И наоборот. Это две синусоиды с разбежкой в 90%. Национализмы этнического большинства и меньшинств подогревают друг друга, но они не накладываются. Проблема в том, что Путин загоняет РФ в режим турбулентности - частых непрогнозируемых потрясений. В этой ситуации национализмы могут синхронизироваться друг с другом, и возникнет эффект социального резонанса, вплоть до бурного всплеска сепаратизма и распада страны.
Российский региональный сепаратизм есть. Это явление известно в Российской империи с ХІХ века. Первые посадки по таким делам произошли в 1860-х годах – по "делу сибирских областников". Именно в тот период часть сибирской интеллигенции сформулировала идею - имперский центр эксплуатирует ресурсы Сибири, но ничего взамен не дает. Эти идеи активизировались в период Гражданской войны на всей территории Российской империи. Я могу вспомнить Кубанскую народную республику/Кубанский край, которая существовала два года как независимое государство. Она помогала Деникину, но не была вассалами "белых"…
Читайте также: Националисты устроят погромы в Москве, и Нацгвардия Путина не поможет - российский политолог
Напомню, что попытки провести марши за федерализацию летом 2014 года предпринимались в Краснодаре, Новосибирске и Калининграде. Эти попытки были придушены в самом начале. Кубанская гражданская активистка Дарья Полюдова, которая пыталась организовать марш за федерализацию Кубани, отбывает наказание и сейчас. Я не могу сказать, что эти марши были проявлениями реального сепаратизма. Это, скорее, был флешмоб, способ показать авторам идеи федерализации Украины, что они бросаются камнями в стеклянном доме.
Идея сепаратизма присутствует и на других российских территориях, но она - не главная в массовом сознании. На вопрос, поддержит ли человек выход его региона из РФ, отвечают утвердительно от 1 до 8%, в зависимости от региона.
Полный текст интервью читайте на ONLINE.UA в ближайшие дни