С 6 марта армии диванных экспертов и любителей прямых телетрансляций прибыло: в Гааге Международный Суд ООН начал рассмотрение иска Украины против России. Позиции украинской стороны уже подвергнуты критике внутри страны, российская традиционно ведет себя подобно носителям истины в последней инстанции. Так чего же добивается Украина от своей агрессивной соседки?
В компетенции Международного Суда ООН – разрешение спорных вопросов, делегированных на рассмотрение членами Объединенных Наций. Международный Суд ООН создан еще в 1945 году, в процессе создания послевоенной системы международных отношений. Как и в целом у Объединенных Наций у него есть заметные проблемы с имплементацией принятых решений.
Украина стремится доказать, что Россия своими действиями в отношении нашей страны нарушила свои международные обязательства, преступив нормы Конвенции о борьбе с распространением терроризма и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Внутри страны уже зазвучали голоса, почему в Гааге не требуют наказать Россию за агрессию против нашей страны, забывая, что Кремль не объявлял нашей стране войну. Наоборот – российские официальные лица всячески уверяют в своих братских чувствах к Украине, которые никакая "киевская хунта" поколебать не может. Украинский МИД решил предоставить суду не только доказательства террористических актов, обстрелов мирного населения и взрывов, но и дипломатическую переписку со Смоленской площадью за три последних года.
Читайте также: Вот это цинизм: у Путина прокомментировали "оружие в шахтах"
Уже можно утверждать, что в Гааге засверкала новыми гранями звезда заместителя министра иностранных дел Елены Зеркаль, которая возглавляет украинскую делегацию. Она очень уверенно и аргументированно, со знанием дела представляет нашу позицию в Международном Суде ООН. Что немаловажно – хорошо понимает писаные и неписаные правила МС ООН.
Отмечу, что в украинском информационном и экспертном пространстве наблюдается стабильная и даже постоянно усиливающаяся путаница между самими понятиями Международный Суд ООН и Международный Уголовный Суд, Римский статут которого Верховная Рада пока так и не ратифицировала. Это не только вносит разноголосицу в оценку, но и влияет на общественные ожидания от процесса в Гааге.
Интересная особенность: как на украинской, так и на российской стороне выступают не только дипломаты и юристы из этих стран, но и иностранные специалисты, которых можно называть профессионалами в области права. Тем более цинично прозвучали из уст российской делегации утверждения, что подавляющее большинство техники и вооружения сепаратисты на Донбассе… нашли в шахтах (очевидно, предполагалось, что те смогут захватить склады в Артемовске (Бахмуте), но украинские военные сумели отстоять арсеналы). Впрочем, это не единственное подобное "открытие", противодействовать которым Украина намерена с помощью доказательной базы. Диаметрально противоположными выглядят подходы и в освещении процесса российскими и украинскими медиа: от РФ В Гааге только RT, работающий на западную аудиторию, тогда как украинскую сторону представляют съемочные группы сразу нескольких телеканалов.
Не секрет, что в украинском обществе сегодня существует значительный запрос на быстрые и всеобъемлющие решения, способные изменить ситуацию к лучшему. К сожалению, многие нюансы, хорошо понятные гражданам Украины и не требующие для нас доказательств, в глазах международного сообщества выглядят не всегда столь однозначно. Поэтому вердикт Международного Суда ООН, который пообещал признать и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, таким катализатором качественных изменений стать не сможет. Да и прогнозировать его сегодня сложно, можно только напомнить, что Грузия не сумела доказать в Гааге факт российский агрессии.
При самом благоприятном для Украины результате Международный Суд ООН признает нарушение Россией упомянутых международных конвенций и может даже присудить выплатить нашей стране компенсацию, однако влиятельных механизмов воплощения решения в жизнь нет. Россия – член Совета Безопасности ООН, обладающий ядерным арсеналом, и способна даже не противостоять давлению мирового сообщества, а направлять его на формирование внутри РФ образа "осажденной крепости". Но положительный вердикт в Гааге нужен Украине для укрепления собственных позиций на международной арене и получения нового стимула для продолжения борьбы с агрессором.
Евгений Магда, политический эксперт, специально для ONLINE.UA