Пограничная Ровенщина сконцентрировалась на обороне с начала полномасштабного вторжения. Сегодня 229 км границы с Беларусью превращены в сплошную крепость. О фортификационных сооружениях на границе, ситуации на Ровенской АЭС и как область подготовилась к новому отопительному сезону — в эксклюзивном интервью журналистке online.ua Виктории Белик рассказал Виталий Коваль, начальник Ровенской ОВА.
Источник: online.ua
В Ровенской области — 229 км границы с Беларусью, из них 90 км — непроходимые болота. Какой была ситуация в начале полномасштабного вторжения России?
Виталий Коваль: Да, конечно, когда только началось полномасштабное вторжение, смена парадигмы того, что у тебя был сосед, а стал потенциальным врагом, очень сложно воспринялась обществом, особенно в приграничных общинах, исторически связанных с Беларусью.
Поэтому это была первая стрессовая ситуация, когда мы поняли, что у нас больше не сосед, а с территории РБ летят ракеты.
Сегодня все 229 км границы превращены в сплошную крепость. Инженерные сооружения, фортификационные сооружения, рвы, минные поля, заграждения – все это для обороны.
Несколько линий эшелонной обороны построено, но мы не останавливаемся, продолжаем наращивать эту оборону. И сегодня могу сказать уверенно, что жизнь на пограничной территории не остановилась: предприятия работают, люди живут, а массового выезда, как нам предсказывали, не произошло.
Фото — online.ua
Происходили ли заходы ДРГ в начале полномасштабного вторжения с территории Беларуси?
Виталий Коваль: У нас не было проникновения организованных диверсионных групп на территорию области. Были лишь единичные случаи пересечения границы, когда заходили граждане Беларуси, граждане других стран — они уже отработаны.
Попытка пересечения границы была обнаружена, и фактически эти люди не смогли нарушить законодательство. Проникновение диверсионно-разведывательных групп с территории Беларуси не происходило.
Фото — online.ua
На сегодняшний день нет рисков захода таких групп на территорию Украины?
Виталий Коваль: Риск нельзя нивелировать. Лучше быть готовыми и заниматься этим вопросом, чем просто повторять, что все спокойно. Риски есть, особенно осознавая, что у нас объект номер один интереса (для врагов – ред.) – это Ровенская атомная электростанция. По прямой она находится в 60 километрах от границы с Беларусью.
Мы понимаем, что есть риск любых попыток захвата именно атомной электростанции. Поэтому там повышена бдительность и внимание.
А какая вообще сейчас ситуация на АЭС? Ровенская АЭС остается ядерной мишенью для россиян
Виталий Коваль: На АЭС ситуация стабильная, работаем в штатном режиме. Иногда блоки выходят на плановое предупреждение работы, но стабильная генерация происходит. Что касается защиты — построены линии обороны. Город Вараш – это город-спутник Ровенской АЭС – разбит на секторы. Уже определено, кто отвечает за оборону самого города.
Линии обороны от атомной электростанции до самой границы также определены. Есть усиление: и Нацгвардия, и ВСУ, и постоянные составляющие сил обороны – это МВД, Служба безопасности Украины. Они там проводят учения.
Фото — online.ua
Я напомню, что территория Ровенщины – это сплошные болота и леса, непроходимые на севере. Есть фактически несколько дорог возможной опасности. Они находятся под особым контролем ВСУ и подготовлены ко встрече с врагом, поэтому это точно дорога в один конец.
Кто бы ни решился идти со стороны Беларуси на территорию Украины через Ровенскую область — об этом пожалеет.
Если враг продолжит массированно обстреливать критическую инфраструктуру, как это было в прошлом году, насколько готова область к этому?
Виталий Коваль: В этом году мы более готовы к осенне-зимнему периоду, чем в прошлом году, с точки зрения защиты объектов критической инфраструктуры. Сделаны выводы, понятен почерк действий врага, также ясно, какие сейчас главные риски.
Наша задача – защитить энергетическую инфраструктуру. Потому что это очень важный вопрос – сам вывод из строя мощностей передачи. Генерация у нас есть, атомная электростанция генерирует, а вот передача именно подстанции на 330 кВ, которые передают в другой области – это наша задача номер один. Враг по ним целил, и мы понимаем, как он действует.
Фото — online.ua
На сегодняшний день уровень готовности оценивается в 76%, включая объекты социальной инфраструктуры. Не видим угроз, которые могут привести к срыву отопительного сезона с точки зрения готовности, ремонтных работ, запаса топлива. С этим все хорошо. Вопросом занимается и Кабинет министров, и Офис президента. Потому точно пройдем спокойно, мы готовы.
Угроза номер один – это непредсказуемость и последствия ракетных ударов, которые могут быть.
Что является вопросом номер один для области или самым критичным моментом, над которым вы работаете сейчас с вашей командой?
Виталий Коваль: Вопрос номер один – это оборона, готовность дать отпор в любой момент и любому врагу. Поэтому уделяем внимание формированию такой возможности.
Это оборонный бюджет, который, напомню, принят в нашей области. 52 общины выделили средства в областной бюджет именно на оборону.
Фото — online.ua
И из этих оборонных средств есть возможность как раз формировать линию обороны на севере области. Потому что северные общины — у нас их 6 пограничных — они менее способны финансово обеспечить огромный масштаб работ по возведению фортификационных сооружений. Здесь работа продолжается.
Приоритет №1 – это оборона, приоритет №2 – сохранить темп и развитие экономики. Мы понимаем, что на наших плечах – экономический фронт. И мы работаем сегодня и за Ровенщину, и за другие области, которым гораздо труднее, особенно прифронтовые.
Это первая часть большого интервью с начальником Ровенской ОВО Виталием Ковалем. Вторая часть будет скоро доступна на online.ua.
По ссылкам ниже подпишитесь на нас в ютубе, фейсбуке и телеграмме, чтобы не пропустить новые эксклюзивные материалы.