Известный украинский детский и семейный психолог с 18-летним стажем Светлана Ройз продолжает делиться с родителями и педагогами полезными и интересными советами по воспитанию детей. На этот раз она разъяснила, как помочь ребенку, когда ему страшно.
Источник: Фейсбук-страница Светланы Ройз
Как бороться с детскими страхами
Светлана Ройз обращает внимание на то, что проблема страхов у детей всех возрастов сейчас обострена. Стресс спровоцировал то, что ребенок мог уже давно пройти в своей «возрастной норме». Психолог советует простые действия, которые могут использовать не только дети, но и взрослые:
Представь, что вокруг тебя светящаяся сфера. Ладонями (пантомимой) вокруг себя выстраиваем границы. Все, что пугает – остается за этим шаром. Он состоит из твоей собственной силы и нашей любви.
Предложить крепко сжать нашу руку. Сказать – в тебе столько сил, которые помогут справиться с любым страхом.
возвращаем ребенка в ощущение «нынешнего» - просим пощупать несколько различных по фактуре и температуре объектов, найти 2-3 объекта зеленого цвета (зеленый воспринимается как спокойный, безопасный), выпить воды, произнести «брррррррр», сделать какую-то смешную рожу .
Оттолкнуть страшный образ руками – отбросить его от себя со звуком.
Растереть ладони, положить на почки, растереть ладони, положить на ребра, затем растереть ладони и простукать свое тело, словно выбиваешь коврик.
научить ребенка – что у него есть «волшебная кнопка», помогающая справиться со страхом – находится между мизинцем и безымянным пальцем.
Представить, что пугающее мы уменьшаем – до такого размера, что можно сжать в кулак, спрятать в спичечной коробке
Крикнуть громко: Страх, уходи. Я тебя не боюсь!
добавить к пугающему образу какую-то смешную деталь (например, к образу злого человека – бантик, или огромные уши слона, или куриные ножки)
Если ребенка испугал образ, который он видел в мультфильме – кино – картинка страшного события – представь, что мы отправляем этот образ обратно в мультфильм. В мире мультфильмов, видео. Хлопаем в ладони, будто «запечатывая» этот образ снова в мультфильме. Можно предложить – в воображении стереть этот образ резинкой.
Если ребенка испугал страшный сон – после пробуждения, как режиссеры – меняем сюжет
Если ребенка испугал звук – помассировать уши, обязательно сказать – это был звук (такой)…. Все уже обошлось. Мы в безопасности.
Представить, что страх убавляем и кладем в сейф. Закрываем сейф на замок, перевязываем цепью, веревкой и отправляем куда-нибудь на дальнюю планету или под землю или океан.
Важно помнить:
Когда ребенок говорит, что ему страшно – самый большой его страх, что его не примут, высмеют. Самый странный страх мы воспринимаем как реальный – он есть в реальности ребенка. И помогаем ребенку, не обесценивая его чувства. Если мы ему скажем – ничего страшного нет – он не перестанет бояться. Он останется со страхом наедине. Любая сложная ситуация может стать мостиком для близости.
Фото — unsplash.com
Алгоритм:
Поддержка: Вместо слов – ты же большой, здесь нечего бояться (эти слова рациональны, звучат как обесценивание) – ты выглядишь напуганным. Вижу, что тебе страшно
Близость: Я с тобой (можно сказать словами можно обнять, взять на руки, взять за руку) чего ты боишься? – нам важно, чтобы ребенок от общего «я боюсь» перешел к конкретному
Я боюсь темноты, Я боюсь, что на меня нападут монстры, Я боюсь, что потеряюсь
Когда мы знаем, что конкретно пугает ребенка, мы можем выбрать способ трансформации.
Нормализация: Знаешь, я боялась в твоем возрасте и даже сейчас иногда боюсь. Сейчас происходящее действительно страшно. Я точно знаю, что мы справимся. Мы можем с тобой это сделать:
Трансформация: (конкретные действия и практики) (которые уже есть выше).
Вы могли увидеть – что во всех идеях – ребенок и взрослый – субъект, чувствующий свою силу, который сам действует. Я описала то, что относится к «быстрым практикам», то, что могут делать родители, чтобы снять острое состояние. Трансформацией, глубокой работой, лучше заниматься со специалистами, - отмечает Светлана Ройз.
Читайте также:
Как поддержать ребенка во время войны — полезные советы психолога Светланы Ройз
Что делать с детскими "не хочу" и "не буду" — объясняет психолог
Ресурсный чемоданчик: психолог Светлана Ройз представила уникальный проект для родителей и педагогов.