Как помочь ребенку, когда ему страшно — советы психолога Светланы Ройз
Категория
Наука и медицина
Дата публикации

Как помочь ребенку, когда ему страшно — советы психолога Светланы Ройз

Как помочь ребенку, когда ему страшно — советы психолога Светланы Ройз
Источник:  online.ua

Известный украинский детский и семейный психолог с 18-летним стажем Светлана Ройз продолжает делиться с родителями и педагогами полезными и интересными советами по воспитанию детей. На этот раз она разъяснила, как помочь ребенку, когда ему страшно.

Источник: Фейсбук-страница Светланы Ройз

Как бороться с детскими страхами

Светлана Ройз обращает внимание на то, что проблема страхов у детей всех возрастов сейчас обострена. Стресс спровоцировал то, что ребенок мог уже давно пройти в своей «возрастной норме». Психолог советует простые действия, которые могут использовать не только дети, но и взрослые:

  • Представь, что вокруг тебя светящаяся сфера. Ладонями (пантомимой) вокруг себя выстраиваем границы. Все, что пугает – остается за этим шаром. Он состоит из твоей собственной силы и нашей любви.

  • Предложить крепко сжать нашу руку. Сказать – в тебе столько сил, которые помогут справиться с любым страхом.

  • возвращаем ребенка в ощущение «нынешнего» - просим пощупать несколько различных по фактуре и температуре объектов, найти 2-3 объекта зеленого цвета (зеленый воспринимается как спокойный, безопасный), выпить воды, произнести «брррррррр», сделать какую-то смешную рожу .

  • Оттолкнуть страшный образ руками – отбросить его от себя со звуком.

  • Растереть ладони, положить на почки, растереть ладони, положить на ребра, затем растереть ладони и простукать свое тело, словно выбиваешь коврик.

  • научить ребенка – что у него есть «волшебная кнопка», помогающая справиться со страхом – находится между мизинцем и безымянным пальцем.

  • Представить, что пугающее мы уменьшаем – до такого размера, что можно сжать в кулак, спрятать в спичечной коробке

  • Крикнуть громко: Страх, уходи. Я тебя не боюсь!

  • добавить к пугающему образу какую-то смешную деталь (например, к образу злого человека – бантик, или огромные уши слона, или куриные ножки)

  • Если ребенка испугал образ, который он видел в мультфильме – кино – картинка страшного события – представь, что мы отправляем этот образ обратно в мультфильм. В мире мультфильмов, видео. Хлопаем в ладони, будто «запечатывая» этот образ снова в мультфильме. Можно предложить – в воображении стереть этот образ резинкой.

  • Если ребенка испугал страшный сон – после пробуждения, как режиссеры – меняем сюжет

  • Если ребенка испугал звук – помассировать уши, обязательно сказать – это был звук (такой)…. Все уже обошлось. Мы в безопасности.

  • Представить, что страх убавляем и кладем в сейф. Закрываем сейф на замок, перевязываем цепью, веревкой и отправляем куда-нибудь на дальнюю планету или под землю или океан.

Важно помнить:

Когда ребенок говорит, что ему страшно – самый большой его страх, что его не примут, высмеют. Самый странный страх мы воспринимаем как реальный – он есть в реальности ребенка. И помогаем ребенку, не обесценивая его чувства. Если мы ему скажем – ничего страшного нет – он не перестанет бояться. Он останется со страхом наедине. Любая сложная ситуация может стать мостиком для близости.

Фото — unsplash.com

Алгоритм:

  •  Поддержка: Вместо слов – ты же большой, здесь нечего бояться (эти слова рациональны, звучат как обесценивание) – ты выглядишь напуганным. Вижу, что тебе страшно

  • Близость: Я с тобой (можно сказать словами можно обнять, взять на руки, взять за руку) чего ты боишься? – нам важно, чтобы ребенок от общего «я боюсь» перешел к конкретному

  • Я боюсь темноты, Я боюсь, что на меня нападут монстры, Я боюсь, что потеряюсь

  • Когда мы знаем, что конкретно пугает ребенка, мы можем выбрать способ трансформации.

  • Нормализация: Знаешь, я боялась в твоем возрасте и даже сейчас иногда боюсь. Сейчас происходящее действительно страшно. Я точно знаю, что мы справимся. Мы можем с тобой это сделать:

  • Трансформация: (конкретные действия и практики) (которые уже есть выше).

Вы могли увидеть – что во всех идеях – ребенок и взрослый – субъект, чувствующий свою силу, который сам действует. Я описала то, что относится к «быстрым практикам», то, что могут делать родители, чтобы снять острое состояние. Трансформацией, глубокой работой, лучше заниматься со специалистами, - отмечает Светлана Ройз.

Читайте также:

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?