Мертвые на улицах, крохи из колхоза и голодные соседи. Как крестьянка пережила Голодомор
Категория
Украина
Дата публикации

Мертвые на улицах, крохи из колхоза и голодные соседи. Как крестьянка пережила Голодомор

Мертвые на улицах, крохи из колхоза и голодные соседи. Как крестьянка пережила Голодомор
Источник:  online.ua

Жертвами сталинского террора 1932-33 годов стали тысячи и миллионы невинных людей. Масштабы геноцида украинского народа стали известны только после развала СССР и воссоздания независимой Украины.

После сворачивания так называемой "новой экономической политики" в конце 1920-х годов советский Кремль начал коллективизацию сельского хозяйства, крестьян заставляли объединяться в колхозы и работать на государство. Их землю партия присваивала в пользу "общества".

Впрочем, украинцы опирались новом государственному устройству, его репрессивной политике. Для покорения людей сталинский аппарат стал силой сгонять их в колхозы, отбирать вместе с землей запасы пищи, обрекая непокорных на голод.

Геноцид, совершенный для обуздания свободного крестьянства в Украине, получил официальный статус лишь в 2000-х годах. В ответ современный российский Кремль начал выступать с призывами о непризнании Голодомора геноцидом украинского народа. Его представители даже пытались блокировать соответствующие резолюции на международном уровне, например в ООН.

Публикацией этого материала редакция ONLINE.UA присоединилась к распространению цикла историй "Свідки Голодомору", записанных в экспедиции команды Ukraїner и Национального музея Голодомора-геноцида в рамках реализации проекту "Голодомор: мозаїка історії" при поддержке Украинского культурного фонда.

Мария Гурбич пережила Голодомор еще ребенком. Девочка 12 лет, тогда еще по фамилии Шовкун, жила на хуторе Вилы Лосинивского района Северщины (современная Черниговская область).

Она все помнит: как советская власть оставила людей без паспортов, без еды, даже жернова в селах уничтожали, чтобы не дать им возможности самостоятельно делать муку. Без документов невозможно было выехать из села, а непосредственно в селе было мало возможности найти чем поживиться. Некоторые люди рисковали жизнью, чтобы уехать, найти работу или хоть бы какую еду.

У кого были драгоценности или украшения, обращались в "Торгсины" - магазины, торговавшие за драгоценные металлы или зарубежную валюту.

По словам Марии, в Вилах мертвых по улицам собирала специальная повозка — так много людей не пережили голод. В центре села организовали братскую могилу. В то же время в справках о смерти не указывали голод как главную причину.

Женщина вспомнила, как однажды несла из колхоза ведерко с вареным горохом — все, что удалось получить на семью.

"Несу, а за мной гонится парень. Может, ему тогда лет семнадцать было. Зовет меня и говорит (и ложка такая большая): "Дай мне набрать гороха у тебя". Я так как-то, значит, испугалась, на "вы" его зову. Говорю "Берите! Берите, сколько хотите". Он набрал полную ложку, быстренько проглотил, набрал вторую и говорит: "Иди, не надо уже, неси уже домой", — рассказала она.

Ее отец тогда пожаловался, что же воду дали ребенку, однако Мария ничего сразу не сказала. Лишь позже призналась во всем наедине матери.

"Ничего, доченька, пускай. У нас корова есть, вот так мы и выживем", — ответила тогда мать.

Упомянутый парень пережил Голодомор со всей семьей, хотя и это было крайне трудно - их было четверо детей и одна вдова-мать. Мария и Николай встретились после тех ужасных событий на сельской улице, узнали друг друга и долго плакали.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?