Готовы ли реальные участники войны на Донбассе примкнуть к блокаде? Как они оценивают эту инициативу и ее организаторов? И что должна делать Украина – торговать или воевать? Об этом в интервью ONLINE.UA рассказал участник АТО, известный блогер Глеб Бабич.
- Глеб, как военный - поддерживаешь ли ты идею блокады торговли с оккупированными территориями? Считаешь ли, что блокада в том виде, в котором она существует сейчас, может быть результативной?
- Начнем с того, что я убежден: торговля с "ордой" однозначно более продолжаться не может. Потому что налицо даже не двойные стандарты, а двойной мир. Вот тут война идет, а тут - составчики с углем и разным товаром ходят, причем, в громадном количестве. Мы из сектора М возвращались поездом – железнодорожные пути забиты. Преобладающая приписка вагонов - РЖД. То есть товарооборот – огромен! И мы, точнее, наша власть, зажмурив глаза, врет в течение двух с половиной лет, что все в порядке, что – ура, ребята, мы от России уже, наверное, не зависим!
- А на самом деле?
- А, на самом деле, налицо ситуация, когда мы взаимосвязаны с теми, с кем воюем. Так нельзя. Уже говорили про крест и трусы – помнишь этот навязший в зубах анекдот? Но нельзя одной рукой делать одно, а другой – совершенно другое. Нельзя. Тем более, нет ни мотивов, ни нормального объяснения, во имя чего это делается.
Читайте также: О наступлении на Донецк сейчас говорят либо идиоты, либо те, кто хочет ада в Украине - боец АТО
Хотя у нас власть сейчас достигла высшей степени искусства объяснения. Истолковать они могут все. Объяснить абсолютно любую проблему и найти причину, почему да или почему нет. И по документам все будет правильно.
Получается когнитивный диссонанс. Глазами ты видишь одно, но тебе доходчиво объяснили, что вот эта черная штука – белого цвета! И по документам все сходится. Документы, печати, экспертные мнения, СМИ и телевизор – все подтверждает: это – белое. Но оно же черное! То есть, после объяснений чувствуешь себя большим идиотом, нежели до.
Это большая проблема. Так происходит со многим. И если уж говорить о блокаде, то это давно надо было делать. И даже не блокировать, а поступательно сводить к нулю. За 2,5 года эту проблему уже можно было решить. Ее просто никто не хотел решать. И, может быть, из-за того, что это вылезло наверх, теперь начнет что-то делаться. Потому что это связано со всей нашей энергетической системой, с ценами – со всем. Просто до этого как-то не доходили руки, а тут у некоторых не доходили мозги оценить, почему все так, почему тебе пришла именно такая платежка… И тут нам опять объясняют: ребята, на самом деле, это роттердамская цена угля, вы ничего не понимаете. А мы – понимаем. И мы вам сейчас все объясним. Следите за руками…
Во время блокады Донбасса происходят конфликты. Фото: Facebook Вячеслава Аброськина
Ложь набрала критическую массу. И в этих тоннах лжи во всем и обо всем власть топит собственные усилия и потуги, нормальные результаты своей же работы.
- Они есть?
- Что-то хорошее? Есть. Да, объективно оно есть. Но вот тут же, рядом, шаг влево, шаг вправо – все так ложью завалено, что ты чувствуешь: что-то ж не так!
Пока мы будем взаимозависимы с крупным бизнесом, представляющим "орду", ничего не будет. Это все, вроде бы, знают. Это все, вроде бы, видят. Но до этого момента никто эту проблему не трогал. Когда к ней подходили, к этой проблеме, то говорили о контрабанде. Да, это более яркое, выпуклое. Контрабанда есть. И, может быть, она даже не оценена в ее реальных масштабах. Потому что при огромном железнодорожном грузопотоке провозить можно все, что угодно. И в огромных количествах. В огромных! На одной из станций Чернигова, откуда мы отправлялись несколько раз, почти каждый раз наблюдали одинаковую картину: грузится металл в грузовой вагон, который нельзя осмотреть – большой, высокий, – а сверху - бревна. Это все пакуется красиво, пломбируется - и вот, едут бревна. Куда пошли эти вагоны, мы не знаем.
Вот представь себе, что так можно провозить туда и сюда все, что угодно. Во-первых, это невозможно нормально проконтролировать. Во-вторых, Господи, да зачем контролировать, если достаточно заплатить? Как покупаются наши контролирующие провоз туда-сюда органы - известно. Тем более, там, где дело не касается железной дороги – автоперевозки тоже огромные у нас с ними. Грузовики туда ходят, фуры ходят, все ходит…
- Но грузовики можно чисто теоретически остановить и осмотреть…
- Да. Можно. Теоретически.
Это развращает, в том числе, даже боевые подразделения, которые стоят в тех местах, где можно объехать. И это тоже все знают. Но контрабанда - это когда везут скрытно, когда нельзя. А при громадном объеме того, что везти "как бы можно", контрабанда уже отходит на второй план.
Все эти разговоры от лукавого – разговоры о том, что они, боевики, из-за блокады возьмут массово оружие и пойдут воевать. Я сейчас смотрю и в российских, и в наших СМИ начали писать о том, как шахтеры, выйдя из шахты, которая осталась без работы, массово пошли записываться в незаконные подразделения… Они что, раньше не ходили? Или это для нас что-то изменит? Ай-ай-ай, как мы боимся!..
Ничего это не изменит. Но все уже подготовлено, все сдирижировано.
- Для чего? Какова цель?
- Для того, чтобы эту проблему зарыть уже окончательно. Смотри, что происходит. Сейчас все это движение возглавили определенные персонажи. Шоу-персонажи "патриотического" амплуа. Мультяшки. Понимаешь? Они когда-то кем-то были. Они все претендовали на роль Бэтмена, но максимум, что они потянули - это роль Старухи Шапокляк…. Но люди, которые имеют определенную ностальгию по боевому прошлому, что-то хотят делать и не особо хотят думать – они верят в то, что чем-то помогут, находясь там. Тем более, что там же – их командир. И идут следом.
Если говорить о людях, то достаточно собрать несколько десятков или сотню человек, чтобы все получилось. Чтобы получился информационный повод. А из серьезных людей практически никто к этому не присоединится. Я, многие мои знакомые военные не присоединимся к этой блокаде даже просто ради того, чтобы не участвовать в этом цирке. Я – за блокаду, пусть у меня и понимание блокады другое. Но я не присоединюсь.
- А почему серьезные люди не присоединятся к этой блокаде? Что с ней не так?
- Во-первых, персоналии. Есть такое выражение - самое точное, но не литературное, - про то, с кем можно сесть ср*ть на двух квадратных километрах. Так вот, с ними многие не сядут. Но они - успели. Почувствовали тему, возглавили это все – вперед, ура! Делают глупости, громкие заявления типа "мы возьмем под контроль энергетическую систему". Это как "мы возьмем под контроль булочную - и никто не останется голодным!" А то, что в нее должен кто-то возить хлеб – это уже неважно. Это – второй вопрос. Но, если на то пошло, кроме булочной берите под контроль и пекарни! И второй вопрос: а брать-то кто будет? Почему эти люди, которые берут типа на себя ответственность за идиотские действия, будут контролировать свет в моей лампочке? Кто они такие?!
Этих же "старух шапокляк" достаточно много. Это – "спасители". Вот они меленькие, но, как Ленин в свое время, который же тоже был меленьким политиком, в нужном месте и в нужное время умудрились выскочить – и опа!
- А потом по интернету начинают гулять мемы о среднем образовании всех "лидеров блокады". У Ленина вроде получше было с образованием…
- Ленина отчислили из университета за революционную деятельность. Но тут не в степени образованности дело. Ленин и самообразованием постоянно занимался, и у него была феноменальная память на многие вещи… Тут дело не в этом. Дело в том, что они все ждут, что вот мы все заняты – и нам не до того будет, чтобы их, самоназванных, на место ставить. Знаешь, как в мультике? "Кто тут в цари крайний? Никого? Тогда я первым буду". То есть, мы сейчас немножечко отечество поспасаем, раз лидеров у вас нет. Вы же говорите, что у вас тут объединяющая политсила не создана – так раз нет никого, я вот пришел. У кого возражения есть?
С одной стороны, вроде смешно. А с другой – в 1917-м же прокатило! Это я говорю не конкретно относительно этих персоналий. Имя им сейчас – легион. Вся эта мелкотравчатая когорта вождей, которая в политике находится - в основном знакома всем нам по крикам и выпендрежу. Но пример – Ленин. В какой-то прекрасный момент – опа! – и я в цари.
Кроме всего прочего, происходящее сейчас укладывается в программу. Давайте нужное дело мы извратим, все возмутятся, Европа вон уже возмутилась, говорит: "Ай-ай-ай, нельзя так делать, прекратите!" Европа - это вообще потрясающая дама. Это вот когда вас ставит кто-то в коленно-локтевую позицию, а Европа с чувством глубокой озабоченности на лице рассказывает, как вам поставить правильно руки, чтобы вам было не так больно. А потом говорит: когда с вами закончат, мы вам еще и мазь дадим, чтобы меньше болело!
Впрочем, тут Европа не виновата. Ее реакция тоже легко укладывается в рамки сценария. Это ведь было понятно, что как только в Украине возникает сейчас какая-то проблема – Европа реагирует примерно так: "Тише, дети, тише… Чтоб тишина была… Чтоб вас не было ни видно, ни слышно. Вы так задолбали уже!"
Поэтому - неудивительно. И вот сейчас, в связи с этим всем, настойчиво продавливается решение, что не надо деваться никуда от торговли, надо торговать, а то будем без света сидеть, и проблемы решаться не будут. А они никогда решаться не будут, пока не исчезнет связь с крупным беспринципным бизнесом. С крупным олигархическим, бандитским бизнесом – типа Ахметова и иже с ним.
В нашей стране сработала бы очень интересная схема национализации. Интересная по степени "очищения". Мелкий, средний и условно крупный бизнес мы не трогаем, потому что это – кровь и основа государства, но национализируем весь бизнес свыше ста миллионов долларов.
- А прокатило бы? Давай вспомним, что началось после национализации "ПриватБанка". Сколько было криков по поводу того, что бедного и несчастного Коломойского обидел и обокрал "барыга" Порошенко?
- Да. Я смотрел на Коломойского - и плакал. Мне его всегда было жалко. Учитывая, что Беня никогда и никаких вложений не делает, если у него не будет хотя бы пятикратного подъема.
Он умница. Он вложил в спасение страны определенные деньги. И не просто деньги - он в нужное время в нужном месте страну поддержал. И Украина получила большое количество плюсов благодаря ему – реально. Вот только он, по свойству душевному, потом это все деньги отбил.
Но мы про Коломойского знаем все. Вот Беня, он без выгоды ничего не делает и так далее. Он - бизнесмен. Он делает правильные вещи, делает неправильные вещи, но он этого особо и не скрывает. А все остальные – "белые и пушистые". Хотя делают то же самое или хуже. Начиная от самого верха.
Вот все знают, кто такой Ахметов. "Донбасс держится на Ахметове". И ничего. Мы говорим о возвращении денег бежавшего Януковича. Это, конечно же, правильно. Но зачем говорить о спецконфискации денег Януковича – вы вокруг посмотрите! И вы увидите бессилие власти в отношении тех, кто является основными благополучателями в стране. Это тот договор, с которым нынешние власть имущие входили во власть. Они входили в договоре со всеми значимыми финансовыми фигурами. В договоре о разделе сфер влияния, о неприкосновенности и так далее. Условно говоря, вот мы тебе даем войти, не выказываем противодействия, а ты не делаешь то-то, то-то и то-то.
Но у одной высокой договаривающейся стороны (властной) позиции не шибко укрепились, а где-то – даже ослабли. А другая сторона мускулы и мошну нарастила. Да и в своём лагере появились группы с увеличившимся аппетитом. И сейчас они будут диктовать свое. И повышается в цене все, под подробные разъяснения правильности и неизбежности происходящего. У нас же большинство "элиты"– воспитания старого, у*бищного, поэтому принцип "чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить" - он у нас никуда и не девался. Никуда.
- Я пытаюсь понять. Вот эта конкретная блокада, та, что Семенченко делает – это способ легализации торговли, считаешь?
- Не исключено. То, что происходит, похоже на способ легализации.
- Не пиар, а именно легализация?
- Почему не пиар? Каждый получает свое. Семенченко и компания получают пиар, репутацию и так далее. И даже если это плохая репутация, людям определенного, как я уже говорил, мультяшного свойства это в плюс идет. Вот если я имею образ сумасшедшего, то чем более сумасшедшие вещи я делаю, тем больше укрепляется мой образ. Это же мое амплуа. Это если я умную какую-то вещь скажу или сделаю – тогда да, все скажут: "Что-то с парнем не то". А так – они получат свое.
И те получат. Плюс, свечку же никто не держал там. Сложно сказать, насколько это взаимосвязано финансово. Сколько стоит "протэст", который в нашей стране обычно имеет конкретную цену. Но каждый получит свое. В этом я уверен. Каждый, кроме Украины.
- А что получат те простые бойцы, которые присоединились к блокаде?
- А они – ничего. Они искренние. Большинство из них.
- Они же будут нести ответственность в итоге? Потому что, при желании, против участников ведь можно и уголовные дела открыть…
- Да. Ну что?.. Сейчас заломают их, скорее всего. А там - два депутата, которые неприкосновенны. Это будет громко. Их закроют на определенное время. Как это? "Возмущению народному не было предела дня...дня...дня не было". Вот их громко закроют, а потом – громко выпустят. Очень быстро. Мол, мы же не можем патриотов сажать. Так что – всех прощаем, идите восвояси…
Это один из вариантов развития событий, наиболее прогнозируемый. А проблема не будет решаться. И будем мы тот же уголь покупать. Поскольку уже заверено даже Европой. Потому что ситуацию изменить нельзя. А ее можно изменить.
- Как? Три года ничего не делалось…
- Никогда не поздно начинать. Все эти вопли насчет "а что вы делали три года?" - чепуха! Блин, вчера начали - и слава Богу! Потому что иначе и завтра не начнем. И послезавтра. Надо сейчас это менять. Надо перестраивать порты под альтернативный уголь. Надо делать конверсию видов топлива… И это все делается. Это все – скучная, непопулярная, никем не оцененная работа. Вот попробуй скажи простой бабушке: "Представляете, какие хорошие люди – те, кто решает проблемы перевода электростанций выше 100 тысяч киловатт на неантрацитовый уголь" - поймет она тебя?.. Она ведь убеждена, что ей газ украинской добычи должны даром давать, а не за деньги!
- Печально наблюдать, на самом деле, за этим безудержным пиаром, который происходит вокруг благородной, на самом-то деле, цели…
- Печальны разговоры о людях, которые вследствие блокады останутся там, на оккупированных территориях, без работы. Да, может, и останутся. Мы жалеем тех людей, которые там останутся без денег. Но почему мы не жалеем тех людей, которых держим на передовой? Кого родственники тех людей, которых мы жалеем, каждый день, блин, пытаются перемолоть?!
- Ну, и тех, кто тут, если уж на то пошло, должен платить непомерные тарифы, тоже можно было бы пожалеть…
- Вот именно. Кстати, неплохо бы сделать публичным сравнение тех же коммунальных тарифов у нас и на оккупированных территориях. Вот где повод для размышлений...
Для того, чтобы эту ситуацию решить, надо сказать, во-первых, немного правды про то, как обстоят дела. Ну, как немного? Всю. Но это для многих и во многом смертельно. Это – как вампиру на свет выйти в фильмах.
- Есть еще такая точка зрения, что, если мы будем интенсивно разрывать экономические связи с оккупированными территориями, мы их потеряем окончательно. Потому что они будут еще больше перестраиваться на сотрудничество с Россией.
- Это все – от лукавого. Мы с тобой сегодня говорили о том, что любой абсурд можно объяснить. Он становится еще абсурднее, и мозги у нас еще заср*ннее. Все очень просто. Территории, которые находятся под контролем бандитов, поддерживаемых соседним отмороженным государством, – вне закона!
Люди, которые хотели – переехали. Полтора миллиона. Не все могут так сделать, и их очень жалко. Но ничего не поделаешь. Но сейчас мы что видим? "А вдруг люди там - белые и пушистые? Вот этот конкретно - белый и пушистый. И этот никого не поддерживал"... Ну, во-первых, почти все поддержали. А во-вторых, самые вменяемые люди, там живущие, говорят: давайте, давайте, давите, ломайте ситуацию, только приходите быстрей! Но мы поддерживаем сами эту заразу, вместо того, чтобы гнойник вырезать. А его придется вырезать.
- Тем более, что, учитывая количество вывезенных или уничтоженных предприятий, промышленность там будет очень сложно восстановить…
- Это как раз - восстановимо. Конечно, это будет зависеть от состояния мировой экономики и нашей позиции в мире. Но все обожают что-либо восстанавливать, вкладывать в это деньги и зарабатывать на этом. Так что, я думаю, если законодательно правильно это будет оформлено, денег на восстановление Донбасса и всей остальной нашей инфраструктуры зайдет достаточно много. Так что за это пока переживать не надо. В центре Европы Африки не будет, как нас пугают. Африка может быть лишь временно, по типу африканских мятежных республик. Вот они, две, на востоке страны.
- Возвращаясь к блокаде. По твоему мнению, Семенченко и компания окончательно дискредитировали саму идею блокады?
- Нет. Мое личное мнение. Я не говорю о блокаде. Должны быть остановлены экономические отношения. И масса людей, которых я знаю, думают точно так же. А блокада… У нас ведь демократическое государство. Поэтому у нас все решается большинством. На что согласно большинство – то и будет. Власть к этому часто апеллирует.
Хотя это тоже – с какой стороны посмотреть. Вот у нас большинство населения считает, что всех, кто у власти, в принципе, расстрелять надо. Тоже ведь большинство так считает, правда? Но власти на это мнение большинства – пофиг. Она на него внимания не обращает. Но когда хочет – умело пользуется выражением "то, чего хочет народ".
- Мне даже приходилось слышать мысль, что то, что делает Семенченко - это, на самом деле, реализация каких-то тайных желаний Петра Алексеевича. Фантастически звучит, не правда ли?
- В нашей стране уже не осталось ничего фантастического. Выгодно ли это Петру Алексеевичу - конкретно торговля углем? Вот чего-то мне кажется, что нет.
Читайте также: ВСУ обязательно зайдут в Донецк, и большая толпа потянется в сторону Ростова - блогер Фашик Донецкий
- Нет, я имею в виду не торговлю, а ее остановку. Дескать, не может президент в силу ряда причин открыто отказаться от торговли с оккупированными территориями или шире – с государством-агрессором.
- Вот это - да. Вполне может быть. Остановив торговлю, он нарушит договора, с которыми заходил во власть. И начнется война. Его война с теми, с кем он договорился. И вот там уже серьезно могут рога обломать. За огромные деньги. А вот если оно само как бы произойдет – ну, так оно само произойдет…
- Что поделать, да?
- Да. А если нет, тогда возвращаемся к легализации, о которой я раньше говорил.
- Беспроигрышная ситуация получается для президента?
- Беспроигрышная.
- В России любят говорить о том, что "Путин всех переиграл". Но в этом случае, выходит, "всех переиграл" наш Петр Алексеевич.
- Ну, у нас Петр Алексеевич-то – не глупый человек. И во вред себе он действовать не будет никогда. От этого - часть наших проблем. Но одновременно в этом - надежда и плюсы. Единство противоположностей. Все как в сегодняшней жизни страны. Врастопырку...