Во время визита в Эстонию перед саммитом НАТО в Уэльсе в 2014 году президент США Барак Обама подчеркнул важность коллективной обороны. «Оборона Таллинна, Риги и Вильнюса столь же важна, как оборона Берлина, Парижа и Лондона», - сказал он.
Бывший министр обороны Польши Януш Онышкевич, бывший министр обороны Латвии Имант Лиегис и старший научный сотрудник Атлантического совета Элизабет Броу в статье для The National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказали о том, какие шаги стоит предпринять НАТО для усиления своей линии фронта против России, фактически, на случай военного столкновения с ней.
Саммит в Уэльсе в 2014 году начал процесс усиления присутствия Альянса в прифронтовых странах-членах НАТО Центральной и Восточной Европы (территориально близких к России, - ред.). Важные меры по обеспечению гарантий, обозначенные в Уэльсе, уже начали осуществляться, что приводит к улучшению региональной безопасности на восточном фланге НАТО. Некоторые очень конкретные практические меры уже предприняты, в том числе формирование Сил реагирования высокой готовности (VJTF), чтобы отвечать на возможные враждебные действия, подобные тем, которые произошли в Крыму или на Донбассе. Союзные войска были направлены на ротационной основе в центральные и восточные регионы Европы. Небольшие интегрированные подразделения были созданы и работают бок о бок с региональными и нерегиональными силами.
Кроме того, страны восточного фланга увеличивают свои расходы на оборону и возможности для обеспечения взятых на саммите в Уэльсе обязательств тратить на нее 2% ВВП. Расходы на оборону в Латвии, на уровне 1,4% ВВП в этом году, увеличится до 2% к 2018-му. Польша, в свою очередь, будет тратить 2% своего ВВП на оборону в этом году, увеличив эту сумму на 9,4% по сравнению с прошлым годом. Согласно статистике издательства IHS Jane, Центральная и Восточная Европа заменили Ближний Восток в качестве региона с наиболее быстро растущими оборонными бюджетами.
Тем не менее, несмотря на увеличение расходов на оборону и практических мер, принимаемых для перестраховки в течение последних нескольких лет, ситуация по-прежнему требует долгосрочного присутствия союзников в регионе.
Предстоящий саммит НАТО в Варшаве (в июле этого года, - ред.) должен не только подвести итоги того, что было сделано до сих пор. Принимая во внимание, что угроза нападения на членов НАТО не уменьшилась, саммит должен также перейти от стратегической перестраховки к обороне и надежному сдерживанию. После террористических актов в прошлом году, Франция остается в состоянии чрезвычайного положения. И это - напоминание об угрозе, исходящей с Ближнего Востока, европейским союзникам. Агрессивные действия России продолжались в течение 2015 года, и в настоящее время влияют на безопасность Турции.
Таким образом, возникает вопрос: что практически может быть сделано для удовлетворения потребностей безопасности центральных и восточных стран-членов НАТО. Эти предложения отражают действующие дискуссии в некоторых из стран региона:
Непрерывное присутствие сил союзников по НАТО в каждой из стран, граничащих с Россией, в размере батальона следует планировать на долгосрочную перспективу, вместе с предварительным военным позиционированием расходных материалов, боеприпасов и аппаратного обеспечения. Присутствие НАТО должно быть многонациональным, чтобы отразить основной принцип, что нападение на одного члена Альянса, является нападением на всех союзников.
Силам, патрулирующим воздушное пространство НАТО в странах Балтии, также должна быть предоставлена роль обороны военно-воздушных сил, в случае чрезвычайной ситуации, требующей быстрых действий.
Для действительно эффективных действий VJTF процесс принятия решения относительно развертывания должен быть упрощен. Верховный Главнокомандующий вооруженными силами НАТО должен иметь полномочия активировать VJTF до полного развертывания в районе боевых действий.
Должны быть сделаны крупные инвестиции в инфраструктуру, соответствующая нормативно-правовая база должна быть сформирована. Финансы должны поступать из НАТО, а также от принимающих стран и других стран, предоставляющих войска. Улучшение инфраструктуры, необходимой для использования в военных целях, в том числе аэродромов, портов и объектов железнодорожного транспорта в центральных и восточных европейских государствах-членах также имеет решающее значение для эффективности развертывания сил, которые могут быть развернуты в случае крупных инцидентов. Такая программа будет также значительно улучшать способность НАТО обеспечить своевременную и достаточную поддержку какой-либо из стран-членов, пострадавших от агрессии, и будет решать проблему преграждения доступа/блокирования зоны, в результате чего страна не позволяет противнику добраться до назначенной территории.
НАТО должен коренным образом расширить масштабы своих военных учений в рамках статьи 5 (о взаимной поддержке). Кроме того, крайне важно проводить основные учения, аналогичные REFORGER или упражнениям американо-египетских учений Bright Star, чтобы проверить способность НАТО перемещать войска в случае непредвиденных обстоятельств. Стоит отметить, что Россия постоянно наращивает свои возможности возле границы с Польшей и странами Балтии, проводя учения, которые включают до 150 тысяч военнослужащих.
Планирование НАТО должно решить вопрос новых и непосредственных угроз. К ним относятся терроризм и различные формы гибридной войны, в том числе кибератаки и информационная война.
Приведение Многонационального корпуса Северо-Восток в Щецине, Польша в состояние "высокой готовности", как это было решено в Норфолке, было очень подходящим шагом. Тем не менее, это должно сопровождаться четким указанием о том, какие подразделения будут находиться под командованием корпуса.
Для того чтобы облегчить военные поставки, оборудование и персонал, бюрократическая волокита относительно формальностей прохождения, особенно в чрезвычайной ситуации, должна быть эффективно сокращена. Понятие «военного Шенгена» следует немедленно применить на практике.
Будущее Украины имеет важное значение для обеспечения безопасности стран-членов НАТО Центральной и Восточной Европы. Политика непризнания аннексии Крыма Россией должна быть соблюдена, и Минские соглашения должны быть выполнены в полном объеме всеми сторонами.
Уместно напомнить, что ни в одной из предложенных для НАТО защитных мер не было бы необходимости, если бы не было нарушений Россией послевоенного международного правопорядка и Основополагающего акта Россия-НАТО (о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности – ONLINE.UA).
Призывы к проявлению солидарности с Францией после терактов 13 ноября в Париже членами НАТО из Центральной и Восточной Европы показывают, что страны восточного фланга Альянса принимают свои обязательства, действуя в духе солидарности в отношении угроз, исходящих с юга. Широкая европейская поддержка, помимо вклада США, имеет решающее значение для обороны и безопасности восточного фланга НАТО. Большое количество совместных учений и постоянно действующие ротации в государствах-членах восточного фланга уже дали войскам НАТО значительный опыт в совместных операциях. Теперь настало время строительства на этой солидарности.