После нескольких дней переговоров до хрипа за закрытыми дверями, украинский парламент в четверг назначил Владимира Гройсмана, спикера Верховной Рады и близкого союзника президента Петра Порошенко, новым премьер-министром Украины вместо Арсения Яценюка. Выбор не был неожиданностью - пререкания возникли из-за назначений в правительстве - и не является большим шагом вперед.
Редакция газеты The New York Times (которая ранее несколько раз жестко критиковала украинскую власть, в частности, Петра Порошенко) в статье «Новая глава для Украины», перевод которой сделал ONLINE.UA, подвела итоги украинской премьериады и рассказала о единственном выходе для Порошенко и Гройсмана.
Уход Яценюка, некогда любимца западных союзников Украины, должен положить конец внутренней борьбе в парламенте между сторонниками экс-премьера и Порошенко, которая практически парализовала правительство. Склоки и бездействие отложили получение $1,7 млрд крайне необходимого стране транша кредита Международного валютного фонда - части финансовой помощи в рамках программы размером в $17,5 млрд, которая зависит от прогресса в проведении экономических реформ и борьбе с коррупцией.
Гройсман повторил встревоженные высказывания западных сторонников Украины в четверг, когда назвал "коррупцию, неэффективное управление и популизм" не меньшими угрозами для страны, чем "враг на востоке Украины", подразумевая поддерживаемых Россией сепаратистов, которые сыграли большую роль в дестабилизации экономики и политики Украины.
Можно только надеяться, что Гройсман говорит искренне и при поддержке Порошенко начнет серьезное наступление на уютные связи между правителями и олигархами и культурой коррупции.
Но не стоит надеяться на это слишком сильно. Гройсман - это человек Порошенко, который зависит от парламентской коалиции, созданной силами президента и Яценюка ("Блоком Петра Порошенко" и "Народным фронтом", - ред.), которая была слабо скреплена их желанием избежать национальных выборов (досрочных выборов Рады, - ред.). Порошенко предпочитает управлять через лояльных людей и скрытые сделки; его также запятнало раскрытие так называемых панамских документов, согласно которым он открыл офшорный счет в 2014 году. Многие из министров в новом правительстве - это пережитки прошлого, и Генеральная прокуратура - ключ к любой борьбе с коррупцией - как ожидается, перейдет под управление другого союзника Порошенко.
Это не означает, что нет никакой надежды. Яценюк оставляет после себя некоторые достойные законодательные достижения. И украинцы, как продемонстрировавшие готовность к интеграции с Западной Европой, так и выступающие против коррупции, остаются активной силой через гражданские организации. Один из их лидеров - Михеил Саакашвили, бывший президент Грузии, которого Порошенко привел на пост губернатора Одессы, и который развивается как самостоятельный участник кампании по борьбе с коррупцией.
Так начинается новая глава в мутной постсоветской истории Украины. Гройсман знает, что должно быть сделано, и Порошенко больше не может обвинить соперника в кабинете премьер-министра в провале. Они знают, что западная поддержка и помощь висят на волоске. Самый лучший вариант для них - делать то, что правительство должно было делать с самого начала.