Москва очередной раз встряхнула Сирию, но в этот раз тем, что покинула её. Президент РФ Владимир Путин, похваставшись, что его войска выполнили свою миссию по борьбе с международным терроризмом, приказал министру обороны начать отвод российских наземных войск из истерзанной войной страны, начиная с 15 марта. Но такой неожиданный шаг вызывает большие вопросы о стратегии России.
Частная разведывательная компания Stratfor рассказала о возможных причинах отвода российских войск из Сирии и чего можно ожидать от России в ближайшие месяцы.
Россия вторглась в Сирию по нескольким причинам. Заявленной целью была борьба с Исламским государством и другими группировками, к которым принадлежат многие россияне (и другие граждане бывших советских республик). Несмотря на то, что Россия в итоге сосредоточила основную часть своего внимания на повстанцах, борющихся с сирийским режимом, а не на боевиках ИГИЛ, нет никаких сомнений, что она действительно способствовала нанесению серьезного ущерба исламистским боевикам за последние несколько месяцев.
Преследуемая прошлыми неудачами в подобных вмешательствах, Россия также продемонстрировала миру – и в частности США, - что может успешно утвердить себя в военном и политическом плане и за границами своего государства. Кремль хотел быть услышанным. В первые недели после того, как Россия впервые вторглась в Сирию, президент США Барак Обама преуменьшил действия России, заявив, что Москва поступила необоснованно. В последующие месяцы Россия (совместно с Ираном) стабилизировала и укрепила сирийский режим и лояльные к нему силы. Кроме того, участие в Сирии, пусть оно и было ограничено, дало России возможность показать свою переоборудованную военную силу, демонстрируя ее восстановление после постсоветского распада.
Россия не бросает Сирию окончательно. Хотя Москва и сказала, что ее основная авиационная группировка будет снята, она не предоставила никакого конкретной даты окончания отвода и ясно дала понять, что будет продолжать присутствие на воздушной базе Бассель аль Асад возле Латакии и военно-морской базе в порту Тартус. И на данный момент она может себе это позволить. Россия может и страдает экономически, но стоимость операций в Сирии - несколько миллионов долларов в день из оборонного бюджета в $50 миллиардов - довольно терпимы для одного из крупнейших в мире оборонительных растратчиков (вовлеченность России в конфликт фактически обеспечила оборонной промышленности несколько контрактов с иностранными покупателями, впечатленными новым российским оружием.) Впрочем, стоит отметить, что есть некоторые в России, которые помнят о высокой цене бессрочного обязательства сирийскому режиму; они призывали правительство свернуть операцию. Российский народ с энтузиазмом поддерживает операцию в Сирии, пока в результате конфликта не погибает слишком много россиян. Они не хотят повторения Афганистана.
Путин сделал заявление, чтобы изменить восприятие поведения России в Сирии. Но с какой целью? Пытается ли Москва добиться большей сделки - не только в Сирии, но и с Западом в другом месте?
Учитывая сроки, заявление Путина представляется попыткой сформировать последний раунд мирных переговоров, которые начались 14 марта в Женеве. В последней попытке заключить мирное соглашение делегации сирийского режима и оппозиции встречаются с посланцами ООН на этой неделе. Режим предоставил свое политическое предложение ООН в понедельник, в то время как делегация оппозиции призвала Россию использовать в переговорах свое влияние на сирийские власти. Прекращением наземных операций,Москва либо позиционирует себя в качестве арбитра, либо она уже обеспечила сделку с режимом, которая скоро станет известна. В любом случае, Кремль пытается связать будущее сирийского конфликта со своим заступничеством, чтобы получить рычаги в других вопросах.
Москва также может менять свою роль в конфликте, чтобы поменять восприятие страны за пределами Сирии. Еще одна причина, по которой Россия изначально вмешалась в регион, была в том, чтобы получить преимущество над Западом из-за более срочного в Москве вопроса: Украины и связанных с ней западных санкций. Москва не смогла использовать свое влияние в Сирии, чтобы сдвинуть с места поддержку Киева со стороны Соединенных Штатов, или в вопросе снятия санкций с России. Кроме того, Кремль знает, что обе стороны зашли в тупик в прогрессе, достигнутом на Минских переговорах о боевых действиях в Украине. Тем не менее, кредитное плечо России, по крайней мере, в Европе, выросло в последние месяцы, в то время как сирийские беженцы продолжают стекаться в Европу. Если Россия отменит свою операцию в Сирии, это может замедлить поток мигрантов. Тем не менее, этот вариант осложняется состоянием российско-турецких отношений. Россия могла надеяться на формирование представления не только о ее позитивном вкладе в переговоры по Сирии, но и о помощи с кризисом мигрантов в Евросоюзе.
В ближайшие месяцы Россия могла бы попытаться изменить отрицательную атмосферу вокруг страны в период перед критическим голосованием в июле о продлении санкций. После первой официальной встречи между министрами иностранных дел ЕС по российской политике за более чем год, Италия и Венгрия (обе страны, которые Россия активно лоббирует) заявили 14 марта, что продление санкций в отношении России не является автоматическим. Требуется единогласие, чтобы продлить санкции ЕС, так что Россия просто нуждается в одной стране, которая бы отказалась от санкций – то, что она не в состоянии была обеспечить в прошлом.
Россия дирижирует несколькими стратегиями для нескольких результатов, и ни один результат не гарантирован. Единственной гарантией является то, что Москва продолжит маневрировать в этом постоянно меняющемся регионе мира.