Развитие событий в Украине, России и других странах бывшего СССР во втором квартале 2016 года будет определяться усилиями Москвы "перекроить" ситуацию в Сирии и провести переговоры о снятии санкций ЕС. Об этом говорится в прогнозе американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor. Аналитики организации также говорят, что политическая встряска в украинском правительстве и возможная смена премьера Арсения Яценюка повлияют на выполнение Минских договоренностей, а эффект противостояния между Украиной и Россией будет ощущаться в соседних с ними странах.
Прогноз частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA:
Россия: Привязка Сирии к санкциям
Выводя войска из Сирии и участвуя в женевских мирных переговорах по конфликту, Москва будет пытаться выглядеть больше как партнер в решении конфликта, чем как агрессивный интервент. Россия по-прежнему оказывает значительное влияние на ситуацию в Сирии в политическом и военном секторах, однако, она может и возобновить свои операции, если сочтет это необходимым. Все это будет создавать рамки переговоров России с Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Прежде всего, Россия пытается изменить атмосферу в преддверии двух важных событий в третьем квартале: саммита НАТО в Варшаве, и решения о санкциях ЕС.
Любое решение об отмене или ослаблении санкций ЕС против России до истечения срока их действия в конце июля требует единогласного голосования всех 28 государств-членов союза, как и решение об их продлении. Россия будет использовать следующие несколько месяцев, чтобы влиять на страны, которые наиболее заинтересованы в ослаблении санкций, такие как Италия, Венгрия и Греция, чтобы они проголосовали нужным образом в июле. Москва также приглашает важных лидеров ЕС и представителей европейской бизнес-элиты на Международный экономический форум в Санкт-Петербурге в июне с той же целью.
Германия в этой ситуации остается главным наблюдателем. В пределах этой страны, а также в ЕС и США звучат призывы не снимать Москву с крючка за её действия в Украине. Но Германия также ищет способ замедлить поток беженцев из Сирии, что Россия связывает со своим выводом войск из этой страны и женевскими переговорами.
Вместе с тем, в России бряцание оружием в сторону Запада, вероятно, усилится с приближением саммита НАТО (запланированного на июль 2016 года), несмотря на сокращение численности сил в Сирии. Угрозы России будут мотивировать такие страны, как Польша, Румыния и государства Балтии, которые требуют регулярных вооружённых сил и увеличения присутствия НАТО в своих регионах.
Россия и Япония проведут встречи и саммиты на высшем уровне в этом квартале по темам, которые будут касаться потепления их отношений. Но Россия не сдвинется с места по вопросу о спорных Курильских островах, а Япония, вероятно, не отменит санкции до тех пор, пока этого не сделают другие (например, Европейский Союз). Москва предложит Токио принять участие в некоторых крупных проектах и инвестировать в них, в частности, в области энергетики, а также в Арктике и на Дальнем Востоке. США оказывают давление на Японию, чтобы та не вкладывала деньги и технологии в Россию, но Япония кажется открытой к компромиссу по экономическим вопросам в этом году.
Проблемы внутри России
План Кремля предотвратить экономический кризис должен вступить в силу в течение этого квартала. Он включает в себя увеличение государственных инвестиций в российские регионы, автомобильный сектор и банки. В то же время Кремль, скорее всего, пойдет на сокращение бюджета, а некоторые крупные компании могут продавать активы в стране и за рубежом. Кремль будет продвигать приватизацию некоторых компаний, таких как АО «Вертолеты России» и АЛРОСА (предприятие, занимающееся алмазами, - ред.), он также будет бороться за то, чтобы сделать то же самое с более крупными предприятиями, такими как энергетический гигант Роснефть. Наиболее важная приватизация в этом году касается энергетической компании Башнефть; Лукойл может попытаться бросить вызов Роснефти в вопросе приобретения предприятия, что вызовет стычку между энергетическими гигантами и потребует вмешательства Кремля.
В то же время Кремль будет готовиться к парламентским и региональным выборам, которые будут проведены в третьем квартале. Власть РФ разрабатывает сделки с оппозиционными группами, чтобы попытаться укрепить позиции правящей "Единой России", оказывая давление на губернаторов (возможно, и меняя их) и избежать угрозы протестов. Самой большой загадкой для Кремля в этом квартале будет то, что делать с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, который объявил в первом квартале, что он не будет добиваться переизбрания (но уже был назначен и.о. руководителя республики, - ред.). Нынешняя ситуация выглядит так, как будто заявление Кадырова должно было заставить президента России Владимира Путина дать ему поддержку и мандат на продолжение правления в Чечне.
Нестабильность в Украине
Для Украины в этом квартале вероятна главная политическая встряска (и очень скорая), прежде всего, смена Кабинета министров и переформатирование правящей коалиции, хотя досрочные выборы вряд ли будут проведены. Несмотря на успешно пережитое голосование по выражению недоверия в первом квартале, премьер-министр Арсений Яценюк, скорее всего, уйдет в отставку, его сменит новое правительство во главе с нынешним спикером парламента Владимиром Гройсманом. Необходимая Украине финансовая помощь со стороны Международного валютного фонда, скорее всего, возобновится в этом квартале, и Украина должна остаться на плаву в плане экономики.
Учитывая политическую нестабильность в Украине, Киев вряд ли будет следовать ключевым политическим аспектам Минских соглашений, таких как предоставление автономии сепаратистским регионам (оккупированной части Донбасса, - ред.), и проведение выборов на Донбассе. Конфликт на востоке Украины не заканчивается, хотя крупные наступательные операции со стороны сепаратистов вряд ли будут. Киев будет продолжать противостоять пророссийским сепаратистам, с одной стороны, и крайне правым ультранационалистическим группировкам с другой стороны, но украинская власть не падет.
Другие страны бывшего Советского Союза
Последствия противостояния между Россией и Западом в Украине будет продолжать проявляться и на периферии бывшего Советского Союза. В Беларуси власть будет углублять экономические связи с Западом, чтобы компенсировать сохраняющиеся финансовые проблемы, но будет также поддерживать стратегические военно-политические связи с Россией. Молдова, в которой происходило политическое противостояние между пророссийскими оппозиционными партиями и проевропейским правительством, несколько стабилизируется. Частота антиправительственных протестов снизится, но внешняя политика страны все также будет в тупике. Страны Балтии будут продолжать фокусироваться на альтернативных источниках энергии ради большей независимости от России, стремясь получить более сильную поддержку НАТО, но постоянное присутствие блока в этом квартале в данном регионе установлено не будет.
На Кавказе Грузия будет строить экономические связи с Россией и, одновременно, искать большей поддержки со стороны НАТО в преддверии Варшавского саммита; членства в НАТО, однако, Грузия не получит ни в этом квартале, ни позже. Азербайджан будет нагнетать нагорно-карабахский конфликт с Арменией, пытаясь отвлечь внимание от внутренних экономических проблем. Тем не менее, серьезные военные действия вряд ли вспыхнут. Россия и Турция будут пытаться повлиять на переговоры между двумя странами через своих союзников.
В Центральной Азии экономические проблемы, вытекающие из сложностей с денежными переводами и ростом безработицы, вызовут протесты и политическую нестабильность в регионе. Казахстан и Узбекистан планируют облегчить давление путем приватизации предприятий, у них будут проблемы с поиском международных покупателей. Угроза воинствующего перетекания террористических группировок вдоль границы Афганистана и стран Центральной Азии будет проблемой, так что Россия и Соединенные Штаты будут продолжать бороться за партнерство в области безопасности в этом регионе. Таджикистан увеличит сотрудничество в области безопасности по вопросу борьбы с терроризмом с другими странами, особенно с Китаем, но будет оставаться стратегическим союзником России.