На момент написания этой статьи «прекращение боевых действий» в Сирии потерпело почти полную неудачу, и россияне помогают кампании президента страны Башара Асада по возвращению Алеппо. В то же время соглашение "Минск-2" между Россией и Украиной все еще больше нарушается, чем соблюдается.
В своем блоге для Атлантического совета (Atlantic Council), перевод которого сделал ONLINE.UA, старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике Стивен Бланк говорит об ультиматуме, который Путин выдвинул НАТО, и том, почему не стоит верить обещаниям России.
В обоих случаях (в Сирии и Украине) очевидно, что Москва никогда не собиралась выполнять положения, под которыми она подписались. Прекращение боевых действий в Сирии никогда не было таковым в реальности, война против оппонентов Асада продолжалась, и стало известно, что президент России Владимир Путин заверил сирийского лидера: «Мы не позволим вам проиграть».
В то же время все больше представителей европейской элиты говорят, что Запад должен ослабить санкции в отношении России, потому что, в конце концов, Путин сотрудничает с Западом в борьбе с терроризмом в Сирии. Но тем, кто желает ослабить или снять санкции на основании этого предполагаемого "сотрудничества", будет сложно привести примеры того, в чем оно заключается, и почему нужно начать диалог с РФ. Путин ясно дал понять, что Россия, под его управлением, не может и не дает заслуживающих доверия обещаний.
На заседании Совета Россия-НАТО посол РФ Александр Грушко поставил ультиматум, заявив, что любой шаг Альянса по усилению самообороны будет рассматриваться Россией как исключающая переговоры угроза и побудит Москву к привычным «соответствующим ответным мерам». Грушко, таким образом, продемонстрировал, что Москва рассматривает НАТО как угрозу, и что она настаивает, чтобы НАТО себя не защищало, поскольку такие действия будут рассматриваться как безоговорочно провокационные.
У себя дома администрация Обамы опять пришла в уже кажущееся "врожденным" состояние замешательства в отношении целей Путина. Посол США в НАТО Дуглас Лут сказал, что дальнейшего расширения НАТО не будет, потому что это спровоцирует Россию, и это то, чего Соединенные Штаты не хотят.
Кроме демагогии, нет никакого реального ответа на все возрастающее провокационное поведение и угрозы России в адрес НАТО. Путин, похоже, может спровоцировать Альянс сколько ему вздумается; и единственным эффективным ответом останутся отказы НАТО от каких-то выгод и капитуляция перед планами Путина. Давление со стороны Франции, Германии и Италии насчет того, чтобы прекратить или ослабить санкции, нарастает. Европейцы давят на Россию значительно меньше в вопросе выполнения соглашений о прекращении огня, нежели на Украину. Минские соглашения не принуждают Россию ни к чему, даже не заставляют признать, что она находится в состоянии войны с Украиной с 2014 года. Это делает украинское правительство и "сепаратистов" (которые, на самом деле, являются российскими нерегулярными войсками или регулярными войсками, переодетыми, чтобы выглядеть как нерегулярные) равными и вынуждает Украину дать самопровозглашенным «государствам» на Донбассе суверенитет. Другими словами, перефразировав пророка Исайю, он мог бы пророчествовать, что «людям, которые ходят в темноте, еще предстоит увидеть яркий свет».
Несмотря на консенсус в вопросе размещения на территориях восточноевропейских стран-членов НАТО постоянных ротационных сил, Вашингтон и Берлин, опасаясь спровоцировать Путина, по-видимому, наложили вето на развертывание постоянных войск, за которые выступали Польша и страны Балтии. И действительно, до сих пор нет хотя бы одной постоянно развернутой бронетанковой бригады в Европе, что является минимальным требованием генерала Кертиса Скапаротти, вступившего в должность главнокомандующего силами НАТО в Европе. Перед вторжением в Украину Россия владела явным военным превосходством в Балтийском море, и она постоянно поддерживает свое преимущество там за счет создания новых подразделений и усиления темпа учений и ядерных развертываний.
Даже одна танковая бригада будет бесполезной, если произойдет изменение военной обстановки – и это не говоря о превосходстве России в артиллерии, системах радиоэлектронного подавления, а также огромных возможностях ракет ПВО для поражения надводных кораблей в Балтийском и Черном морях. Министр обороны Польши Антоний Мацеревич утверждает, что польская армия систематически получала недостаточное финансирование, а ситуация в других странах Европы еще хуже. Немецкие сухопутные войска недавно остановили учения, потому что правила не позволяют им работать сверхурочно. 2% ВВП, которые Великобритания вложила в НАТО, были достигнуты только путем «творческого учета». И это якобы провоцирует Россию?
Дело в том, что все, что делает НАТО, даже просто его существование, представляется России провокацией, потому что РФ, как сказано в её официальных документах, заранее предполагает конфликт со всеми своими соседями, независимо от их реальной политики. Более того, она беспечно продолжает выдвигать НАТО эти ультиматумы, открыто нарушая собственные обязательства.
Показательно, что российская интерпретация Совета Россия-НАТО - в том, что он показал, что НАТО признает, что не может обойтись без российского сотрудничества. Но для Путина, диалог является лишь прелюдией к оказанию давления для безоговорочного восстановления диалога с ЕС и ликвидации санкций, с сохранением российских завоеваний в Украине и свободы действий в Сирии.
Многие неспециалисты без проблем сейчас могут расшифровать цели Путина в Сирии и Украине. Но, видимо, наши правительства, поглощенные привычной путаницей и умышленной слепотой, по-прежнему ходят в темноте и весьма маловероятно, что на них снизойдет ослепляющее откровение до летнего саммита НАТО в Варшаве.