Недавно выпущенная "Концепция внешней политики Российской Федерации", утвержденная Владимиром Путиным в начале декабря, содержит некоторые интересные изменения и обновления. Учитывая, что этот документ отражает стратегическое мышление Кремля и его взгляд на международные отношения, очень важно воспринимать данный текст серьезно.
О предупреждении, которое сделал Путин в новом документе, обозначающем внешнюю политику его страны, и о росте угрозы ядерной войны рассказал специалист в области международных отношений Николас Гвоздев в своей статье для The National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA.
Тот факт, что стратегия готовилась параллельно с президентскими выборами в США, возможно, не случаен, учитывая две его наиболее примечательные особенности.
Первая – это небольшой, но существенный сдвиг в оценке возможности применения ядерного оружия с формулировки "немыслимая" на "маловероятная". Хотя концепция не предполагает высокую вероятность обмена ядерными ударами, она предупреждает, что риск возникновения кризиса между ядерными государствами увеличивается.
Читайте также: Путин опозорился с авианосцем "Адмирал Кузнецов" по одной причине - Bloomberg
Вторая – это очень громко и ясно переформулированные классические "вестфальские принципы" (Вестфальский мир в 17 веке завершил сразу несколько войн и положил начало новому порядку в Европе, - ред.) о том, как должны взаимодействовать друг с другом государства на международной арене: на основе абсолютного "невмешательства во внутренние дела друг друга". Если страна не желает работать по этому принципу в отношениях с Россией, Москва оставляет за собой право использовать жесткие ответные меры на любые предполагаемые недружественные действия.
Возможно, МИД России ожидал, что в борьбе за Белый дом победит Хиллари Клинтон. Эти два элемента, в частности, казалось, предназначены для того, чтобы дать четкое предупреждение Вашингтону, что Москва не потерпит никакого вмешательства в свои внутренние дела на основе каких-либо вынесенных США решений о неудачах в демократической практике или наблюдениях за соблюдением прав человека.
Россия вынесла урок из своего неожиданного промаха в 2011 году, когда из-за обращений к гуманитарному принципу "обязанности предоставить защиту" она воздержалась от голосования за резолюцию Совета Безопасности ООН, которая разрешала создание безопасных районов и бесполетных зон в Ливии (в итоге был свергнут режим Муаммара Каддафи, - ред.). Москва обеспокоена тем, чтобы это не повторилось в будущем, особенно если такая власть будет использоваться не для направления войск на патрулирование лагерей беженцев, а на участие в активных военных действиях против причиняющего неприятности правительства той или иной страны.
Такие действия также отражают растущее нежелание РФ принять заявления Запада о том, что внутренние репрессии со стороны властей автоматически представляет угрозу для регионального мира и стабильности. Россия, таким образом, сигнализирует себе и другим режимам, что она придерживается принципа, что власть имеет право принимать меры, чтобы защитить себя от угроз – как внутренних, так и внешних – и что она хочет, по мере возможностей, увеличивать издержки поддерживаемых Западом изменений режима.
Изменение в оценке перспективы ядерной войны отражает растущий консенсус среди экспертов, что риск, на самом деле, увеличивается. Оно также согласуется с рисуемым президентом России Владимиром Путиным предупреждением о том, что Соединенным Штатам необходимо отступить. После аннексии Крыма в 2014 году Путин использовал пружину в качестве метафоры, предполагая, что продолжающееся давление Запада на границах России, наконец, вызвало реакцию. Даже если обмен ядерными ударами "маловероятен", россияне отмечают, что если отношения между Россией и Западом продолжат ухудшаться, это уже не будет ситуацией за гранью возможного.
Но этот документ выпущен сейчас, в контексте прихода Дональда Трампа в Белый дом. Во время избирательной кампании этот кандидат и многие из его доверенных лиц высказывали предположения, что Хиллари Клинтон, в конечном итоге, спровоцирует Третью мировую войну с Россией, переоценив Кремль и перегнув палку – возможно, пытаясь создать бесполетные зоны над Сирией, которые приведут к уничтожению российских самолетов, или же развязав конфликт из-за стран Балтии.
Читайте также: На Донбассе уже говорят: сколько Путин будет пить нашу кровь? - капеллан из АТО
Кроме того, Трамп порой, предполагал, что внешняя политика США должна двигаться назад, в направлении меньшего интервенционизма и вовлеченности в дела других государств. Гуманитарное вмешательство, кажется, не стоит высоко в списке приоритетов внешней политики новой администрации, в то время, как поиск путей снижения напряженности в отношениях с другими крупными державами, или, по крайней мере, с Россией, был предложен.
Поэтому будет интересно посмотреть, учтет ли новая администрация США эти сигналы в рамках своего собственного пересмотра отношений между странами. Компромиссы или уступки в ряде принятых ранее подходов – в частности, дальнейшее расширение НАТО с целью снижения давления на "пружину" – может войти в резонанс с новым главой США.
Фокусировка отношений на "жестких" вопросах безопасности (начиная с предотвращения ядерного конфликта), а не на прогрессе России в демократизации, вернет политику США обратно к состоянию, которое было до 1991 года, и отступит от требования, направлявшего ее с того времени – то, как Россия регулирует внутренние дела страны, имеет жизненно важное значение для национальной безопасности Соединенных Штатов.