Государства Европы находятся в постоянном движении. От берегов Балтийского и Черного морей до пиков Карпат и гор Кавказа каждая страна между Западной Европой и Россией пересматривает свои позиции во внешней политике в ответ на крупные геополитические изменения. Украина оказалась в сложной ситуации с точки зрения вопроса западной поддержки, в условиях вероятной активизации РФ Владимира Путина Киеву, вероятно, нужно будет укреплять связи с новыми союзниками.
Об этом пишет американская разведывательно-аналитическая организация Stratfor в своем новом отчете, полный текст которого есть в распоряжении ONLINE.UA.
На западе страны Евросоюза взволнованы раздорами, вызванными голосованием за Brexit и усилением националистических настроений на фоне приближения решающих выборов во Франции, Германии и, возможно, в Италии.
Россия пользуется благосклонностью новой администрации США, которая стремится улучшить отношения с Москвой, чтобы больше сосредоточиться на своих внутренних проблемах. Хотя в большое примирение верится с натяжкой, но даже возможность достижения понимания или перезагрузки отношений с американцами позволила России стать более активной вблизи своих границ.
Все это может спровоцировать крупные геополитические сдвиги на "пограничной" территории. Из-за отсутствия естественных географических барьеров, которые отделяли бы их от Западной Европы и России, эти страны всегда были зависимы от конкуренции между Москвой и Западом. От распада Российской и Австро-Венгерской империй до распада Советского Союза и волны "цветных" революций в постсоветскую эпоху – этим странам не привыкать к крупным геополитическим изменениям и потрясениям.
Читайте также: Есть четыре серьезных угрозы: Forbes дал России зловещий прогноз
И вот снова вокруг пограничных стран усиливаются геополитические ветры. Однако, эти ветры дуют в разных направлениях и каждая из стран, включая Польшу, страны Балтии, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Украину, Молдову, Беларусь и государства Кавказа, реагируют на новые обстоятельства по-разному. Некоторые из них предпочитают налаживать более тесные связи с Россией, другие ставят на интеграцию с Западом, а третьи пытаются балансировать.
Центральная Европа
Страны Балтии и Польша непосредственно открыты к воздействию России. Эстония и Латвия граничат с материковой частью РФ, в то время как Литва и Польша граничат с Калининградом, милитаризованным российским анклавом прямо в сердце "пограничной" зоны.
Эти страны весьма уязвимы к российской военной мощи, о чем свидетельствует их история с 18 по 20-й века, когда они находились под оккупацией России. Совсем недавно гонка вооружений и частые военные учения армии РФ возле их границ вновь показали их уязвимость. Однако Польша и страны Балтии, как члены Евросоюза и НАТО, имеют защиту от России, которой нет у таких стран, как Украина. НАТО недавно усилило эту защиту развертыванием войск альянса в каждой стране на ротационной основе.
Тем не менее, эти страны находятся в сложном положении и не могут рассчитывать на бесконечную поддержку НАТО, в частности, после того, как президент США Дональд Трамп назвал альянс "устаревшим" во время избирательной кампании. Это побудило Польшу и страны Балтии налаживать региональное сотрудничество в вопросах безопасности помимо НАТО, путем расширения военных связей со странами Северной Европы, такими как Швеция и Финляндия, а также с Украиной. Эти усилия в ближайшие месяцы и годы будут увеличиваться, поскольку страны стремятся застраховать себя в случае снижения поддержки других членов НАТО (особенно США).
В то время, как Польша и страны Балтии являются очень уязвимыми для России государствами ЕС и НАТО, такие страны, как Венгрия, Чехия и Словакия имеют менее враждебные отношения с Москвой. Кроме отсутствия общих границ с Россией, эти страны также несколько защищены Карпатскими горами вдоль их северных и восточных границ. В отличие от Польши и стран Балтии, эти страны были под российским влиянием лишь в период со Второй мировой войны и до конца холодной войны.
Венгрия, в частности, призывает к пересмотру связей ЕС с Россией и даже выступает за отмену антироссийских санкций. До сих пор Европейский Союз сохранял единство во время голосования по санкциям, но в этом году готовится самый серьезный тест на сплоченность ЕС по данному вопросу, особенно если США снимут или ослабят свои собственные санкции против России.
Пресс-конференция Владимира Путина с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном 2 февраля 2017 года (Фото пресс-службы Кремля)
Самые южные страны Центральной Европы – Румыния и Болгария – географически меньше всего защищены от России, учитывая их положение на Черном море, где РФ наращивает свои силы. Исторически сложилось, что Румыния имела разногласия с Россией из-за влияния на Молдову. У Болгарии пока не было таких территориальных споров с РФ, и поэтому у нее более прагматичные отношения с Москвой.
Румыния рада планам НАТО активизировать свою деятельность и присутствие в Черном море, к чему Болгария отнеслась с меньшим энтузиазмом. Таким образом, можно ожидать, что Румыния расширит свое взаимодействие с НАТО в области безопасности, а также с региональными партнерами, такими как Польша, в то время как Болгария будет добиваться более тесного сотрудничества с Россией.
Читайте также: Действия Путина грозят ему сепаратизмом и развалом РФ — российский политолог
Восточная Европа
Дальше на восток картина становится более сложной. Не имея практически никаких барьеров, отделяющих их от России, Украина, Молдова и Беларусь еще более подвержены опасности, чем страны Центральной Европы. Эти страны исторически намного более интегрированы с их большим восточным соседом и не входят в ЕС или НАТО. Это означает, что их затронули геополитические изменения, которые сейчас происходят на Западе.
Страна, которой больше всех есть из-за чего волноваться, – это Украина, которая имеет протяженную границу с Россией и является самой стратегически ценной страной для Москвы и Запада на постсоветском пространстве.
После Евромайдана в 2014 году, который привел к смене пророссийского президента на прозападную власть, Украина полагается на поддержку Европы и США в противостоянии с Россией. В результате Москва аннексировала украинский полуостров Крым и поддерживает пророссийских боевиков на востоке Украины. Киев сейчас рискует потерять поддержку Запада, учитывая намерение Трампа более тесно сотрудничать с Россией в Сирии и заявление о возможности снятия с РФ санкций в обмен на сотрудничество в вопросе сокращения ядерных вооружений. Независимо от того, случится ли это, даже разговоры подобного рода крайне тревожны для Украины.
На этом фоне эскалация боевых действий в восточной части Украины вскоре после инаугурации Трампа не стала неожиданностью. Стимул для привлечения внимания новой администрации США к конфликту есть как у Киева, так и у Москвы. Это было сделано путем создания нестабильности в регионе. В настоящее время Россия имеет преимущество, поскольку использует участие в войне в Сирии, чтобы вести переговоры с США по вопросам, представляющим для Москвы большее стратегическое значение, как, например, Украина.
В то же время лидер ЕС – Германия – продолжает оказывать давление на Россию, чтобы та со своей стороны делала больше для имплементации Минских соглашений.
Но санкции Евросоюза становятся источником раздоров внутри ЕС, которые могут углубиться в зависимости от результатов предстоящих выборов в странах Европы. Из-за этого Украина находится в сложном положении в вопросе западной поддержки. Дальнейшие проблемы с поддержкой Запада могут возникнуть ближе к концу года, из-за чего Киеву придется заключать дополнительные альянсы с соседними странами, такими как Польша и страны Балтии.
В Молдове - небольшой, но стратегически важной стране - сейчас происходит значительная переориентация внешнего курса. Как и Украина, Молдова в последние годы проводит прозападную политику, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году. Но растущее общественное разочарование прозападным правительством страны привело на пост президента пророссийского лидера социалистов Игоря Додона, который выступает за отмену соглашения с ЕС и установление более тесных экономических и политических связей с Россией. Хотя таким действиям Додона противостоит проевропейская коалиция в парламенте, Молдова движется в сторону сближения с Россией и дальше от Запада, и эта тенденция может укрепиться окончательно, во время парламентских выборов в следующем году.
Хотя позиции России по сравнению с позициями Запада в последнее время улучшились, было также и множество проблем. Из-за цен на природный газ выросла напряженность с Беларусью – ближайшим союзником Москвы.
Заявление Беларуси о либерализации краткосрочной визовой политики для более чем 80 стран (в том числе, стран ЕС и США) привело к ужесточению пограничного российско-белорусского контроля со стороны РФ. Но, несмотря на жесткую риторику, руководители обеих стран заявили, что их стратегическому альянсу ничего не грозит, и двустороннее военное сотрудничество усилилось за последние месяцы.
Тем не менее, шаги Минска в сторону Запада служат напоминанием Москве о том, что ее положение в регионе может быть поставлено под сомнение даже среди самых верных союзников.
Читайте также: Американские разведчики рассказали, пойдет ли Россия в наступление на Донбассе
Кавказ
Владычество Москвы на Кавказе закончился с распадом Советского союза, независимость стран не сделала их неуязвимыми по отношению к российскому влиянию.
Особенно это видно на примере Грузии, которая за последнее десятилетие была сильно ориентирована на Запад и проводит более тесную интеграцию с ЕС и НАТО. Это обусловило конфликт с Россией. Между странами была короткая война в августе 2008 года, когда Россия использовала Рокский тоннель советской эпохи – один из немногих маршрутов, пересекающих хребет Северного Кавказа – для вторжения на территорию южного соседа. Грузия, тем не менее, в последующие годы осталась привержена интеграции с Западом, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году и открыв учебный центр НАТО на своей территории летом 2015 года.
Геополитические изменения в последние месяцы, однако, привели к тому, что грузинское правительство проводит более прагматичную политику в отношениях с Россией. Тбилиси и Москва развили более сильные экономические и энергетические связи, в то время как Грузия рассматривает смягчение изоляции Абхазии и Южной Осетии. В то время как Грузия вряд ли откажется от своих интеграционных усилий с Западом, она кажется все более готовой сотрудничать с Россией, если у нее будут вопросы по поводу приверженности Запада обязательствам в сфере безопасности.
С другой стороны, в последние месяцы испытаниям подверглись отношения Армении с Россией. Несмотря на членство страны в Организации Договора о коллективной безопасности – военном союзе под руководством Москвы – и присутствие российских войск на ее территории, Москва неубедительно поддерживала Ереван в продолжающемся конфликте между Арменией и Азербайджаном.
Владимир Путин с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым в августе 2016 года (Фото пресс-службы Кремля)
Ключевой вопрос раздора двух соседей – это Нагорный Карабах, стратегическая территория, которая была частью Азербайджана в советские времена, но с преимущественно армянским населением; она откололась в войне 1994 года.
Россия заняла нейтральную позицию после эскалации боевых действий в апреле прошлого года, оставив Армению разочарованной из-за отсутствия гарантий безопасности и политической поддержки со стороны Москвы в конфликте. Тем не менее, отсутствие у Армении альтернативных партнеров не оставило Еревану никакого выбора, кроме как сохранить свое стратегическое партнерство с Россией, и это несмотря на то, что в последние месяцы сотрудничество в области безопасности между Москвой и Баку выросло.
Россия фактически укрепила свои позиции в качестве главного арбитра в конфликте между Арменией и Азербайджаном, и Москва, таким образом, в состоянии использовать Нагорно-Карабахский конфликт для достижения своих стратегических интересов в обеих странах.
Азербайджан заинтересован в изменении статус-кво по вопросу Нагорного Карабаха и готов тесно сотрудничать с Россией. Армения пока что не может позволить себе действовать самостоятельно, тем более, что Россия управляет большинством ее систем стратегических вооружений. Пока сохраняется противостояние, ни одна из сторон может сделать большой шаг в конфликте, не достигнув, в первую очередь, взаимопонимания с Россией.
Совокупность всех изменений означает, что как России, так и Западу предстоит значительная эволюция геополитических позиций, каждая из которых приводит к волнениям в пограничных странах Европы. По мере изменения траектории отношений США с Россией и изменений политической ситуации в Европе, снова начинаются тектонические сдвиги, каждая из стран пересматривает свои позиции во внешней политике таким образом, который будет соответствовать их геополитическим императивам и национальной стратегии. Проблема для этих стран заключается в том, что так же, как это было на протяжении тысячелетий, их судьбы не подлежат их непосредственному контролю, а формируются под влиянием внешних сил, которые больше их самих.
Читайте также: Путин - человек из подворотни, США взялись за него основательно - Олег Панфилов