Предварительные итоги референдума в Нидерландах стали неприятным сюрпризом для Украины. Более 61% принявших участие (явка составила 32%) проголосовали против Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, 38% поддержали документ. Голландский премьер-министр Марк Рютте уже пообещал начать процедуру пересмотра Соглашения, и поступить иначе в свете приближающих парламентских выборов он никак не мог.
Поражение симпатиков Украины обусловили несколько факторов. Сомневаюсь, что среди них решающую роль сыграл «офшорный скандал», были и более весомые факты. Во-первых, наша страна остается во всех смыслах далекой для Западной Европы: чем дальше на запад континента, тем менее весомыми и интересными кажутся тамошним жителям украинские проблемы. Ситуацию не изменила даже гибель более чем двух сотен голландцев на борту «Боинга-777» в небе над Донбассом в 2014 году – власти Нидерландов не стали спешить с обнародованием криминальной части расследования этого преступления.
У результатов референдума есть и еще одна причина: Нидерланды были одним из ведущих торговых партнеров России и серьезно страдают от европейских санкций против РФ. Полагаю, что Кремль нашел возможности помочь своим сторонникам в деле покушения на Соглашение об ассоциации с помощью многочисленных агентов влияния.
Эксперты многократно подчеркивали, что голландцы 6 апреля голосовали не столько против Украины, сколько против европейской и местной элиты. У каждой нации свое понимание свободолюбия, не так ли? Явка в 32% не должна вводить в заблуждение: в Западной Европе уровень электоральной активности населения куда ниже восточноевропейского. Если у голландских противников Соглашения об ассоциации были развязаны руки, то его сторонники пытались не навредить, что, к сожалению, получилось не слишком удачно.
Будет не лишним напомнить, что в экономическом плане Соглашение об ассоциации действует уже сегодня. Вряд ли ЕС будет отменять его, демонстративно дистанцируясь от Украины. Для Европейского Союза результаты референдума в Нидерландах наряду с возможным Brexit-ом (выходом Великобритании) представляют собой серьезную проблему, решить которую на раз-два не удастся. Ситуация усугубляется проблемой беженцев с Ближнего Востока, расшатывающих хрупкое европейское единство. Заодно отмечу, что для России разрушение ЕС куда важнее оказания давления на Украину – это качественно иной масштаб геополитической игры.
Что делать Украине после 6 апреля? Желательно удержаться от охоты на ведьм и обвинений в провале тех или иных персонажей отечественной политики. Осознать, что европейская интеграция – длительный и непростой процесс, в котором нельзя обходиться полумерами. Формировать для себя новую парадигму отношений с ЕС на основании украинских национальных интересов.
Евгений Магда, политический эксперт специально для ONLINE.UA