Школьные будни во время войны: психолог Светлана Ройз дала советы родителям и педагогам
Категория
Культура
Дата публикации

Школьные будни во время войны: психолог Светлана Ройз дала советы родителям и педагогам

Школьные будни во время войны: психолог Светлана Ройз дала советы родителям и педагогам
Источник:  online.ua

Известный украинский детский и семейный психолог с 18-летним стажем Светлана Ройз продолжает делиться с родителями и педагогами полезными и интересными советами по воспитанию детей. На этот раз эксперт рассказала, как помочь школьникам продолжить обучение во время войны.

Источник: Фейсбук-страница  Светланы Ройз

По словам Светланы Ройз, прежде всего важно объяснить детям, что они супергерои, ведь продолжат обучение и занимаются собственным саморазвитием в такое трудное для страны время.

Кроме того, следует донести школьникам, что возможные изменения в учебных навыках во время войны являются абсолютной нормой.

Какие могут быть изменения в учебных навыках учащихся на фоне войны

1. Летний откат в знаниях.  В этом году трудно спрогнозировать, сколько времени уйдет на повторение материала. К привычному «летнему откату» присоединился стресс, который влияет на работу долгосрочной памяти. Детям важно это объяснить, чтобы снять их тревогу.
2. Многие дети отвыкли писать ручкой на бумаге. У многих точно поменяется почерк, мы можем наблюдать некоторый регресс в письменных навыках. Все со временем вернется. Важно почаще и взрослым, и малышам давать упражнения на расслабление мышц, помнить, что сейчас темп обучения и темп письма будет замедляться.
3. Дети (и взрослые), пережившие опыт травматизации часто на время, пока не стабилизируются, «забывают» правила орфографии.  По мнению психологи, игры со словами, кроссворды, карточки могут помочь.
4. Возможны сложности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией(это одновременно и геометрия, тригонометрия и то, что связано с предлогами – над – за – под – через…). В этом случае нужны любые активности, где ребенок мог бы создавать 3-д модели – лего, пластилин, оригами, лепка, спорт, игра на музыкальных инструментах.
5. Травматический опыт усложняет восприятие абстрактных понятий, именно поэтому требуется наглядность, прикладные, практические, конкретные, понятные знания и действия
6. Навыки чтения. Навыки чтения у детей могут ухудшиться – важно помнить, что это временно. Все восстановится позже.
 7. Долгосрочная память – процессы запоминания информации могут быть усложнены. Когда мы переживаем стресс работа гиппокампа угнетается. Начинаем с небольших объемов информации, закрепляем все в действиях. На переменах двигаться обязательно!
8. Дети во время учебы могут крутить что-нибудь в руках, качаться на стуле. Как объясняет Ройз,  это не отвлечение от учебы – многие дети таким образом пытаются сконцентрироваться. Можно даже включить такие движения в учебный процесс
9. Многие дети за это время привыкли держать телефон в руках. По словам психолога, он для них стал символ управляемости, контролируемости. Надо подумать, что с этим делать. Возможно, необходимо включать приложения в телефонах в процесс обучения.
 10. Детей может раздражать то, что не для них не является практичным. Важно готовиться к вопросам школьников, а также давать больше проектной работы.

Что нужно помнить об эмоциях

Мы не знаем, что может стать триггером для эмоциональных реакций, поэтому во время подготовки уроков мы должны быть очень аккуратны с подбором видео, фото и музыки. Желательно знать, через какой опыт прошли семьи учеников, чтобы оказать поддержку, если она необходима. Пожалуйста, избегайте неожиданных звуков, – советует Светлана Ройз.

Она также обращает внимание на то, что любой процесс обучения начинается с ощущения безопасности, ведь безопасность – это наша предсказуемость, знание правил, знание территории, неприкосновенность телесная, уважение к границам, понятные правила, «безопасное пространство», когда ребенок даже на своем месте может «уединиться».

Можно начинать урок с того, что все стучат ладонями по столам, рисуют круг – свое защищенное пространство.

Очень важны также близость и единство. Было бы здорово начинать урок с песни, петь вместе, создать свой девиз, ритуалы приветствия-прощания, делать общие проекты, вместе помогать ВСУ, высаживать растения.

О чем должны знать родители и педагоги во время войны

1. Сейчас легализована ненормативная лексика, именно поэтому нужно сразу вводить правила и договариваться, что в вашем сообществе приемлемо.
2. Когда мы проживаем стресс или травматический опыт - мы перестаем ощущать свои потребности. Напоминайте детям, что нужно пить, есть, ходить в туалет, двигаться.
3. Лимбическая система не может выдержать напряжение. Красные рамочки в презентациях, острые углы в рамках накладываемые на слайды, эмоциональные картинки, много информации в слайдах могут вызвать перегрузки неожиданные и неосознанные.
4. Стресс и травматизация изменяет и фрагментирует наше восприятие времени и реальности. Нам обязательно нужно напоминать текущую дату.
5. Чем больше тревоги, тем больше информации – объяснений, структуры. Следует рассказывать, что за чем будет идти по действиям. Правила, рутина, обязанности – это сейчас терапия для детей.
6. Повторять свое имя, поскольку дети часто забывают о новых и даже старых именах.
7. Во время стресса мы более "правополушарные". Дети более внимательны к сигналам сенсорным, невербальным, чем к нашим словам. Могут переутомляться от нагрузки контактами, потому что за время онлайн от них отвыкли. Нужно делать паузы, пить воду, когда ощущаем напряжение.
8. Опыт ребенка, подвергшегося травматизации, – фрагментирован. Она может не помнить того, что мы точно уверены, что помнить должен. Нам нужна связь: прошлое – настоящее – будущее. Если ребенок вернулся в свою школу, к месту, где был – нужно вместе ходить по школе, вспоминать, касаться оставшихся вещей.
9. Когда мы проживаем сложный опыт, стресс, травматизацию – меняется самооценка. Сейчас часто дети живут в режиме ожидания неудачи. Им нужен опыт и поддержка. Маленькие знакомые задачи, задачи, в которых был бы быстрый результат. Празднование побед дня.
10. Нельзя давать практик с закрытыми глазами. Сейчас дети и взрослые не закрывают глаз, потому что так они теряют контроль. И если закрыть глаза, и вдруг прозвучит тревога – это может стать ретравматизация.
11. Нельзя просить дышать глубоко, ведь глубокое дыхание может провоцировать более сильные эмоциональные проявления – дышим так, как дышится. Пытаемся акцент делать на выдохе.
12. Обязательно оговорить все, что связано с сиренами и укрытиями.

Важное правило – мы сочувствуем, но не жалеем. Дети переживают сложный опыт, но точно справятся, – заключает Светлана Ройз.

Читайте также:

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?