Когда Сирия начала разваливаться в 2011 году, те, кто был заинтересован в этой стране (как внутри, так и за ее пределами), увидели шанс изменить давний статус-кво. От повстанческих группировок в Дамаске до внешних доброжелателей, таких как Иран, все заинтересованные стороны пытались прогнуть ситуацию для своей собственной выгоды. Таким образом, даже когда раздробленные и несогласованные группы разрывали территориальную целостность государства, внешние силы не могли не пойти на поводу у своих желаний.
Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor рассказала о разных целях заинтересованных сторон в Сирии и о том, какие договоренности могут стоять за неожиданными действиями России. Полный отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA
По разным причинам, но у разных стран, включая Иран, Соединенные Штаты, Турцию, Россию и практически всю Европу, есть постоянно растущий интерес к оказанию влияния, или обеспечению стабильности в Сирии. Члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (ССАГПЗ) также заинтересованы в поддержании стабильности в регионе, не говоря уже о таких группировках, как Хезболла и надвигающейся силе Исламского государства. И то, что эти различные участники вдруг понимают, это то, что иметь свои интересы в Сирии легко, но обеспечить благоприятный исход - очень сложно.
Россия ввязалась в сирийский конфликт по целому ряду причин. Можно утверждать, что основной задачей было получить место за столом, где она может вести переговоры по серьезным вопросам с другими заинтересованными сторонами, такими, как Соединенные Штаты и Европейский союз. Главной задачей Вашингтона в этом вопросе, с другой стороны, является сдерживание и уничтожение Исламского государства, в то время как Хезболла хочет защитить свои фланговые позиции и линии обеспечения, в дополнение к одному из своих самых крупных покровителей. Израиль хочет предотвратить рост военных возможностей Хезболлы, в частности за счет приобретения опасной техники. Турция же должна каким-то образом управлять хаосом, созданным в результате гражданской войны, одновременно сдерживая амбиции курдов, как в Сирии, так и у себя в стране. Иран хочет сохранить свое влияние среди союзников и боевых группировок. ССАГПЗ, особенно Саудовская Аравия, хочет сокращения территории охвата конфликта. И, наконец, Европе нужно прекращение массового притока мигрантов, который только усугубляет её внутренние проблемы.
Хотя все эти заинтересованные стороны и продвинулись в какой-то мере с помощью подконтрольных сил, поддержки или прямого боя, Россия была последней, кто непосредственно включился в ситуацию. Затем, довольно неожиданным жестом, Путин объявил о выведении своих военных миссий, после чего последовало практически мгновенное реальное частичное выведение воздушного состава, подтвержденное во вторник, 15 марта. Это стремительно меняет расчеты всех задействованных лиц, которые пытаются понять намерения и возможные последствия такого хода.
Тем не менее, довольно легко сделать выводы о том, какие договора могли быть заключены некоторыми участниками. А если не были, то российские действия могут вести к попытке заключения таковых. С таким количеством участников и интересов существует множество возможных комбинаций. Например, вывод войск Россией может открыть возможность турецкого военного вмешательства в северную Сирию. Турция хочет помочь США сокрушить Исламское государство, сдержать территориальное расширение Отрядов народной самообороны курдов, ослабить повстанческих марионеток в регионе и, в идеале, создать безопасную зону, где могут содержаться мигранты. Но российское военное присутствие в северной части провинции Алеппо, которое стало намного более агрессивным с тех пор, как Турция сбила российский военный самолет, препятствует прогрессу в достижении этих целей. Уменьшение роли России в Сирии может изменить эту ситуацию.
Конечно, Россия не сделает это просто так, а Турция мало что может предложить. Но серьезное турецкое сотрудничество может остановить поток мигрантов за рубежом, что Россия могла бы представить в качестве подарка для Европы в целом. Россия хочет облегчения санкций, а Турция хочет финансовой помощи с мигрантами и более выгодных отношений с Европой. Что-то должна предоставить и Европа, чтобы Турция и Россия преодолели разногласия и начали сотрудничество для прекращения потока мигрантов.
Подобные варианты бесконечны, и вполне можно представить себе будущую большую сделку. Но это очень опасно. В конечном счете, политические силы в Сирии - которых до сих пор гораздо больше, чем тех, которым оказывают поддержку - и их желания будут решающими факторами. Пожалуй, самый последний режим прекращения огня был, на самом деле, просто затишьем в боевых действиях. В большой схеме войны присутствие России в Сирии было ограничено, и правительственные лоялисты, поддерживаемые Ираном вооруженные формирования и Хезболла ведут главные боевые действия. У них есть свои собственные цели, которые они хотят сохранить независимо от участия России. Повстанцы, которые настолько раздроблены, что у них нет достаточно сплоченного руководства, увидят немного ослабленного противника, как стимул, чтобы вернуть инициативу. И с продолжением боевых действий все больше людей будут вынуждены покинуть свои дома. Эти люди будут продолжать пытаться попасть в Европу, где они все еще видят больше возможностей, независимо от трудностей. Некоторым даже удастся достигнуть своей цели. Если субъекты, которые ведут переговоры о предполагаемой сделке, не в состоянии выполнить то, что обещают, Европейский союз будет менее склонен выполнить свою часть.
В то время как конкретный результат не гарантирован, он все же иллюстрирует потенциальные подводные камни любой сделки. В конце концов, существуют расхождения между тем, что мощные внешние силы хотят в Сирии и тем, что они реально могут сделать. Сокращение военного присутствия РФ может отражать этот разрыв: Россия отзывает свое военное присутствие, прежде чем потратит слишком много ресурсов, чтобы помочь Асаду достичь победы, в которой она не до конца уверена.