Зачем Путин выводит войска из Сирии: разведчик назвал истинные причины
Категория
Мир
Дата публикации

Зачем Путин выводит войска из Сирии: разведчик назвал истинные причины

Зачем Путин выводит войска из Сирии: разведчик назвал истинные причины
Источник:  The Huffington Post

Президент России Владимир Путин застал почти всех врасплох своим неожиданным заявлением об отводе войск из Сирии. Неудивительно - сирийские коалиционные силы находились на пике; на волне успеха они захватывали новые земли, иногда даже без боя. Пэт Ланг, бывший офицер военной разведки США, отметил, что Исламское государство, похоже, «разваливается в Сирии и Ираке. Они умирают голодной смертью из-за денежных потерь, проигрывая воздушным действиям R-6 и США против экспорта нефти через Турцию. В то же время оборудование и рабочая сила не поступают по взаимному транспортному маршруту из Турции». И в такой момент, с попутным ветром в его парусах, президент Путин заявляет об отводе войск.

Бывший агент секретной разведывательной службы Великобритании MИ-6 Алистер Крук в своей статье для The Huffington Post, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказал о том, насколько реальным является вывод российских войск из Сирии, как РФ пытается управлять сирийским конфликтом и проверяет, насколько США доверяет ей.

Не все военные вопросы были решены. Алеппо остается в подвешенном состоянии - частично окружен джихадистскими силами, которые сами окружены силами коалиции во главе с сирийским правительством и отрезаны от линии снабжения. Плодородная часть Сирии, которая лежит к западу от линии, проведенной от Алеппо на севере до Дараа на юге, еще не защищена. Восточная Сирия, в основном пустыня, которая в военном отношении имеет меньшее стратегическое значение, остается в значительной степени в руках ИГИЛ. А Турция не остается за пределами сирийского суверенитета, подбрасывая артиллерийское оружие через границу.

Почему Россия начала вывод войск сейчас, когда еще многого можно было бы достигнуть? Что это значит для политического будущего Сирии?

Во-первых, это не совсем вывод войск - все зависит от того, как вы на это смотрите. Те российские самолеты, которые были предназначены для того, чтобы остаться в Сирии (и не являются частью вывода войск) по-прежнему активно поддерживают силы коалиции на земле, атакуют повстанцев и боевиков, которые не включены в соглашения о прекращении огня (главным образом, Фронт ан-Нусра и ИГИЛ). Как сказал один российский военный журналист Radio Free Europe, "флот остается; зенитные системы остаются; танки остаются; все морпехи остаются; вертолеты остаются; некоторые из самолетов останутся. Только некоторые из воздушных судов и их обслуживающий персонал выводятся. И они могут вернуться, конечно же, за каких-то три или четыре часа".

К тому же, отвод, если верить отчетам, совпал по времени с плановой ротацией воздушных судов и обновлением материально-технических ресурсов, которые необходимы для поддержания технического состояния после периода интенсивного использования. Так что можно называть отвод войск Путина поворотом сил, сдвигом в темпе, намеренно использованном для политического перехода, чтобы сбить политиков с толку и вывести на новый путь. И кажется, президент России, преуспел в этом: госсекретарь Джон Керри должен прибыть в Москву, чтобы встретиться с Путиным, в ближайшее время.

На самом деле, может оказаться, что целью Путина вовсе не было начать переговоры между разными заинтересованными сторонами в Сирии, а загнать в угол Вашингтон – заставить администрацию Обамы искренне сотрудничать с Россией, а не просто стоять в стороне, повторяя, что Россия, по прогнозам, должна упасть плашмя в трясину. Тем не менее, начать сирийский политический процесс в той или иной форме, безусловно, является второстепенной задачей. Путин с самого начала сказал, что вмешательство России имело ограниченные цели, что оно было разработано с целью "создания условий для политического компромисса".

Отвод войск, или ротация, Путина, безусловно, вызвала разнообразные движения в политическом поле. Оказывает давление на Дамаск и различные оппозиционные группы за столом переговоров в Женеве и боязнь того, что все российские воздушные силы могут вернуться, по какой-либо причине. Больше всего ответственности ложится на США, в том, чтобы остановить союзников (Турцию, Саудовскую Аравию и Катар) от вооружения и финансирования их марионеток в этой войне. Но могут ли Соединенные Штаты повлиять на своих союзников? Особенную проблему представляет Турция, так как президент этой страны Реджеп Эрдоган, возможно, нуждается в сирийском конфликте, чтобы сохранить свою власть.

Если коротко - один ощутимый эффект от сокращения численности военных сил РФ в Сирии может быть в том, что политические переговоры вышли на новый уровень - от (бесправных) участников в Женеве к внешним субъектам, которые спонсируют и финансируют их.

Это не первый раз, когда Путин использовал отвод войск для того, чтобы попытаться гальванизировать тупиковую политическую ситуацию. Напомним, что в преддверии заключения Минских договоренностей относительно Украины, Россия временно прекратила поставки вооружения боевикам на Донбассе (отметим, что заключение соглашений совпало по времени с захватом боевиками Дебальцево в феврале 2015 года, - ред.) в целях сосредоточения умов бандформирований и, возможно, чтобы умерить их военные амбиции и самоуверенность.

Общей чертой украинского и сирийского конфликтов является стремление российского лидера избежать конфронтации РФ и НАТО с Западом. Один из основных приоритетов Путина в запуске его "войны с терроризмом" - именно в том, чтобы получить хотя бы некоторое сотрудничество на равных с США, в качестве начала перезагрузки отношений между странами.

Отвод войск в Сирии позиционирует Россию как серьезную державу, которая хочет политического решения. Это может также смягчить позицию Евросоюза по сохранению санкций против РФ. И это может помочь Путину улучшить позиции в переговорах с преемником Барака Обамы в Белом Доме - Америка, которая ощущает себя униженной в Сирии, вряд ли будет участвовать в любой перезагрузке отношений, а скорее наоборот.

Помимо того ответят ли США, остается открытым вопрос: чего Путин ожидает от Асада? В Украине Россия стремилась установить федерализацию. Но это кажется неуместным для Сирии. Так называемые меньшинства никогда не были жертвами в Сирии. С курдами никогда не обращались так, как в Турции. Сунниты также не были изгоями - они составляют большую часть сирийской армии и всегда имели преимущество в деловом мире. Кроме того, Сирия никогда не была конфликтной с межрелигиозной точки зрения - до недавнего времени, когда различные формы ваххабизма эффективно разделили политику на секты. Сирия имеет идентичность. Это гордый и древний народ.

Хотела бы Россия ослабленное центральное правительство? Скорее всего, нет. Войну против радикального джихадизма вряд ли можно выиграть с помощью договоренностей в Женеве; она продолжится. И Иран, союзник России, несомненно, хотел бы видеть сильную Сирию в итоге. Возможно, США также увидят некоторые преимущества в сильной Сирии в то время, как государственные структуры на всем Ближнем Востоке размываются и уступают место широко распространенной социальной незащищённости человека. Но как этого добиться?

Россия неоднократно говорила, что сирийский народ сам должен выбрать, какое правительство он хочет. У Ирана такая же политика. Но Путин не может рассчитывать на то, что поддерживаемая Саудовской Аравией сирийская оппозиция найдет соглашение с Асадом в Женеве.

Более вероятно, что он опирается на План Б.

Одним из аспектов недавнего прекращения военных действий, который не получило особого внимания, было то, что местные соглашения о прекращении огня в этот период тишины были заключены при посредничестве офицеров российской армии - как правило, довольно высокопоставленных офицеров. Их усилия были встречены поразительными успехами. Более 40 таких соглашений обеспечили режим тишины. Может быть, если женевский процесс провалится, мы увидим начало мирного процесса снизу.

На основании этих соглашений, некоторые из которых были заключены Организацией Объединенных Наций, а другие сирийским правительством, в конечном счете, будут проходить местные выборы. Потом региональные. После чего парламентские. Конституция будет пересмотрена. И, наконец, президентские выборы будут проходить под международным контролем. В общем, сирийцы - как дома, так и в изгнании - в конечном счете, примут решение об их правительстве.

Но для достижения этого результата, важное значение имеет доверие между Россией и Америкой. Оно должно быть построено, считает автор статьи. Единственный реальный политический выбор сейчас, когда смена режима уже не рассматривается, это глобальное соглашение, достигнутое в Женеве или восходящий процесс, проводимый самими сирийцами (сопровождаемый продолжающейся войной против радикальных джихадистов). Неожиданное заявление Путина об отводе вооружения может быть предназначено для того, чтобы точно установить есть ли доверие, чтобы найти путь к окончательному решению.

Много зависит от исхода. И не только для Сирии. Он повлияет на формирование глобального порядка, так или иначе.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?