В прошлый раз мы рассказывали, какие тренды в социальной ответственности бизнеса способны убить существующие компании. Теперь знакомим с новыми ролями в бизнесе — виртуальными и реальными. Все это — в рамках подготовки к крупнейшему событию для маркетинг-директоров и маркетологов, которое состоится 14-15 апреля 2020 года в Киеве и называется 13 Украинский маркетинг-форум, партнером которого несколько лет подряд выступает ONLINE.UA.
ЭФФЕКТ ВЛИЯНИЯ "БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ"
У большинства из нас есть подписка на каких-то блогеров и мы подвергаемся их воздействию. Здесь есть неожиданный сюрприз: не всегда большее количество подписчиков означает большее влияние. Вы же знаете эффект сарафанного радио? Когда вам что-то советует один, только один человек.
- Мне рассказала подруга, знакомая ее подруги, которая является нано-инфлюенсером ...
- Кем-кем? ...
Рассказываем.
Нано-инфлюенсеры (от influence - "влияние") - это пользователи социальных сетей, которые имеют 1000-5000 фолловеров. Что меньше чем у микро-, макро- и мега-инфлюенсеров. Почему же маркетинг влияния ценит "маленьких"? В них более доверительные отношения с подписчиками. И на это есть причины. Они выглядят, как обычные люди, их фото не всегда имеют идеальное качество и обработку, поэтому люди видят сходство с собой. С читателями они часто знакомы лично. Они более тесно общаются с аудиторией и охотно пишут развернутые ответы на комментарии. И кроме этого - выбирают рекламировать то, что гармонирует с тематикой их блога. А еще нано-инфлюенсеры чаще всего делятся своим уникальным опытом использования продуктов. Дружите с нано-инфлюенсерами. Как говорится, маленький, и увесистый.
ВИРТУАЛЬНЫЙ, А ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ
Наиболее известный и влиятельный виртуальный персонаж - Лил Макейла с 1,9 млн подписчиков в Instagram. Модель и музыкант бразильско-испанского происхождения, живет в Лос-Анджелесе, и уже выступала лицом Prada, Gucci, Diesel, Chanel и Calvin Klein. Лил, как и мы, размещает мотивирующие цитаты, поддерживает общественные движения и защищает права трансгендеров.
Есть в этом тренде и мужчины - например, Алекс Хантер, главный герой серии игр FIFA от EA SPORTS. Он был лицом Adidas.
Виртуальные инфлюенсеры имеют невиртуальное влияние на миллионы взрослых людей. У них есть большие преимущества. Например, внешний вид может четко соответствовать особенностям бренда. Их поведение можно полностью контролировать, они не провоцируют непредсказуемых скандалов и соглашаются на все. И еще не загрязняют планету.
Какие здесь есть подводные камни? Виртуальный персонаж требует от бренда расходов. Чтобы выложить пост с фото, нужно несколько дней работы графических дизайнеров. Впрочем, популярность аватаров брендов все растет и создает конкуренцию для своих коллег-людей.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ДРУГ
Интересно, слышат ли создатели искусственного интеллекта его молитвы? А если серьезно, то давайте посмотрим на такое творение маркетологов, как виртуальный ассистент. Его предком является чат-бот. А отцом - голосовой ассистент, Siri, Google Assistant, Cortana от Microsoft, Amazon Alexa. В новом воплощении чат-бот получает "тело", голос, характер, а главное - имеет гораздо более высокий интеллектуальный уровень. Отличается глубокими знаниями в своей области, учится при каждом взаимодействии с пользователем. Поэтому со временем может стать искусственным другом, который тебя понимает и принимает таким, какой ты есть. Идеальные отношения.
Пример - приложение Replika. Это как воплощенный в реальности эпизод из "Черного зеркала». Все начиналось с идеи создать цифровую версию личности пользователя. Такой себе мини-Вася, или диджитальная Маша. Но потом все трансформировалось и появился виртуальный психолог, коуч, друг и просто тот, кто выслушает, даст совет, подставит "цифровое плечо", в которое можно поплакать, и никогда не осудит.
ОПТИМИСТИЧНЫЕ МУЧЕНИКИ: С УЛЫБКОЙ САДИШЬСЯ В ГОРЯЩУЮ МАШИНУ
Первые умные часы SPOT от Microsoft появились в 2004, когда еще даже не было смартфонов. Они использовали FM волны для передачи новостей, погоды и другой информации. И они опередили свое время: через два года выпуск SPOT прекратился.
В конце 1990-х были основаны два стартапы — Beanz и Flooz, которые продавали цифровую валюту для покупок в Интернете. Но это не приобрело популярность тогда. А сегодня в криптовалютные проекты вкладываются сотни миллионов долларов.
В 1996 году 19-летняя американка Дженнифер начала транслировать свою повседневную жизнь на сайте JenniCam. Это было настоящей диковинкой и определенный период имело большую популярность. Но для распространения этого жанра должно было наступить правильное время — со скоростным интернетом, лучшими камерами и большим стремлением создания видео-контента. Так Дженнифер показала путь другим, но сама не получила успеха, только как элемент истории развития технологий.
В 2011 году Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике, выпустил книгу "Мышление быстрое и медленное". В целом она - об ошибках нашего мозга. Автор пишет о том, что предприниматели являются обычно оптимистами, ведь иначе трудно решиться на бизнес.
Но часто оптимизма и самоуверенности бывает много, и предприниматели садятся в горящую машину, или отправляются на плоту в шторм. Бизнес терпит неудачу, но для конкурентов это становится инструкцией, как делать не надо.
На каждом пути были первопроходцы, и в бизнесе они являются проводниками, теми, кто показал путь, но не выжил. Тех, кто прокладывает путь первыми и терпит неудачу, сигнализирует о новых рынках и стратегиях, назвали оптимистическими мучениками.
Правда, это все интересно? Будущее удивляет, и в следующий раз будем разбираться, что нового в отношениях потребителей и брендов. Полное погружение в тренды и будущее маркетинга - на Украинском маркетинг-форуме 14-15 апреля 2020 года. In marketing we trust!