Верховная Рада наконец приняла долгожданный законопроект о восстановлении уголовной ответственности за указание чиновниками недостоверных сведений в своих декларациях. Он должен был поставить точку в конституционном кризисе, который возник после скандального решения КСУ, но не устроил ни председателя НАПК, ни представителей Евросоюза. Там рассчитывали на более жесткое наказание чиновников за ложь в декларациях, на чем настаивал и президент Украины Зеленский. В частности, президентский законопроект предусматривал тюремный срок за сокрытие доходов и имущества, нажитых нечестным трудом. Но депутаты приняли "компромиссный законопроект", который позволяет чиновникам избежать ответственности в случае искреннего раскаяния. Кроме того, заплатив штраф, чиновник сможет продолжать занимать свою должность, поскольку не будем считаться судимым, так как в законе называется не преступлением, а уголовным проступком подача недостоверных сведений в декларации. Председатель Нацагенства по предотвращению коррупции Александр Новиков уже направил официальное письмо Зеленскому и призвал президента немедленно ветировать закон. В Еврокомиссии и Европарламенте приветствовали сам факт возвращение наказаний за ложь в декларациях, но остались разочарованы их мягкостью, передает ONLINE.UA.
"Этот законопроект не предусматривает лишения свободы для лиц, умышленно не подают э-декларацию или умышленно не указывают в ней недостоверные сведения. Таким образом, эти деяния Верховная Рада признает не преступлением, а уголовными проступками. То есть, коррупционера могут освободить от ответственности в случае искреннего раскаяния. «Перевод» указанных деяний из категории преступлений к категории уголовных проступков дает возможность, заплатив штраф, не подать ли декларацию и скрыть приобретенное в коррупционный способ имущество", - говорится в письме Новикова к Зеленскому.
В Европарламенте считают, что санкции против чиновников за ложь в декларациях должны быть тяжелее. Там также напомнили украинским властям, что теперь ожидют дальнейших решений по НАПК и НАБУ.
"Приятно видеть, что Верховная Рада проголосовала за восстановление уголовной ответственности за предоставление заведомо ложных сведений в декларациях. Однако предусмотренные санкции могли бы быть более жесткими", – говорится в сообщении евродепутата Михаэля Галера, который занимается в ЕП вопросами Украины.
Напомним, законопроект о возобновлении ответственности за ложь в декларациях чиновников принят Верховной Радой за основу и в целом накануне, 4 декабря. Согласно документу, коррупционеров не будут сажать в тюрьму, хотя максимальная санкция статьи и предусматривает наказание до двух лет ограничения свободы - они будут отбывать наказания в исправительном центре, где смогут свободно пользоваться способами связи (телефоном, интернетом) и покидать центр по разрешению его руководства.
В целом законопроект предусматривает:
штраф от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (42 500 — 51 000 грн) или общественные работы от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет — за указание недостоверных сведений в размере от 500 до 4000 необлагаемых минимумов для трудоспособных лиц (от 1,135 млн до 9,08 млн);
штраф от 3000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 000 — 85 000 грн), общественные работы от 150 до 240 часов или ограничение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет — за указание недостоверных сведений на сумму свыше 4000 необлагаемых минимумов для трудоспособных лиц (от 9,08 млн);
штраф от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (42 500 — 51 000 грн) или общественные работы от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет — за умышленное непредставление декларации.
Ранее ONLINE.UA сообщал, что законопроект Зеленского о возобновлении уголовной ответственности за подачу ложных сведений в декларациях предусматривал суровую криминальную ответственность. Но Рада приняла компромиссное решение.